Стратегия: увидеть цель и...

8 февраля, 2008, 13:01 Распечатать Выпуск №5, 8 февраля-15 февраля

Представьте: у вас в гараже стоит классный мощный автомобиль, который вы используете исключительно для.....

Представьте: у вас в гараже стоит классный мощный автомобиль, который вы используете исключительно для... очень редких поездок в ближайшую булочную. Глупо? Безусловно. Обидно другое: приблизительно так же «грамотно» и «рационально» не гипотетическое, а абсолютно реальное государство Украина распоряжается имеющимся у него туристическо-рекреационным потенциалом. Классным и мощным.

Причин у столь неправильного положения вещей множество. Одна из главных — отсутствие стратегии развития отрасли, соответствующей всем современным вызовам и требованиям.

Не так давно «ЗН» рассказывало читателям о том, что в прошлом году в Украине впервые за годы независимости была предпринята попытка создать научно обоснованную Стратегию развития туризма. Не вышел ли первый туристическо-стратегический «блин» комом? Насколько хорошим получился документ, находящийся ныне на рассмотрении Кабмина? Сможет ли стратегия стать отправной точкой украинского туристического прорыва?.. Стопроцентные ответы на эти вопросы в нижеизложенном вы, безусловно, не найдете. Но, уверена, извлечете немало интересного. Между строк в том числе. Кроме того, ознакомитесь с топ-листом основных «головных болей» отечественной индустрии путешествий и, что не менее важно, с рецептами их устранения.

Людмила БРАЦИЛО, заместитель начальника управления культуры и туризма Запорожской облгосадминистрации:

— Период стихийного развития сферы туризма и курортов позади. Сегодня отрасль функционирует в условиях жесткой глобальной конкуренции, а значит, нужно создавать и продвигать уникальный турпродукт, который бы стал визитной карточкой Украины в мире. Поэтому последующие шаги украинского туризма должны быть выверенными и эффективными. Это же возможно только при наличии нескольких обязательных условий.

Во-первых, использования в полном объеме потенциала, наработанного за предыдущие годы нашими туроператорами. Во-вторых, научного изучения нынешнего состояния отрасли и формирования на этой основе оптимальной модели развития отечественной туристическо-курортной сферы как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. В-третьих, обеспечения управленческого сопровождения (со сформированной вертикалью) развития туризма и курортов. В-четвертых, определения конечной цели и механизмов ее достижения. В-пятых, прогнозирования и предотвращения возможных рисков и угроз.

В рамках работающей сегодня Государственной программы развития туризма на 2002—2010 годы осуществить подобный прорыв в развитии отрасли не удается. Целостный подход к решению поставленных проблем возможен только при условии незамедлительного принятия Стратегии устойчивого развития туризма и курортов в Украине.

Юлия ЗАБАЛДИНА, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Института туризма ФПУ:

К сожалению, до сих пор в стране не существовало механизмов внедрения научных достижений в практику туристической деятельности: наука, бизнес и государственное управление развиваются будто параллельными путями. Именно поэтому эксперимент по привлечению к разработке Стратегии устойчивого развития туризма в Украине отечественных ученых разных научных школ и направлений, государственных служащих и практиков турбизнеса стал первым положительным опытом решения проблем области на научных основах, с использованием мирового опыта создания аналогичных документов и учетом реалий отечественного рынка.

Как результат — среди приоритетов, которые будут определять устойчивое развитие туризма в Украине, впервые названо формирование пространства высокой туристической привлекательности (за счет рационального и эффективного использования местного ресурсного потенциала), информационного пространства и человеческих ресурсов.

Как маркетологу, мне очень приятно, что особый акцент в Стратегии сделан на создании единой системы маркетинга в сфере туризма, включая мероприятия по формированию положительного имиджа страны и ее регионов. Это уже давно необходимо операторам выездного и внутреннего туризма, вынужденным тратить собственные средства на пропаганду украинского турпродукта.

Ольга ЛЮБИЦЕВА, доктор географических наук, профессор, заведующая кафедрой страноведения и туризма Киевского национального университета им. Т. Г.Шевченко:

Постоянно возрастающие объемы туризма, конечно, создают немало проблем. Прежде всего экологических, поскольку влияние человека на природную среду усиливается, и социальных, связанных с общением представителей различных культур, различных цивилизаций. Именно указанные проблемы стали причиной появления ряда международных документов по устойчивому развитию туризма. Наконец-то и в Украине повернулись лицом к этим вопросам.

Основными направлениями, предложенными для включения в Стратегию нашей группой, стали вопросы сохранения ресурсного потенциала и формирования туристического пространства. В основу положена идея формирования системы туристических центров, так называемых опорных туристических каркасов территории. Следующий шаг — направление усилий государства и бизнеса на развитие инфраструктуры именно в этих центрах, предоставление им информационной поддержки. Такими, например, являются города, определенные программой Евро-2012.

Формирование опорного туристического каркаса предусматривает, что он со временем будет включать туристические центры разного уровня, соединенные между собой сетью национальных туристических маршрутов. Так что, вследствие внедрения положений Стратегии, за ближайшие 10—15 лет мы должны сформировать туристическую сеть, которая репрезентативно представляла бы Украину иностранным туристам, а отечественным — предоставляла возможность глубже ознакомиться с природными и историко-культурными сокровищами страны, отдыхать на бальнеологических и климатических курортах, заниматься любимыми видами спорта, посещать разнообразные фестивали и тому подобное.

Безусловно, все это уже теперь требует значительных усилий, в том числе и финансовых, — на проведение инвентаризации объектов, которые могут быть задействованы в туризме (ведь занесение того или иного архитектурного или археологического объекта в реестр достопримечательностей еще не означает, что его автоматически можно включать в туристический маршрут и показывать туристам: сначала надо определить его состояние, аттрактивные возможности и тому подобное), установление режима пользования, чтобы не нанести непоправимого вреда чрезмерной эксплуатацией. То же самое касается национальных парков, садово-парковых комплексов.

Еще один важный момент (учитывая земельный вопрос и то, как он сейчас решается в стране) — закрепление статуса рекреационных за территориями, используемыми для отдыха населением, особенно в границах населенных пунктов и в пригородах, — пляжами, поймами, лесными массивами. Требуют усовершенствования действующие нормативы планирования и застройки рекреационных территорий.

Ясное дело, без развития транспортной инфраструктуры, что является прерогативой государства, формирование и функционирование опорного туристического каркаса невозможно. Следует также решить вопрос управления территориями, специализирующимися на туризме, усовершенствовать действующее законодательство.

Анатолий МАЗАРАКИ, ректор КНТЭУ, доктор экономических наук, профессор:

Объединение достижений разных по направлениям исследований отечественных научных школ в области туризма в процессе работы над документом, постановка острых проблем во время неоднократных общественных обсуждений дали, на наш взгляд, хороший результат — логичный, построенный на научных основах проект Стратегии стабильного развития туризма и курортов в Украине.

Однако чтобы стратегия стала жизнеспособной и реалистичной, правительство Украины должно признать туризм реальным, а не формальным приоритетом развития национальной экономики и культуры в стране. Следующим логическим шагом должна стать разработка долгосрочной национальной программы развития туризма и курортов на принципах устойчивого развития с определением эффективных механизмов реализации стратегических мероприятий.

Геннадий НАУМЕНКО, ака­демик Академии туризма Украины, президент Ассоциации экскурсоводов Украины, профессор, заслуженный работник культуры Украины:

Стратегия устойчивого развития туризма и курортов в Украине, безусловно, заслуживает поддержки. К ее разработке Научный центр развития туризма привлек представителей ведущих учебных и научных заведений Украины, специалистов туристических предприятий, широкую туристическую общественность. Важно отметить проведение многочисленных круглых столов, выездных заседаний, освещение этого вопроса в средствах массовой информации на всех этапах подготовки Стратегии. А также то, что созданный документ учитывает опыт многих стран мира, достигших значительных успехов в развитии туристическо-рекреационного потенциала.

Владимир НОСИК, доктор юридических наук, доцент юридического факультета Киевского национального университета
им. Т.Г.Шевченко:

Говорят, у кого есть стратегия, тот видит цель, способен определить задачи, а также пути и способы их решения. То же самое можно сказать о Стратегии устойчивого развития туризма в Украине, составляющей которой является нормативно-правовое обеспечение механизма реализации приоритетных направлений развития туризма на перспективу.

По направленности, содержанию подготовленный проект впервые по-новому определяет туризм как социальное, экономическое, экологическое, правовое явление, которое должно развиваться по экономическим и юридическим законам. Анализ действующей законодательной базы по вопросам туризма свидетельствует: ее нормы остаются малоэффективными, она не создает условий для реализации гражданами прав на отдых, необходимых правовых основ для привлечения инвестиций, особенно иностранных, в развитие туризма в Украине, не гарантирует безопасности в сфере туризма как непосредственно туристам, так и субъектам туристической деятельности, не обеспечивает поступлений в бюджеты от туризма.

Учитывая эти и другие факторы, в Стратегии сделана попытка определить туризм, рассматривая его сквозь призму не только туристической деятельности (правовое положение туриста в Украине, правовой режим туристических ресурсов), но и туристического продукта. Стратегия также устанавливает допустимые границы государственного и самоуправляющегося регулирования в сфере туризма с расчетом, чтобы не «зарегулировать» до такой степени, когда туризм как явление и туристическая деятельность исчезают или же существуют как невыразительная форма реализации права граждан на отдых. При такой ситуации граждане Украины вынуждены становиться иностранными туристами в других государствах, естественно, пополняя их, а не свою казну. Кроме того, в Стратегии предусматривается усиление юридической ответственности за качество и безопасность туристических услуг, защита прав украинских граждан как туристов за границей.

По каждому из приоритетных направлений развития туризма предусматривается пересмотр действующей законодательной базы, разработка проектов законов по регулированию туристической деятельности, согласование системы украинского законодательства с соответствующими директивами и стандартами ЕС, а также адаптация к ним. Требует также внесения изменений и дополнений законодательство Украины по вопросам регулирования труда, занятости, подготовки и переподготовки специалистов в сфере туристической деятельности, социального обеспечения и социальной защиты всех участников туристических отношений. Рациональное и эффективное использование туристических ресурсов предусматривает разработку проектов нормативно-правовых актов по определению их правового режима, создание и функционирование единого государственного кадастра ценных туристических территорий и т. п.

Валерий ТЕМНЕНКО, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики (факультет математики и информатики), доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности (факультет управления) Таврического национального университета имени В.Вернадского:

— Обсуждаемый проект интересен как пример рациональной технологии подготовки государственных программ и стратегий. В его рамках были объединены усилия почти полусотни людей, предположительно лучших специалистов и аналитиков Украины. Интенсивная деятельность этой разбросанной по стране команды организовывалась и координировалась Научным центром развития туризма. Такой подход выгодно контрастирует с, увы, распространенной практикой подготовки государственных документов в форсмажорном режиме за один-два дня группой из двух-трех чиновников среднего звена. Технология же подготовки этой Стратегии может сейчас восприниматься как эталонная.

К разработке проекта привлекли представителей университетской среды и сотрудников органов государственного управления, связанных со сферой туризма. Итоговый документ отражает способ мышления, характерный для этих социальных групп. К сожалению, не были задействованы представители гостиничного и крупного турбизнеса, поэтому в проекте отсутствует их понимание туризма. А ведь государство сейчас должно, скорее, учиться у успешных бизнесменов, нежели навязывать им образ действий.

Я бы дополнил Стратегию тремя пунктами, подразумевающими значительные финансовые затраты и организационные усилия правительства:

— необходимость внешнего аудита туристических перспектив Украины, результатом которого может быть мастер-план с рекомендациями для правительства, общества и бизнеса;

— необходимость зарубежной промоции туристических объектов Украины;

— необходимость координации усилий правительства и профессиональных туристических ассоциаций; постепенная передача функций лицензирования и сертификации этим ассоциациям.

Татьяна ТКАЧЕНКО, заведующая кафедрой гостинично-ресторанного и туристического бизнеса КНТЭУ, доктор экономических наук, профессор:

Основная причина недостаточно эффективного развития туризма в Украине — отсутствие философии устойчивого развития страны в целом и туристической индустрии в частности. Да, до сих пор не приняты такие стратегически важные документы, как проекты законов Украины «О концепции перехода Украины к устойчивому развитию» (1997) и «О Стратегии устойчивого развития Украины» (2004). Туризм как сфера экономической деятельности не отображен в «Стратегии экономического и социального развития Украины «По пути европейской интеграции» на 2004—2015 годы», утвержденной указом президента Украины от 28.04.04.

Развитие туризма в Украине в последние годы характеризуется довольно противоречивыми тенденциями. Так, резкое увеличение объемов туристического оборота и рост интереса к национальному туристическому продукту со стороны иностранных туристов сопровождается дисбалансом между въездным и выездным потоками в пользу последнего. Увеличение поступлений от туризма в бюджеты различных уровней — одновременным экстенсивным характером развития субъектов туристического бизнеса.

Ситуацию ухудшают нестабильность экономической, политической, социальной и экологической составляющих внешней среды, нестабильность институционной структуры в сфере туризма (каждые три года меняются статус и полномочия центрального органа исполнительной власти), недостаточно контролируемый процесс использования туристическо-рекреационных ресурсов. В результате положительное влияние туристического сектора на развитие национальной экономики и отдельных регионов незначительно и характеризуется значительным отставанием от отдачи области в развитых странах при наличии значительного ресурсного потенциала. Такой тип развития туризма определяют как нестойкий и несбалансированный.

Вышеприведенные аргументы свидетельствуют о необходимости разработки Стратегии устойчивого развития туризма и курортов в Украине с дальнейшей конкретизацией действующего механизма ее реализации. Окончательный вариант проекта после широкого общественного обсуждения приобрел структуру, отвечающую структуре документов такого типа. В нем определены цель, задача и принципы, приоритеты, этапность и механизмы реализации Стратегии устойчивого развития туризма и курортов соответственно ключевым положениям указа президента Украины «О мероприятиях по развитию туризма и курортов Украины» от 21 февраля 2007 года. Проект Стратегии по основным методологическим подходам гармонизирован с аналогичными документами ведущих туристических стран мира (Польша, Турция, Италия, Испания), конкретизирован соответственно условиям и состоянию развития туризма в Украине. Эта работа требует логического продолжения и разработки конкретных методик реализации предложенных механизмов.

Андрей ШИПКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Херсонского государственного университета:

На протяжении последних лет в определенной степени идеализировались регуляторные возможности туристического рынка, что привело к дисгармоничному развитию отдельных населенных пунктов в рекреационных зонах. Такая ситуация повлекла упадок ресурсного потенциала этих территорий и фактическое разрушение туриндустрии в перспективных для ее развития районах. Именно поэтому разработка Стратегии устойчивого развития туризма и курортов в Украине способна радикально изменить тенденции развития туризма и курортов в нашей стране.

Положительным в документе является то, что авторы отказались от управленческой модели стратегического планирования, а использовали симбиоз экспертной и партнерской моделей. Благодаря этому в общегосударственных направлениях развития туристической отрасли учтены потребности всех регионов Украины. Идея взаимодополнения туристических ресурсов разных территорий, прослеживающаяся в документе, поможет нашей родине стать страной круглогодичного туризма.

Максимальная реализация идей и направлений развития, заложенных в Стратегии, возможна при условии их включения в региональные, областные стратегии развития туризма и курортов и в планы стратегического развития населенных пунктов. Именно такая дальнейшая работа позволит сформировать всеукраинское пространство, благодаря которому туристическая сфера станет мощной составляющей экономики нашего государства.

Елена СОКОЛОВА, директор Научного центра развития туризма:

— Ни для кого не секрет, что высокий уровень развития Японии обусловлен несколькими причинами, одна из которых — уважительное отношение к научной мысли. Причина нашего отставания, на мой взгляд, кроется именно в том, что все сферы нашей жизни развиваются стихийно, методом проб и ошибок, по принципу «хотели как лучше…». А должна быть четкая схема: разрабатывается стратегия, затем — тактика и только после этого можно приступать к действиям. И так — во всём.

В прошлом году в Украине впервые была предпринята попытка создать научно обоснованные стратегические ориентиры в сфере туризма и курортов. По мнению большинства специалистов, ученым удалось разработать ёмкий, грамотный, органичный документ, способный стать основой для подготовки программ развития туризма и курортов, первая из которых будет ориентирована на 5—10 ближайших лет.

Вначале мы собрали предложения от 44 учёных Украины, которые изучили и свели в одну таблицу. Эти материалы обсуждались на восьми круглых столах, семинарах, совещаниях, прошедших не только в столице, но и в регионах. Полученные рекомендации, принятые резолюции также были включены в сводную таблицу. А затем рабочая группа из семи человек приступила к разработке проекта Стратегии.

В группе трудились представители разных школ и направлений. Но ни один не пытался доказать преимущества своей школы или теории. О научных амбициях тоже никто и не вспоминал. Преобладало исключительно уважительное отношение друг к другу, аргументированные доказательства, ориентация на создание грамотного, нужного стране документа.

Безусловно, при работе над Стратегией ученые изучили аналогичные документы многих туристически ориентированных государств. Однако никто не собирался слепо их копировать и экстраполировать на украинское пространство. Важно было соотнести создаваемую нами Стратегию с европейскими, чтобы действовать по принятым мировым стандартам. Но подчеркну: украинская Стратегия — исключительно украинская, в ней учтены все сильные и слабые стороны как самого отечественного турпродукта, так и условий, в которых он должен создаваться и развиваться.

В заключении хочу сказать одно: какие бы «игры» сейчас ни начались вокруг Стратегии, это уже не важно. Даже если примут какой-то другой вариант (в нашей стране всякое может произойти), по крайней мере, будем считать, что Украина всё-таки имела шанс получить научно обоснованную Стратегию устойчивого развития туризма и курортов, созданную коллективным трудом ученых государства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно