Татьяна Волошина: До каких пор будем бороться за туриста с «родными» чиновниками? - Социум - zn.ua

Татьяна Волошина: До каких пор будем бороться за туриста с «родными» чиновниками?

18 июля, 2008, 12:24 Распечатать

— Татьяна Павловна, недавно ТАУ отметила десятилетний юбилей. Чем эти годы более всего запомнились лично вам?..

— Татьяна Павловна, недавно ТАУ отметила десятилетний юбилей. Чем эти годы более всего запомнились лично вам?

— Знаете, все это время мы только то и делаем, что боремся с нашими властными структурами за место под солнцем. Национальный туризм до сих пор так и не стал мощной отраслью экономики, не появился ни в доходной, ни в расходной частях бюджета, не вынудил наших власть имущих относиться к себе с уважением, как относятся к индустрии путешествий в Турции, Испании, Египте, на Балканах, в странах Азии и Европы.

Практически весь мир давно понял, что въездной и внутренний туризм —мощный рычаг развития гостиничной и ресторанной, транспортной и культурной сфер, автомобильных дорог, железнодорожных, речных, морских вокзалов и аэропортов. Это — создание миллионов именно тех новых рабочих мест, которые так нужны Украине... Мы же только слышим, как хорошо у нас идут дела с туризмом, как 26 миллионов туристов посещают нас ежегодно, как каждый турист ежедневно оставляет в стране от 300 до 500 у.е. И ни одному высокому должностному лицу не пришло в голову хотя бы на калькуляторе умножить эти суммы на среднее количество дней пребывания наших вроде бы гостей и спросить у себя: «А где же деньги? Ведь это сотни миллиардов долларов! Ведь это несколько государственных долгов Украины!.. Почему же тогда мы такие бедные? И почему у отелей 30—40 процентов загрузки в год? И зачем строить новые, когда, получается, 23 миллиона въездных туристов ночуют в парках на скамейках?.. И куда в конце концов смотрит милиция, когда в стране творится такое безобразие?..»

— Знаю, вы всегда очень резко выступали и против упразднения нулевой ставки налога на услуги по въездному туризму...

— А как иначе? Ведь после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 25 марта 2005 года, предусматривающего упомянутые вами изменения, фактически была поставлена точка на дальнейшем развитии приема иностранных туристов в Украине. А именно — на экспорте туристических услуг. Вроде бы все должно было быть логичным — на выезде НДС выплачивается с маржи и не возмещается (не зачисляется в уменьшение обязательств). На приеме — налоговые обязательства начисляются на валовой доход и уменьшаются на суммы НДС в каждой сумме безналичных перерасчетов отелям, ресторанам, театрам, музеям, катерам, музыкальным коллективам, авто, железнодорожным и авиапредприятиям и т.п. То есть фактически мы должны были выйти на ту же сумму маржи.

Не буду напоминать вам о «добрых намерениях» наших законодателей, чиновников и налоговиков. Все происходит с точностью до наоборот. И это свидетельствует об их полнейшем невежестве и нежелании понять, что туризм — специфическая отрасль хозяйства, для которой правила игры на рынке должны быть детально продуманы и придирчиво выписаны.

Позвольте сообщить нашим руководителям туристической, экономической и налоговой отрасли, а заодно и депутатскому корпусу, что на 70—80 процентов субъекты туристической деятельности Украины — это малый и средний бизнес. Следовательно, речь идет о частных предприятиях, работающих по упрощенной системе налогообложения и на едином налоге. Таким образом, никто из них не платит НДС в бюджет и не предоставляет налоговых накладных.

— Татьяна Павловна, ни я, ни многие читатели «ЗН» не являются экономистами. Поэтому непросто понять, о чем речь. Не могли бы вы, так сказать, объяснить это на пальцах?

— Пожалуйста. Например, автобус на десять дней маршрута стоит 20 тыс. гривен. Комиссия (заработок) туроператора составляет 10%. 22 000 делим на 7,58 и имеем 2902,4 евро. Получили в соответствии с инвойсом (счетом) 2902 евро на валютный счет предприятия. Но валюту банк забрал по курсу 7,18, достойно оценив свои услуги и услуги межбанковской валютной биржи в 1161 гривню, то есть в 153,16 евро. Поэтому осталось 20 839 грн. Обязательство по НДС — 22 000 : 6 = 3449 грн. (автотранспортное предприятие — частный предприниматель, и налоговой накладной нет).

Следовательно, затраты туроператора составляют: 20 000 грн. за автобус + 1161 грн. банку + 3 449 грн. в бюджет. Всего — 24 610 грн. при фактически полученных на счет 20 839. То есть — минус 3771 гривню. А еще ведь нужно нам за что-то жить — оплачивать аренду, связь, зарплату, налоги, бумагу, в конце концов... Вывод: необходимо как минимум 26 тыс. гривен при цене услуги — 20 тыс. Тогда НДС уже будет 4333 грн. + 1372 грн. банка, туроператору же остается 295 гривен, а еще 25% налога на прибыль надо уплатить!.. Вот так бизнес по-нашему: заработали аж 41 евро, то есть 1,2 процента! Благодарим, г-да депутаты!

Кстати, с долларом такая же ситуация: при курсе 4,85 мы получаем гривни по курсу 4,6. Замкнутый круг!

— Какой же выход из ситуации?

— НДС нужно накручивать сверху на 20 000 грн + 10% туроператорам. Пользоваться курсом Нацбанка нельзя, — он существует только для начисления и уплаты налогов. Кстати, эта искусственная разница курсов, а это колоссальные средства, никоим образом не учитывается в налоговом учете, словно этих потерь просто нет.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме уменьшения налоговых обязательств туроператора в случае приобретения железнодорожных и авиабилетов. Как известно, предприятия, продающие такие билеты, в соответствии с Законом Украины «О НДС», освобождены от обязанности выписывать налоговые накладные, как и отели. Но! Чтобы доказать налоговой, что мы уплатили НДС в составе цены отеля (в случае безналичного расчета), достаточно иметь выписку банка и оригинал счета отеля с суммой НДС. А вот при оплате вышеупомянутых билетов этих докумен-
тов уже недостаточно — нужен сам билет, который является собственностью туриста, поехавшего или полетевшего с ним в Крым, Львов, Одессу, Москву или Лондон. В любом случае, его нет и априори не может быть у туроператора!

Куда мы только не писали по этому поводу, ответ один: ничего не знаем, ничего не хотим слышать, никаких копий, только оригинал билета с суммой НДС. А скоро авиационных бумажных билетов вообще не будет — электронный билет, и все... Чтобы всем было понятно, речь идет о 20—60 тыс. гривен за каждую группу, то есть 3300—10000 грн. НДС.

В общем, на билеты по Украине НДС выплачивается дважды: первый раз — предприятию, продающему билеты, в составе безналичного расчета, второй раз — в бюджет на такую же сумму. На билеты за границу — один раз: только в бюджет 20%, хотя у них НДС, в соответствии с законом, вообще не существует, ведь обслуживание предоставляется за границей.

— Логичный вопрос: как объяснить туристам, почему на билетах стоит одна цена, а туроператор берет на 22—23 процента больше?..

— В этом –то и дело. Как в такой ситуации доказать иностранцу, что это у нас такая налоговая система? Что мы не хапуги, не неандертальцы и пытаемся работать цивилизованно?.. Как украинским туристическим предприятиям работать в таких ценовых реалиях?.. Кто может популярно объяснить нам, туроператорам, почему оригинал счета отеля и выписка банка с указанием суммы НДС считаются документами для уменьшения обязательств при уплате налога на добавленную стоимость, а такие же оригиналы документов от «Аеросвіту», «Укрзалізниці», Донбассаэро и т. п. налоговая считает бумажками?.. Где логика? Где декларированная на всех уровнях государственная поддержка въездного туризма и просто здравый смысл, господа?!.

Когда, наконец, туризмом будет заниматься человек с экономическим образованием, который сможет в высоких властных кабинетах получить хоть какие-нибудь разъяснения относительно налоговых проблем отрасли и внести разумные изменения в целый клубок нелепостей, нагромождающихся годами?..

— Не надо быть специалистом, чтобы понять: все проблемы, о которых вы говорили, не только бьют по карману тех, кто занимается въездным туризмом, но и довольно негативно сказываются на конкурентоспособности нашего турпродукта.

— Конечно. Знаете, иногда создается впечатление, что кто-то нарочно провоцирует такую ситуацию, когда цены на наши туристические услуги бегут «впереди планеты всей». Ведь никто не заинтересован в восстановлении нулевой ставки НДС на экспорт туристических услуг, в то же время нулевая ставка на их импорт живет и процветает... Мало того, за деньги, которые нам платят иностранные туристы, им даже из окна автобуса ничего нельзя показать! Мест для остановок на объектах показа нет, да что там парковка — даже остановки возле того же Мариинского дворца нет! (Хотя в советские времена напротив отеля «Киев» всегда стояло пять-семь красных икарусов «Интуриста».) Проезда по Грушевского, Институтской, Крещатику нет... Как группу из 30—40 туристов с чемоданами завезти в отель «Украина»?.. Где раскрыть тему «Законодательная и исполнительная система власти в Украине»: может, в районе Гидропарка или на ВДНХ?
А ведь эти темы — обязательные в обзорной экскурсии.

— Если мы уже заговорили об экскурсиях, очевидно, уместно будет, по крайней мере пунктирно, очертить одну из наиболее болезненных тем отечественного туризма — уровень подготовки кадров.

— Действительно, это вопросы сейчас актуальны как никогда. Поскольку сегодня днем с огнем не найдешь приличного гида 30—40 лет, который профессионально владел бы языком и экскурсионными программами, дорожным материалом по маршруту Киев—Одесса, Киев—Львов, Киев—Крым. Кроме того, нужно же и накормить людей в дороге, и предоставить документы об оплате, и забрать акт о предоставлении той или иной услуги на маршруте и налоговую накладную, и немедленно решить любую проблему или задержку в обслуживании...

Скажите мне, какой вуз готовит таких специалистов?.. И представляет ли себе кто-то уровень знаний нынешних свежеиспеченных менеджеров по туризму? Они даже пяти музеев в Киеве назвать не могут, не подумав...

— Невеселый у нас получается разговор...

— Невеселый, согласна. Но ведь нынешние реалии еще менее оптимистические. Простите, что повторяюсь, но ведь действующая система налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по въездному туризму в Украине фактически превратила НДС в налог с оборотов в размере 15—17 процентов. И это — кроме 25% налога на прибыль! Как следствие, наш туроператор завышает цену на украинский турпродукт и вместе с тем значительно уменьшает его привлекательность, по сравнению с российским, турецким или любым другим. Вследствие чего из года в год мы уменьшаем свое присутствие на международном туристическом рынке. При этом прошу иметь в виду тот факт, что, уменьшая количество организованных иностранных групповых туристов в Украине, мы сознательно уничтожаем туристический экспорт, то есть валютные поступления, отказываемся от создания новых рабочих мест, развития туристической инфраструктуры и создания конкурентной среды. Неудивительно, что выезд украинцев за границу в 2007 году увеличился вдвое, поскольку именно на выезде действует нулевая ставка.

Думаю, вывод каждый способен сделать сам: наше государство всячески содействует выездному туризму, импорту туристического продукта и вывозу валютных средств из Украины. Вот вам и приоритетный вид туризма в Украине! Вот вам и заинтересованность в увеличении бюджетных поступлений!.. Доколе мы будем бороться за туриста не с российским или турецким конкурентом, а прежде всего с нашими «родными» чиновниками, которые вместо того чтобы содействовать туризму — буквально уничтожают его?!

Меняются президенты, правительства, и все дружно разрушают отрасль, провозглашая при этом приоритетность въездного туризма. Полный абсурд и полное невежество, простите за подобное высказывание... Все-таки прав наш президент: мы — уникальная страна...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно