СТУДЕНТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ СТАТЬ. НО ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ ОБЯЗАН - Социум - zn.ua

СТУДЕНТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ СТАТЬ. НО ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ ОБЯЗАН

11 августа, 2000, 00:00 Распечатать

Недавно в одном из выпусков теленовостей показали совершенно потрясающий сюжет. В нем шла речь об абитуриентке белорусского вуза.....

Недавно в одном из выпусков теленовостей показали совершенно потрясающий сюжет. В нем шла речь об абитуриентке белорусского вуза... семидесяти трех лет от роду да еще и на инвалидной коляске! Увы, супербабушке фортуна не улыбнулась: «срезали» чуть ли не на первом экзамене. Но неудача отнюдь не подкосила удивительную женщину. Она намерена серьезно засесть за учебники, подтянуть все «хвосты», чтобы ко вступительной кампании-2001 подойти во всеоружии.

К сожалению, не все «коллеги по несчастью» необычной бабушки, подобно ей потерпевшие фиаско на вступительных экзаменах, способны воспринимать неудачу с такой же стойкостью и непоколебимым оптимизмом. Для многих факт непоступления в вуз может стать серьезной психоэмоциональной травмой, причиной угнетенного состояния на длительное время и даже депрессии. Как справиться с негативными явлениями постэкзаменационного периода? Вот что советует психолог Социальной службы для молодежи Киевской городской госадминистрации Андрей КОВАЛЬЧУК.

— Для любого человека, не поступившего в вуз, характерно подавленное эмоциональное состояние. Прежде всего усвойте: негативный опыт — тоже опыт. Так что постарайтесь абстрагироваться от сугубо отрицательного, как бы возвыситься над ситуацией. Ведь у вас есть возможность попытать счастья в следующем году. Сейчас же главное — трезво оценить происшедшее, отыскать и проанализировать свои промахи и недочеты: то ли это недостаток знаний, то ли неумение преподнести усвоенный материал, то ли неправильное общение с преподавателем. И отсюда строить стратегию поступления в будущем. Опять же таки — неудача неудачей, но она дает еще один шанс задуматься, насколько подходит вам избранная специальность. А это тоже, согласитесь, немаловажно.

Но случаются и крайности — депрессии. Один человек может «выкарабкаться» из нее самостоятельно или с помощью родных и близких, другой — нет. Поэтому если вы очень тяжело переносите послеэкзаменационный синдром, обратитесь к психологу. И не бойтесь этого! Почему-то в нашем обществе психолога до сих пор зачастую ошибочно отождествляют с психиатром — врачом, работающим со всевозможными отклонениями. А ведь психолог просто помогает устранять проблемы, возникающие у абсолютно нормальных людей. И помните: лучше прибегнуть к помощи специалиста сразу, лишь только вы почувствуете, что ситуация выходит из-под контроля. Потом она, как снежный ком, катящийся с горы, может обрасти массой негативных последствий, справиться с которыми будет намного сложнее.

Итак, у вас есть все шансы стать студентом в следующем году. Впереди масса времени на подготовку. Единственное — данный процесс нужно правильно организовать. Весь материал по каждому предмету разбейте на смысловые группы и учите по этим блокам. Старайтесь не перескакивать с темы на тему, тогда процесс запоминания пойдет хорошо. Ведь все блоки имеют между собой логическую связь. Еще один узелок на память: продуктивнее всего человек усваивает знания на протяжении 6—8 часов в день. Желательно начинать грызть гранит науки с 9—10 утра до 13—14, затем сделать небольшой перерыв, и с 15 до 18 продолжать занятия.

Бывает, что человек все прекрасно выучил, отлично владеет материалом, но все равно перед экзаменом жутко нервничает и переживает. Как с этим бороться? Прежде всего надо определить, с чем связан страх: с боязнью проявить себя, свои способности, с боязнью публичных выступлений (если экзамен устный) или просто с нервным перенапряжением. С последним справиться легко — нужно просто отдохнуть. Поверьте, это намного лучше для памяти, нежели лихорадочное доучивание в последние часы и минуты. Если вас страшат публичные выступления, попробуйте «проиграть» экзамен перед зеркалом. Это поможет «отточить» дикцию, вы тут же увидите собственные недостатки. Ну а коль вы неплохо усвоили материал, но вам трудно все свести в логически связный ответ, запишите свое выступление на магнитофон и сразу поймете, в чем ваши ошибки.

Не меньше проблем бывает и с письменными экзаменами. Многие, наверняка, переживали ситуацию: вроде бы вчера еще хорошо знал ответ на экзаменационный вопрос, а сегодня сижу над листком и ничего не могу написать — лоб в холодном поту, сердце стучит, как сумасшедшее, и в голове полная сумятица. Такое состояние тоже несложно преодолеть. Расслабьтесь, попытайтесь минут пять ни о чем не думать. Не получается? Сконцентрируйтесь на собственном дыхании: две секунды вдох, секундная задержка, две секунды выдох. А потом спокойно, ничего не боясь и не думая ни о каких последствиях, отвечайте на вопросы экзаменационного билета. Начните с того, который знаете лучше. В дальнейшем, как правило, психологический механизм срабатывает и из памяти начинает «вытаскиваться» то, что еще пять минут назад казалось безнадежно забытым. Главное — логически правильно изложите материал, и тогда даже если вы что-то упустите, преподаватель поймет: знания у вас есть.

Кстати, о преподавателях. Что бы там ни говорили, но встречают человека по одежке. И первая оценка вам, как потенциальному студенту, ставится за ваш внешний вид. Следовательно, если перед вами педагог-консерватор, то серьга в носу, ботинки на двадцатисантиметровой платформе и волосы зеленого или красного цвета произведут на него неблагоприятное впечатление. Это будет подсознательно раздражать такого преподавателя, и он при экзаменации оценит вас ниже, нежели ребят, имеющих более консервативный вид. К слову, сам тип подачи ответа тоже должен учитывать личность экзаменатора. Молодые педагоги, как правило, предпочитают более эмоциональные ответы. Пожилые, наоборот, ценят взвешенность, умение логически мыслить.

Мне могут возразить: ладно, пообщавшись с полчаса на предэкзаменационной консультации с педагогом, определить его возраст мы сможем, но как с ходу узнать, консерватор он или, наоборот, человек прогрессивных взглядов? Ответ прост: повнимательней присмотритесь, во что экзаменатор одет, как себя ведет, как говорит, и попытайтесь «подстроиться» под него.

Несколько советов родителям несостоявшихся студентов. Главный принцип, которым вы должны руководствоваться в отношениях со своим взрослым ребенком, — не навреди. Иногда мамы и папы своей бурной реакцией на непоступление могут усугубить и без того подавленное состояние их чада. В то же время нельзя совершенно игнорировать ситуацию. Прежде всего нужно отнестись к тому, что произошло, адекватно. Кроме того, не дать сыну или дочери зациклиться на неудаче, возможно, организовать поездку куда-нибудь, чтобы он смог полностью переключиться, отвлечься, развеяться, а после того, как эмоциональный шок пройдет, созвать семейный совет. На нем трезво проанализировать провал на вступительных экзаменах, попытаться отыскать его истоки, «набросать» план действий на будущее. Кстати, родители иногда настолько болезненно переживают непоступление детей, что помощь психолога требуется уже им. Скажем, пару лет назад именно с такой просьбой к нам обратился один парень. Оказалось, его отец в свое время поступал в вуз (это было для него чуть ли не целью жизни), но «провалился» и так и остался без высшего образования. И он перенес свои чаяния и надежды на сына. Когда же тот потерпел фиаско, отец воспринял случившееся, образно выражаясь, как конец света. Наши психологи отыскали «пусковой механизм» возникшей проблемы, поработали с отцом юноши, и отношения в семье наладились.

Ну и в заключение я еще и еще раз призываю всех непоступивших в этом году почаще вспоминать надпись на троне мудрого царя Соломона: «И это пройдет». Если вы не распрощались с мечтой стать студентом, начинайте уже сейчас готовиться к ее воплощению. Может, стоит записаться на подготовительные курсы, пройти курс коммуникационного тренинга, который ведут специалисты- психологи...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно