СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ

6 марта, 1996, 00:00 Распечатать

«Помню, как мне было безумно больно, когда, не зная тебя, я думала, видя какую-нибудь несправедливость в гимназии: Боже, да неужели он не возмущается этим?....

«Помню, как мне было безумно больно, когда, не зная тебя, я думала, видя какую-нибудь несправедливость в гимназии: Боже, да неужели он не возмущается этим?.. Чем, если не духовной близостью, не родством душ объясняется это влечение к тебе... Как я люблю тебя, как благодарю за ласковый, добрый свет, оживляющий душу, дающий ей такой покой, такое счастье!..» Так в 1910 году писала своему учителю словесности Леониду Александровичу Соколову гимназистка Киевской Подольской гимназии. Это письмо, как и многие другие, не было отправлено своему кумиру. Они рождались в форме дневника, который совсем недавно обнаружила в семейном архиве Татьяна Дмитриевна Болгарская, кандидат искусствоведения, доцент Театрального института им.Карпенко-Карого, внучка того, кому они были адресованы 86 лет назад...

- Раньше умели любить высокой духовной любовью. Сейчас чувства поистерлись, упростились. По-моему, очень не хватает тонких, глубоких отношений, возвышающих женщину и мужчину. Как вы считаете, Татьяна Дмитриевна?

- Милостью Божьей я счастлива, что могу говорить в разных испостасях об этом со своими ученицами, студентами. Дедушка, которым были очарованы многие гимназистки, барышни Киева как блестящим педагогом и человеком, как бы возложил на меня эту миссию. В 1907 году он закончил в Сергиевом Посаде Духовную академию и приехал сюда, как теперь говорят, по распределению, преподавал в духовных учебных заведениях. Пригласили его и в женскую гимназию. Там дедушка впервые серьезно столкнулся с воспитанием и образованием будущей женщины. Эта проблема его очень волновала: у него росли дочь и два сына. Опять же в нашем архиве я нашла брошюру, написанную им, под названием «Женский вопрос или «ключи от счастья». «Ключи от счастья» - так назывался популярный в те годы роман писательницы Вербицкой, которая пыталась говорить о правах женщин, о гражданских браках. Дедушка со своей точки зрения рассматривал эти вопросы. Он был человек духовных исканий. Его капитальным трудом «Епископ Игнатий Брянчанинов», изданным в Киеве в 1913 году, до сих пор пользуются семинаристы. Дедушка имел чин действительного статского советника, был экстраординарным профессором...

- История вашей семьи - история формирования настоящей интеллигенции. Но в каждой «ячейке общества» есть свои проблемы: ведь у медали две стороны... «Прекрасная половина» вашего рода, очевидно, немало вынесла на своих плечах, чтобы получилось то, что в старинных романах называлось «уютным семейным гнездышком»?

- О да! И дедушка, и папа - а он тоже был педагог, профессор, преподавал с 1935 до 1988 года в Театральном институте историю театра, материальной культуры и быта - обладали сложными характерами, но были очень ответственны за семью, чтили традиции. Жены - бабушка и мама - обожали их, положили жизнь на семейный алтарь. Бабушке пришлось пережить «превращение Золушки», только наоборот. После Октябрьской революции из профессорской жены превратиться одновременно в кухарку, прачку, гувернантку: семья, покинув семикомнатную профессорскую квартиру в академическом доме на улице Волошской, 10 после уплотнения, переселилась в одну... Чтобы в ней царили мир и согласие, сколько нужно было иметь бабушке сил и терпения!.. Мама распрощалась с карьерой драматической актрисы и певицы - у нее был прекрасный голос, меццо-сопрано, - выйдя замуж по очень большой любви за папу. Она была из бедной, многодетной крестьянской семьи, которая едва стала становиться на ноги, да попала под раскулачивание. В голодный год старшая сестра забрала ее в Харьков. Тетя дала маме возможность учиться и заниматься вокалом. Позже сестры переехали в Киев. Мама пошла в драматическую студию при театре им.Франко, где преподавал мой будущий отец...

- Как воспитывали вас?

- Очень сурово. До десятого класса я не имела ничего, кроме формы. Мне внушали: ты - девочка из интеллигентной семьи. Твое богатство внутри, а не снаружи. Я много читала, училась музыке, ходила в церковь. И хотя у нас дома часто бывали гости - актеры, режиссеры украинских театров - не было богемной атмосферы, царило интересное духовное общение, много пели. Но меня даже на такие вечера особенно не допускали: на них собирались взрослые. Я, конечно, мечтала стать актрисой, но провалилась на вступительных экзаменах в институт. Теперь не жалею. Мне кажется, что на педагогическом - наследственном - поприще состоялась моя высшая самореализация, хотя я периодически переживаю приступы духовного рождения. Я окончила театроведческий факультет - училась у отца. И если он преподавал пятьдесят лет, то я уже 23 года. Будучи студенткой, вышла замуж. С будущим супругом познакомилась на концерте в консерватории. Ухаживал он за мной всего две недели, потом сделал предложение. Вместе мы прожили уже тридцать лет. Он - профессор, музыкант, дирижер. Я прошла классический путь женщины: жена, мать, «профи» в работе. Но Боже мой, сколько пришлось выстрадать, чтобы эти роли состоялись... Никто меня не учил быть ни красивой, ни мудрой, ни счастливой. Разбиваясь до крови, я постигала, что такое женская судьба.

- Вы произнесли потрясающую фразу: «Периодически переживаю приступы духовного рождения». Не они ли стали толчком к разработке курса «Мировая судьба женщины», который не встретишь ни в одном гуманитарном вузе?

- Для меня все начинается с вопроса - ну почему так? В 25 лет, в день своего рождения, я стирала белье маленьких сыновей и горько плакала... Я много размышляла над тем, от чего зависит судьба женщины. Исходя из собственного опыта, скажу: когда сходятся женщина и мужчина, это все равно что встречаются два мира с различными системами. Именно для женщины начинается испытание, которое длится всю жизнь. За все она платит, от нее зависит, чтобы в семье было хорошо. Есть прекрасная поговорка: мужчина держит дом за один угол, женщина - за три. Кроме того, я - педагог. И читая курс «История мировой бытовой культуры», старалась как можно больше узнать о судьбе женщины в разные эпохи. То, что превратилось в программу «Мировая судьба женщины», я писала только для себя. Публичное апробирование курс прошел в Вечерней женской гимназии.

- Через поколение вы повторили судьбу своего дедушки: опять гимназия...

- На все судьба и воля Божья. Я пришла в женскую гимназию случайно. Но в самой ситуации заключалась закономерность. Я выступала в Доме ученых с лекцией «Имидж современной женщины». На нее одна моя студентка привела госпожу Лактионову - директрису Вечерней женской гимназии. После лекции она подошла ко мне и сказала: вы у нас обязательно должны преподавать. Так курс «Мировая судьба женщины» обрел свою аудиторию. Мне еще надо найти интонацию, которая бы вливала оптимизм в моих милых слушательниц. Я начинаю говорить и чувствую: девушки загрустили - ведь во все времена у всех народов «линия жизни» женщины складывалась так нелегко...

- Но все-таки был какой-то период времени, когда «прекрасному слабому полу» жилось чуточку легче?

- Судьба женщины зависит от нравственных установок общества. Изменения с ней происходят чисто внешне, а роль у нее всегда одна: нести добро, красоту, генетический код нации. Если мы возьмем женщину Ветхого Завета, те времена, когда формировалось человечество, когда правил закон силы, то цель ее жизни сводилась к одному: рожать детей, преимущественно мальчиков. Женщины Нового Завета более милосердны. Они несут идею жертвенности, любви к ближнему. Родилась новая этика, в которой женщина - личность, человек. Иисус говорил: принимайте ее как помощницу, подругу. Это был голос неба. Первой, кто на Земле поднял его в защиту женщин, оказалась византийская императрица Феодора, родившаяся в 501 году нашей эры на острове Капри. Вышедшая из куртизанок (тогда «выбиться в люди» другого пути не было), с девяти лет она прошла через страшные унижения. Красивая, умная, хитрая Феодора в 24 года покорила будущего императора Византии Юстиниана. Она заставила его издать множество законов в пользу женщин: о разводе, об усыновлении незаконнорожденных, об освобождении комедианток от рабства, о разрешении обольщенным девушкам требовать законного брака, о восстановлении в правах наследства и многие другие. Феодора строила приюты, ясли, больницы и знаменитый Босфорский монастырь для раскаявшихся грешниц. Но была и тиранкой: нескольких проституток, которые не захотели там остаться, приказала утопить.

Более-менее женщина вздохнула в эпоху рыцарства, когда возник культ Прекрасной Дамы. Тогда был сделан шаг вперед: от обладания женщиной к поклонению ей. Но... Рыцарь, будучи влюблен в даму своего сердца, ради нее отправлялся в опасные путешествия, дрался на дуэли, защищая ее честь, а дома оставалась жена, брак с которой представлял только коммерческую сделку, дети, которых он не видел годами.

Художники, скульпторы, поэты Возрождения средствами искусства подняли женщину на пьедестал, учили поклоняться ей как воплощению красоты. Но, увы, это не распространялось на всех женщин.

В эпоху рококо-балов, маскарадов, эротики после мрачного воздержания Средневековья - в салоне знаменитой мадам де Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV, фактически решались все государственные дела. Везло женщинам только высшего общества. Удел остальных - тяжелая работа по дому, воспитание многочисленных отпрысков, церковь.

- Как жилось украинской женщине?

- В зеркале истории украинка выглядит очень привлекательно. Этому способствовала сказочная красота нашей земли, климат, питание, религия. Наша женщина соединяет в себе историческую мудрость с природной привлекательностью. Ни на Руси, ни в Украине чувство любви не было основой брака. Жертвенность, крест, стерпится-слюбится - эти чувства главенствовали, когда она шла под венец, чего не знали на Западе. И становилась и страстотерпицей, и великой труженицей, и душой семьи, ее доброй птицей Фениксом. Конечно, всякое бывало. Но уважением и почетом хозяйка пользовалась всегда. Недаром в народе говорят: «Батько для закону, а мати для iкони».

... Я была в двадцати странах мира, прочла горы литературы, имею собственный опыт. Воочию соприкасалась с укладом жизни восточной и западной женщины. Они очень отличаются друг от друга. В Египте, Арабских Эмиратах, Тунисе высшее назначение женщины, как и тысячи лет назад, заключается в том, чтобы рожать как можно больше детей. Западная женщина, пройдя через борьбу за равноправие, феминизм, обрела такую свободу действий, что, на мой взгляд, ее хочется и ограничить. Для нашей женщины, несмотря на тяготы времени, наступило время расцвета. После исторического накопления идет селекция ее лучших качеств. Современной девушке надо быть более прагматичной. Она не должна метаться по жизни, как щепка, а, осознав себя, составить программу на перспективу и целеустремленно ее выполнять. Ей необходимо обрести свой образ, стиль одежды, манеру поведения. Рецептов для достижения успеха нет. Но педагогика японцев, добившихся невероятных социальных и экономических успехов, зиждется на том, что из мальчиков они растят Мужчин, а из девочек - Женщин. Надо учитывать, что есть женщины, созданные только для семьи, а есть созданные для того, чтобы удивлять мир, пробуждая в нем громадные эстетические чувства. «Прекрасный пол» - это соль земли, олицетворение веры, надежды, любви.

- Татьяна Дмитриевна, а какая ваша самая большая мечта?

- Трудно сказать. Хочется, чтобы в Киеве появился институт, дающий возможность девушке получить настоящее высшее образование - по типу Института благородных девиц, существовавшего до революции, но с учетом реалий нашего времени. Хочется, чтобы мои сыновья достигли того, чего желают, а они кое в чем повторяют путь своего прадеда Леонида Александровича Соколова. Старший закончил Киевское военно-инженерное училище связи. Когда представилась возможность, ушел из армии. Теперь учится в Московском институте богословия и служит дьяком в деревне Перлово. Бывший старший лейтенант, когда-то страстно увлекавшийся техникой, с очень трудным характером в детстве... Младший закончил Киевскую консерваторию, сейчас в аспирантуре. Преподает в Духовной семинарии и Академии богослужебное пение, регент Ионовской церкви Троицкого монастыря. Организовал такой мужской хор, что пришедшие на праздничную службу канадцы предложили и помогли записать компакт-диск «Всенощное бдение». Тягу моих сыновей к служению Богу вижу не только в том, что это в них заложено генетически, но и потому, что их крестил прекрасный человек отец Алексей Глаголев. Лесик, как называли его в нашей семье, сын Александра Глаголева, известного в начале этого века в Киеве правозащитника.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно