Станет ли Украина государством cамоуправляемых громад?

Поделиться
В последний год произошли огромные сдвиги в общественных настроениях, кардинально изменившие отношение людей к власти, да и саму власть...

В последний год произошли огромные сдвиги в общественных настроениях, кардинально изменившие отношение людей к власти, да и саму власть. Инициатором и субъектом этих изменений выступил народ. И в этом главная причина того, что нынешняя правящая элита считает себя народной властью. Что в свою очередь предполагает постоянный диалог между властью и народом, желание и умение слушать, слышать и понимать друг друга.

Вот уже несколько месяцев идет подготовка к административно-территориальной реформе, которая обещает усовершенствовать систему управления на региональном и местном уровнях, провести полную децентрализацию государственной власти и этим способствовать развитию местного самоуправления. Именно проблемам, связанным с этой реформой, и был посвящен Украинский муниципальный форум в Алуште. Его организовала и провела Ассоциация городов Украины и громад.

Известно, что Ассоциация последовательно выступает за демократизацию власти и общества. На форуме президент Ассоциации киевский городской голова Александр Омельченко сказал: «Мы полностью поддерживаем лозунг Виктора Ющенко «Украина должна стать государством самоуправляемых громад». Но мы ощущаем, что наше видение будущей системы эффективной власти фактически не интересует те высшие властные структуры, которые должны заниматься реформами. Более того, они игнорируют все мероприятия, связанные с обсуждением путей решения проблем местного и регионального развития, которые проводит Ассоциация».

И действительно, на форуме представители местного самоуправления (городские, поселковые и сельские головы — всего более 400 человек) пытались установить диалог с властью, которая, увы, отсутствовала, ибо в это время в Киеве проходила премьериада и объявленные в программе выступления президента Украины, спикера парламента и премьер-министра не состоялись. Не было и главного поборника реформ — Романа Бессмертного. Пришлось обсуждать административно-территориальную реформу без ее идеологов. Мы попросили некоторых участников форума высказать свое отношение к проекту реформы.

Виктор АНТОНЕНКО, городской голова (г.Бровары Киевской области), вице-президент Ассоциации городов Украины и громад

Реформа, предложенная Бессмертным, имеет несколько аспектов. Первый. Ее финансовое и материальное обеспечение. Второй. Правовые и законодательные мероприятия, необходимые для проведения этой реформы. Третий. Нужно понять, что хотим добиться реформой и как ее воспримет население. На все эти вопросы ответ отрицательный.

Сегодня на Киевщине 25 районов, а после реформы господина Бессмертного их останется 16. Ну а села объединятся в сельские громады, каждая из которых должна насчитывать не менее пяти тысяч жителей, значит, в нее войдут два, три, четыре или пять сел — пока не наберется нужное количество жителей. Такой сельской громадой будет руководить аппарат в 20 человек, а села, которые вошли в это объединение, будут иметь старост, каждый на 0,25 ставки. Кто сегодня станет работать за четверть ставки, за жалкие 80—100 гривен? Транспорта не будет, и Роман Петрович на одном из совещаний обещал выдать старостам по велосипеду.

Сегодня жителю села для получения какой-то справки нужно 10—20 минут, а завтра — 3-4 часа. Этого ли «улучшения качества жизни» ждет от нас село? Ехать за справкой придется далеко, за 10—15 км. На чем? На велосипеде, одолженном у старосты?

А получение квалифицированной медпомощи? Сегодня рядовая райбольница имеет 10—12 отделений, а после реформы их останется 2—3. Чтобы побывать у врача, больному тоже придется десяток километров проехать. И опять же — не везде хорошо с транспортом. Реформа — это если раньше до больницы «скорая» ехала 40 минут, а теперь — 10. Вот какой реформы ждут от нас люди! Декларируется, что после реформы произойдет децентрализация власти, что власть приблизится к простому человеку. На самом деле она удалится от него на десятки километров.

Нищенские местные бюджеты, коматозное состояние жилищно-коммунального хозяйства, извечные конфликты органов местного самоуправления с исполнительной властью и постоянное давление представителей этой власти на выборных руководителей территориальных громад с целью удовлетворения своих политических и корпоративных амбиций — такое сегодня местное самоуправление. Добавьте сюда почти полное отсутствие средств для оказания культурно-социальных и коммунальных услуг населению. Местные советы не имеют ни рычагов, ни стимулов для развития. По современным правилам игры местные бюджеты из года в год уменьшаются. Если в прошлом году часть местного бюджета без трансфера составляла около 30%, то сегодня — 25%.

За счет местных налогов и сборов бюджеты формируют лишь на 5—7%. Местные сметы стали ведомостями на выплату зарплаты, она составляет 85—90%. На местном уровне в бюджете ничего нет для развития. Отсюда — разбитые и темные улицы, обшарпанные школы и больницы, куда нужно приходить со своими лекарствами…

Сравнивая прошлую власть с нынешней, можно уверенно сказать: раньше между местным самоуправлением и исполнительной властью была пропасть, а теперь — бездна. Например, 80—90% земли города Вышгорода предыдущая облгосадминистрация изъяла из границ города и раздала кому хотела. Мы обратились к нынешнему главе облгосадминистрации, потребовали вернуть землю. Казалось бы, он должен помочь восстановить справедливость. Но наш вопрос в течение длительного времени даже не вносился в повестку дня. А когда райсовет Вышгорода обратился в суд и выиграл дело, то госадминистрация подала апелляцию. Как видите, ничего не изменилось с приходом новой власти, а по некоторым вопросам стало даже хуже.

Авторы реформы постоянно ссылаются на польский опыт. Но ведь Польше на проведение подобной реформы Евросоюз дал 12 млрд. евро. А нам кто даст? Да, проведение реформы потребует огромных средств. Только Киевская область «съест» один миллиард гривен. Замечу, чтобы закончить газификацию сел области, необходимо потратить 500 млн. гривен. Что же лучше: реформа, придуманная в начальственном кабинете, или газ в каждом сельском доме?

Андрей ГУСЛАВСКИЙ, городской голова (г.Кременец Тернопольской области)

Уверен, что административно-территоральную реформу надо делать обязательно. И не затягивать. Главное, не придумывать свой украинский велосипед, идти по пути, который давно прошли другие страны. Посмотрите на Польшу! Как далеко она продвинулась после проведения у себя подобной реформы. Польский опыт обязательно нужно учитывать. Тем более что в большинстве европейских стран главным субъектом местной власти и распорядителем бюджета является базовая территориальная громада, которая состоит из жителей одного или нескольких небольших и близкорасположенных населенных пунктов. Подобная схема работает в Польше, она же предполагается и для Украины. Однако уверен — слепого копирования польской модели у нас не будет. Украина имеет свою историю и территориальную специфику. И именно украинские факторы необходимо взять во внимание при подготовке и внедрении реформы. И это непременно будет сделано.

Хотя реформа может болезненно отразиться на отдельных людях. Но бывает, что без хирургии не вылечишь больного. А лечить надо, и чем быстрее, тем лучше. Мы помним прошлые реформы, они больно били по нашим дедам, отцам, да и нам досталось. Но это не значит — держись за старое и бойся всего нового. Уверен, при создании громад (а это соответствует территории с населением не менее 5 тысяч человек) обязательно будет браться во внимание и фактор доступности до центра громады, и фактор плотности населения, и фактор национальной и религиозной принадлежности, и фактор техногенности территории… Для создания каждой громады будет применяться индивидуальный подход с учетом всех существенных условий. Количество населения в громаде зависит от многих составляющих. Главное — комфорт граждан. Но, разумеется, цифра не должна быть меньше пяти тысяч.

Почему население громады пять тысяч человек? Да потому, что она традиционно тяготела к этому. Анализ финансовой ситуации демонстрирует, что затраты территориальных единиц не совпадают с их доходами. Пересечение кривых затрат и доходов возможно на отметке 3,5 тыс. населения в громаде, эта отметка — нулевая. При численности громады больше пяти тысяч можно формировать бюджет развития, т. е. деньги будут идти на строительство новых объектов, повышение качества услуг и предложение новых.

Детский сад, дороги, освещение, коммунальные услуги, горячая и холодная вода, отопление, крыши и тому подобное... Все это может предоставлять только один институт — местное самоуправление. Почему же оно сегодня не выполняет этих функций? По двум причинам: отсутствие полномочий и ресурсов. И то, и другое даст реформа.

Я с 1994 года бессменно работаю кременецким городским головой. Раньше у нас было много фабрик, больших и малых заводов. Сейчас некоторые закрыты. Но мы надежду на возрождение не теряем. Городу нашему 778 лет, вместе с соседним Почаевом он является государственным историко-архитектурным заповедником. Его задача — восстановление исторического и архитектурного наследия наших городов и создание на этой базе туристической инфраструктуры. У нас 54 памятника архитектуры, кроме этого, в Кременце родился великий польский поэт Юлиуш Словацкий. В прошлом году мы открыли единственный в мире мемориальный музей Словацкого. Кременец надеется, что административно-территориальная реформа поможет ему решить многие вопросы. Ведь она предлагает вместе с районом ввести такое понятие, как город в районе, который, возможно, даже выведут из системы района, где он находится. Зачем? Сразу исчезнет бюджетный конфликт между районом и районным центром, что на сегодня очень распространенное явление.

Ну а в самом районе будет не менее 70 тысяч жителей. Это именно то количество, которое, с точки зрения обеспечения ресурсами и эффективности управления, самое оптимальное. Оно отвечает мировой практике для территориальных образований такого уровня. Вот и давайте что-то делать, а не сетовать на судьбу и топтаться на месте.

Реформа должна дать возможность каждой громаде самостоятельно формировать свой бюджет и распоряжаться им. А это главное. Ибо сегодня наша бюджетная система существует не для гражданина, которому необходимо предоставлять услуги, а для инфраструктуры.

Геннадий КАЛУЖИН, сельский голова (с.Доброе Симферопольского района, АРК)

По нашей Добровской долине пролегает международная автомагистраль Симферополь—Ялта. По обеим ее сторонам на протяжении 32 км — от областного центра и до Ангарского перевала и вглубь трассы на 15 км — раскинулись 12 населенных пунктов и 5 массивов компактного проживания депортированных в прошлом граждан: крымских татар, греков и армян. Всего в Добром проживает 22 тысячи человек. На территории в 31 тысячу гектаров расположены пять сельхозпредприятий, три карьера, три лесничества, хлебопекарня, фабрика мороженого, пять общеобразовательных школ, школа-интернат, училище олимпийского резерва, сельская больница, тубдиспансер, пять фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), пять клубов, пять библиотек, семь автозаправок, 74 частных предприятия и два коммунальных. У нас размещено более 10 тысяч дачных участков симферопольцев, алуштинцев, ялтинцев.

Лично я работаю сельским головой уже 15 лет, первым в Крыму удостоился звания заслуженного работника местного самоуправления. В сельский совет идут за получением субсидий, материальной помощи, выплат на детей, оформлением справок для начисления пенсий... Кроме того, на сельском совете лежат вопросы регулирования земельных отношений, выдачи государственных актов, выделения земельных участков. Множество других вопросов призван решать сельский совет. Нашу громаду можно приравнять к уровню района. Однако финансирование остается очень низким. Уровень затрат на душу населения в год составляет три гривни 54 копейки. Скажите, пожалуйста, о каком местном самоуправлении может идти речь, если в бюджет села закладываются такие деньги? Разве возможно наладить нормальную жизнь громады? Думаю, сегодня не найти ни одного органа местного самоуправления, который выполнял бы свои юридические обязательства перед избирателями за счет местных поступлений. Это значит, что в Украине возродили старую коммунистическую систему административного и экономического управления с помощью административной вертикали, а также налоговой и бюджетной политики. Сегодня сельские советы финансируют детские сады, ФАПы, амбулатории, клубы... Государство на все это дает только 40% необходимых средств. А 60% мы добавляем из собственных доходов от всех налогов и сборов.

Постоянная нехватка денег. Но мы выживаем. Когда был принят Бюджетный кодекс, то восьмилетние школы забрали у сел и поселков и передали на бюджет районов. В результате многие из них закрывались из-за отсутствия финансирования. Можно себе представить, как сельские головы, избранные громадой села, смотрят теперь в глаза своим согражданам. Но ведь не сельские головы виноваты!

Чтобы действительно как-то приблизить власть к человеку, мы создали в наших населенных пунктах на платной основе органы самоорганизации населения — сельские комитеты и делегировали им определенные полномочия. На территории нашего совета уже получили полномочия два селькома — в селе Заречное и в селе Краснолесье. До конца года учредим еще девять селькомов. Хотим, чтобы выборные селькомы получали зарплату, имели печать и хозяйствовали самостоятельно. Подсчитали, что минимальная сумма на содержание одного селькома составляет 15 тысяч гривен в год — это вам не 0,25% ставки!

Главное — не менять правила игры. Говорят, к примеру, что согласно реформе у нас заберут клубы. А мы столько денег угрохали на их ремонт! Когда до 2002 года пять школ были на балансе сельсовета, то мы их ремонтировали, отвечали за отопление, а учителям выплачивали зарплату без задержек. Теперь школы переданы в районо. Думаю, решение неоправданно, ибо все, что есть на территории сельской громады, должно ей принадлежать и ею финансироваться.

Что касается реформы, то мы боимся, что село Доброе будет разбито на четыре громады по 5,5 тысячи в каждой. Вот почему резолюция общего собрания представителей общественности всех сел, входящих в Добровский сельсовет, гласит: «Считаем условия социально-экономического развития и территориального устройства Добровского сельсовета оптимальными, и поэтому реформировать наш совет нецелесообразно».

И еще. Во время деления страны на области почти не брались во внимание экономические факторы, система подчиненности. В результате возникли так называемые «матрешки», когда на территории населенного пункта сосредоточена деятельность нескольких исполнительных органов власти разных уровней. Мне мои коллеги приводили примеры: село расположено на одном берегу Днепра, райцентр на другом, а мост — за несколько десятков километров. А Западная Украина? Село и райцентр — через гору, а дорогой ехать туда несколько часов. У нас в Крыму тоже административно-территориальное деление не везде идеально. К примеру, избиратели Судака почему-то выбирают двух мэров — самого города Судака и поселка Новый Свет. Кто такое придумал и зачем?

Сергей КЛОЧКО, и.о. городского головы (г.Сумы)

К законопроекту «О территориальном устройстве Украины» отношусь отрицательно. Знаете, я, как настоящий украинец, не люблю, когда на меня давят и заставляют принимать решение без моей уверенности в его правоте. С нами, украинцами, так нельзя!

Я долго жил в Миропилье. Когда-то это был райцентр, семь тысяч жителей. Потом прошла хрущевская реформа, и Миропилье стало селом. Сейчас в нем всего 800 человек живет. Село захирело, а через десяток лет вообще умрет, ведь остались одни старухи и старики, а молодежь уехала туда, где есть школа, детсад, базар, Дом культуры, магазины, службы быта. Поэтому когда говорят об укрупнении, я твердо знаю: если у села или поселка забрать государственный флаг, который висит на сельсовете или райсовете, они, эти села и поселки, упадут и уже не поднимутся. Уверен, эту реформу придумали люди, которые практической работой никогда не занимались — ни в селе, ни в городе.

Сумам эта реформа ничего не даст — ни хорошего, ни плохого. А вот для районов, для сел… Сейчас в области 18 районов, а после реформы станет 6—7. Оставшиеся поселки без статуса райцентра элементарно захиреют и погибнут. Это очевидно всем, об этом говорят и в селе, и в городе, но только авторы реформы, и в первую очередь Роман Бессмертный, ничего не слышат. Уверен в своей непогрешимости?

В Сумах живет 286 тысяч человек, у нас работает такое градообразующее предприятие, как объединение имени Фрунзе, на котором трудятся 26 тысяч человек. Кстати, за последние годы предприятие нарастило свои мощности — раньше там работало 20 тысяч. Нашему городу второго сентября исполнилось 350 лет. Вообще, город — уникальное творение человеческой цивилизации. Он имеет специфику, ее следует учитывать при организации местного самоуправления. В действительности городскую громаду значительно тяжелее объединить, чем, скажем, жителей села. А заданием городского самоуправления прежде всего является содействие организации громады. Каждый житель города, независимо с какого времени он там живет, должен чувствовать себя его гражданином, иметь вдохновение работать для развития города. Найти место в городе для каждого его жителя — главная задача самоуправления. Чтобы каждый наш гражданин вместо вопроса «Что для меня сделали город и страна?» ставил другой: «Что я сделал сегодня для своего города, села, страны?».

Наша новая власть занята реформами, и ей некогда думать о народе. Не хочет вникать в положение дел в каждом селе, в каждом поселке и городе, думает и решает все глобально. Не понимает, что если пройдет реформа, то из сел и поселков, которые будут куда-то там присоединены (а таких в Украине — тысячи!), народ хлынет в город. И так уже в Украине все больше и больше людей, которые не хотят жить в сельской местности и работать на земле, — очень уж тяжек и горек хлеб насущный. Есть ужасающие цифры. Если 30 лет назад селяне составляли от общего населения страны 56%, то сейчас — 27%. А город — это город. Его преимущества очевидны и понятны каждому: возможности выбора профессии, мест учебы и работы, знакомых и друзей, мест проведения досуга и даже любимых и супругов. Немалое значение имеет отсутствие в городе жесткого социального контроля, столь характерного для села, где «все обо всех все знают». В городах лучшие школы и больницы, библиотеки и клубы, учебные заведения и заводы... Но если село переберется в город, то что мы будем кушать, господа хорошие?!

Жаль, что огромные средства государство выделяет не на молодежные программы, не на здравоохранение, не на сельскую культуру, а на нелепые и абсурдные новации.

Сергей КОВНИР, городской голова (г.Глобин Полтавской области)

Лично я — за реформу, ибо три года назад видел результаты такой же реформы в Польше. Знакомился с городом, таким же, как Глобин (тоже 13,5 тысячи жителей). Наш город объединяет семь сел, а польский — 10. Но... Уровень бюджетного обеспечения на одного польского жителя ровно в 60 раз выше, чем на нашего, на глобинчанина. У нас эта цифра составляет около 30 долларов в год, а у них — 1800 долларов. Важно еще, что их система налогообложения тоже отличается от нашей, ибо многие средства остаются в территориальной громаде. Правда, польских мэров непосредственно избирает не народ, а сессии райсоветов. Они как бы назначают менеджеров для руководства своим народным хозяйством. Учтите еще, что польские сельские дороги, вывоз мусора, вода и канализация, уличное освещение, зарплата бюджетникам — все значительно лучше, чем у нас. К слову, Евросоюз выделил на каждого жителя Польши по две тысячи евро на ремонт систем теплоснабжения и канализации. Нам, в Украине, на эти цели необходимо 100 млрд. долларов, или 500 млрд. гривен, что составляет 10 наших годовых бюджетов. Кто же даст такие сумасшедшие деньги на одну лишь коммуналку?

У нас в районе заседала комиссия по этой самой реформе. Думали, кроили, делили... Некоторые населенные пункты, даже объединившись, не набирают пяти тысяч жителей. Есть три тысячи, четыре но не пять. Как тут быть? По новому делению, предложенному Бессмертным, эти населенные пункты никак нельзя считать громадой. Значит, будут жить и дальше, но уже без школы, клуба, почты, детсада и сельсовета. Обидно. А куда податься тем специалистам, которые работали в этих учреждениях? У нас по селам и без того безработных более 50%. Статистика также утверждает, что безработица по Украине, легитимная и нелегитимная, составляет сегодня 25%. А что будет завтра? Причем основная масса безработных — молодежь и женщины.

Не совсем понятны и нормативы реформы. В средней школе, к примеру, должно быть не менее 600 детей. У нас в районе школ на 600 детей (кроме Глобина) нет. Все строились по типовым проектам — на 320 учеников. Что теперь со старыми школами делать? Разрушить и построить новые?

Дороги у нас ужасные. Не случайно говорят: все дороги ведут в Рим, а бездорожье — к нам. Но судя по планам и прожектам Бессмертного, реформа дорогами заниматься не станет, будет лишь кроить территории. А сколько сегодня районов, где все дороги ведут только в родной райцентр, а сами районы не имеют сообщений между собой. Разве можно объединить, к примеру, два села разных районов? Мой коллега Петро Василькив из Ивано-Франковской области является головой в селе с населением 486 человек, а само село растянулось вдоль речки на 30 км. С кем и как ему объединяться?

Поймите меня правильно, какие-то отдельные районы, возможно, и надо укрупнить, объединить. У нас в области есть районы, которые по населению меньше, чем наш городок районного подчинения. Но делать все надо с умом. Не хочу никого обидеть, но народ говорит, что те, кто придумал реформы, летают в космосе. Чувствуется, что над проектом реформы трудились только чиновники и, возможно, географы. Хорошо бы к такой масштабной работе привлечь экономистов, социологов, демографов, культурологов, педагогов, медиков, специалистов по государственному строительству...

Я — бывший подполковник пограничных войск, участник боевых действий в Афганистане, имею два боевых ордена и 12 медалей. С 1998 года работаю городским головой и хорошо понимаю, что руководитель должен отвечать за свои слова и действия. Казалось бы, задача у всех руководителей одна: обеспечить, организовать, объединить, а затем — отвечать. Но почему-то результаты у всех разные. Один понимает, что придется смотреть людям в глаза и отвечать перед ними за все, а другой — что бы он ни сделал, а все как с гуся вода. Переведут такого руководителя на какую-нибудь другую ответственную должность, а расхлебывать содеянное будут простые люди. В этом-то и беда наша.

Леонид МАРТЫНЮК, экс-глава райгосадминистрации (г. Новоград-Волынский Житомирской области)

Самоуправление естественно, оно вообще свойственно украинскому обществу. Оно имеет свои исторические корни и начинается с Веча Киевской Руси, с Конституции Пылыпа Орлыка. Даже Российская империя и Советская власть вынуждены были сохранять и использовать эту форму народовластья. Чего не скажешь о теперешней власти, которая все хочет изменить и перекроить сразу, не изучив глубоко и всесторонне проблему. Я заметил, что сильных людей, профессионалов, умеющих отстаивать свою точку зрения, власть не любит. Пример. Нынешний глава райгосадминистрации поддерживал на выборах Ющенко, а я — нет. И этого оказалось достаточно, чтобы тут же снять меня и назначить его. А ведь наш район был передовым — я проработал главой райгосадминистрации с 1999 года. Сейчас идет ужасающее давление на тех, кто поддерживал Януковича. Но жизнь простого человека от этого не становится лучше.

Раньше подбор кадров велся системно. Люди постоянно учились, овладевали наукой управления. Сейчас у руководства всех уровней все больше людей случайных, назначенных сверху по принципу родства, кумовства, землячества, но не по профессиональным качествам. Когда я был председателем колхоза, а потом директором агрофирмы, то всегда имел кадровые резервы, всегда была достойная замена руководителю каждого отделения и звена. Там, где кадрами занимаются, там принимаются правильные, своевременные и взвешенные решения, которые дают положительные результаты. А у нас в Новоград-Волынском вот уже много месяцев народ не может успокоиться: митинги, забастовки, перекрытие дорог, жалобы и петиции президенту... Ясно, что новое, назначенное сверху руководство поддержит без совета с жителями любую реформу, продиктованную из Киева. Собственно, «одобрямс» уже звучит...

Не верю в эту реформу. Она не учитывает особенностей регионов. Есть села, где проживает 500—1000 человек, но они полноценны, перспективны. А есть такие, где и пять тысяч живет, но все равно лада нет — плохой руководитель, не держатся специалисты. Другой пример. У нас в селе Суслы и в других близлежащих селах живут поляки. Они хотели бы состоять в одной громаде. Но по новой реформе их придется разъединить. А в Одесской области? Одно село — молдавское, второе — болгарское, третье — гагаузское. Как там быть?

В Новоград-Волынском районе есть поселок городского типа Городница, где проживает более пяти тысяч человек. Все жители так или иначе связаны со старейшим фарфоровым заводом. Сегодня завод работает еще хорошо. Но принят закон об уменьшении въездной пошлины на фарфоровую посуду с 30 до 10%. Фарфором забиты уже все заводские склады. Вполне возможно, что в ближайшее время завод будет остановлен и две тысячи человек окажутся безработными. Следовательно, подобный аспект надо бы тоже учесть в реформе.

А психология, моральное состояние людей? Раньше они жили в городе, в райцентре, а после реформы эти населенные пункты переведут в ранг села. Были горожанами, а в одночасье стали селянами... Реформа должна поднять человека, придать новый импульс его жизни, а не стукнуть колотушкой по голове, создать еще больше проблем, унизить. Вот почему все, что Бессмертный и сотоварищи сочинили, — фантастика, утопия, а не серьезная и продуманная наука. Рубать шашкой каждый может.

Анатолий НЕГРА, городской голова (г. Голая Пристань Херсонской области)

Сколько уже было реформ! Ни одна не принесла пользы людям. Еще Столыпин обещал хорошие реформы. С тех пор много воды утекло, а село наше счастливой жизни так и не видело. Спрашивал лично Романа Петровича: «А вы уверены, что будет лучше?» «Уверен», — говорил. «А кто ответит за то, что реформа вскаламутит всю страну и разорит тысячи сел? Надо советоваться с народом». Он ответил: «Раньше, когда делали реформы, разве советовались с народом?» Но ведь раньше была поставленная сверху власть и только сейчас власть, избранная народом. Но и она, оказывается, народ свой тоже не слушает и идет наперекор его интересам.

Помню, как Бессмертный на совещании в Одессе упрекал мэров городов: «Вы все время просите денег, ничего другого не знаете». Неправда, я не прошу денег, а лишь требую не забирать заработанные. Ведь нужно составлять бюджет интересов. И если громада увидит, что хорошо работать выгодно, то она и на 200% сработает. А сейчас... Работаешь хорошо — доход заберут, работаешь плохо — дадут дотацию. Что же выгоднее? Надо заинтересовать нас, забирать хотя бы вполовину меньше, надо стимулировать старания громады. У нас за три года забрали 1,5 млн. гривен. Куда пошли эти деньги? Бюджетный кодекс заставляет местные советы целиком зависеть от «верхов». Арифметика простая: если местному самоуправлению дать больше прав, то многие государственные институции окажутся лишними. Всякие ведомства, департаменты, министерства и управления станут ненужными. Вот я и предлагаю президенту Украины и его соратникам: «Не занимайтесь реформой, предложенной Бессмертным, а проведите реформирование органов государственной власти на местах. Местная власть в лице головы райгосадминистрации возникла на развалинах райкомов и горкомов партии. И все, что было в этих зданиях плохого, вся эта аура лицемерия, подхалимства и начальственной спеси продолжает витать над страной. И обладатели этих кресел постоянно думают, как бы сохранить свою власть, и поэтому ни в ком не видят партнеров для диалога — ни в депутатах, ни в городском голове. «Смирно! Слушать мою команду!» — ничего другого не знают. Хотят подмять под себя все и всех, хотят управлять всеми процессами, причем непрофессионально. Ну а если будут ошибки, то вина ляжет на местное самоуправление.

Местные выборные руководители — заложники. Сейчас, за полгода до выборов, горсоветы обязаны повысить жилищно-коммунальные тарифы на 100%. Если не выполню это задание, то меня как городского голову привлекут к ответственности. А если выполню, то как буду смотреть в глаза людям 26 марта? Я ведь уже семь лет работаю городским головой, а до этого 12 лет был заместителем. Хочу и впредь честно смотреть в глаза громаде.

А кто придумал государственное казначейство? Говорили, что теперь уже не будет проверок КРУ, СБУ, налоговой и других органов. Как было, так и осталось. Вроде бы теперь казначейство проверяет все платежки, но снова проверка на проверке. Структура на структуре сидит и структурой погоняет. Вот что надо было реформировать!

Народ говорит: «Если к власти идут ради власти, то громаде беда, а если к власти идут ради громады, то громада выигрывает». Сейчас во власть пришли ради самой власти.

А почему, скажите, новая власть не займется более важной проблемой, чем реформа? Нелепо, но выборы в местные советы тоже решено проводить по партийным спискам. Обратите внимание, сама ВР не сразу решилась собственные выборы проводить по этим спискам. Сделала это постепенно, в течение 14 лет. Видимо, думала головой. А вот чем она думала, когда в апреле прошлого года приняла новый закон о выборах? Известно, что в украинских партиях состоит 1,5% населения страны, а тех, кто в этих партиях что-то делает (не только числится в списках), и того меньше. В каждом городке, поселке и селе есть десяток-другой людей, зарабатывающих на жизнь тем, что состоят в нескольких партиях, помогают им на выборах — даже тем партиям, которые между собой конфликтуют. Каждая партия их считает своими, но люди эти — без идеалов, без убеждений. Нет в селе партий, нет! Местную власть люди должны выбирать лично. И городской голова, и сельский могут быть как партийными, так и беспартийными. Но не должны они прятаться за спины Литвина, Мороза или Тимошенко. Отвечать за самого себя!

Юрий ОРЕШКИН, поселковый голова (пгт Станично-Луганское Луганской области)

Наша область попала в число «подопытных» — уже приезжала рабочая группа Кабмина и выдала нам карту предполагаемых изменений. Из 18 сел и поселковых советов в районе останется лишь восемь. Авторы доказывали, что благодаря реформе власть приблизится к людям. Как это произойдет? Ведь сейчас ряд сельсоветов находится на расстоянии 10 км от наиболее отдаленных сел. При сокращении советов эта отдаленность увеличится в два-три раза.

Уже третий срок «мотаю». В 1994 году набрал 75% голосов, в 1998-м — 81%, в 2002-м — 84,6% (а было пять кандидатов!). У нас 15 тысяч жителей. В прошлом году закончили газификацию поселка. В свои 58 лет пережил уже не одну реформу. Увы, они не улучшили жизнь земляков. Знаю настроение людей — они против реформы. Лучше эти деньги направить на благие дела, тем более что дыр у нас много. Ну а я постоянно воюю с райгосадминистрацией по поводу бюджета. В районе 18 сельских и поселковых советов, из них 17 советам дается дотация из райбюджета, а из бюджета Станично-Луганского деньги изымаются. В 2003 году изъято 240 тысяч гривен, в 2004-м — почти 500 тысяч, в этом году планируют изъять 494 тысячи. Доходная часть нашего поселка в этом году составит около двух миллионов, а четверть этого заберут. Мои походы по коридорам власти успеха не приносят. Все ссылаются на утвержденные контрольные цифры. А ведь эти 494 тысячи гривен очень были бы к месту. В ужасном состоянии находится коммунальное жилье, некоторым домам по 40 лет, а шиферная кровля ни разу не менялась. Нужно также ремонтировать дороги, менять стояки отопления... Каждую ночь в поселке — 25 вызовов «скорой» и столько же вызовов «аварийки» для ремонта водоснабжения. Вот куда бы надо использовать энергию Романа Бессмертного и его товарищей по оранжевой революции. Помогите селу, люди добрые! Стыдно признаться, но я и многие мои коллеги — участники муниципального форума в Алуште — обрадовались, когда в Киеве проходила вся эта катавасия с формированием Кабмина и когда узнали, что Роман Бессмертный остается вице-премьером, но уже не по вопросам административной реформы. Слава тебе, Господи! Может, забудет Киев о реформе, не будет ее навязывать. И вообще, оранжевая революция не оправдала ожиданий народа. Люди боролись и жаждали не смены личностей во власти, а смены системы власти. Она осталась прежней, далекой от народа, нелюдимой, склочной и амбициозной.

Елена ПАНОВА, поселковый голова (пгт Смолино Кировоградской области)

Особенно не вникала в положения реформы, ибо она моей громады не коснется. Даже если будут перекраивать области, то нам все равно — от Смолино до Кировограда 100 км, а до Черкасс 120 км. Куда присоединят, туда и будет. Наш поселок построили 30 лет назад специально под Смолинскую шахту, в которой добывают урановую руду. Все украинские АЭС используют наше топливо. Сейчас в Смолино проживает 10 тысяч человек, и всем надо дать работу, условия для жизни и отдыха. Поэтому хорошо понимаю, к чему может привести реформа.

Если в селе не станет сельсоветов, то не будет ничего — ни ФАПов, ни домов культуры, ни библиотек, ни школ. Ничего. Бывает, в селе есть школа, где учится 30—40 детей. Конечно, мало. Но все равно нельзя ее закрывать, нельзя село лишать детства. Жива школа — у села есть будущее.

Укрупнение колхозов в советское время привело к тому, что села, где не стало центральной усадьбы, просто растаяли, ибо их жители рано или поздно переселились в центр. А ведь в те времена не было безработицы, каждый мог получить работу и зарплату. Вот почему задача реформы должна быть следующей: дать человеку работу вблизи его жилья. Чтобы человек не мыкался, не был перекати-полем, не мотался за тридевять земель. Ведь рушатся семьи, страдают дети. Если работа находится на расстоянии 5—10 км, то можно и на велосипеде доехать. А если 30—50 км?

Читала всевозможные соцопросы и знаю, что люди во главу угла ставят работу по специальности и соответствующую оплату. А уж будут ли централизованно вывозить мусор, проложат ли водопровод в селе и как станут освещаться улицы — вопросы все-таки второстепенные. На первом месте — работа.

Сегодня средний район в Украине имеет 30 тысяч жителей. Предлагается сделать районы в 60—70 тысяч. Значит, половина райцентров страны перестанут существовать. Не сразу, не в первый год, а через 5—8 лет городок, в котором до реформы жило, к примеру, 30 тысяч, окажется поселком с населением 7—10 тысяч, а еще через пять лет окажется селом в 2—3 тысячи человек. Все работоспособное население, молодежь и бизнес переедут в райцентр — опять же из-за работы.

Реформа понизит уровень всей жизни в глубинке. Дома культуры станут клубами, неполные средние школы — начальными, средние — неполными, участковые больницы — амбулаториями, амбулатории — ФАПами, районные больницы в ликвидированных районах — участковыми. Освободится целая армия специалистов. Куда им податься?

Неужели не понятно, что если два или три бедных села объединить в одно, то оно от этого богаче не станет. Злыдни, они и есть злыдни. А еще говорят, что сама реформа будет проводиться за счет отмены налоговых льгот сельскому жителю: отменят фиксированный сельскохозяйственный налог, единый налог на землю… Бедные селяне! Административно-территориальная реформа — это контрольный выстрел в село, и оно, украинское село, после реформы уже не выживет.

Виктор СЛЫШ, поселковый голова (пгт Новая Водолага Харьковской области), председатель Ассоциации сельских, поселковых и городских советов районного значения Украины

Реформа Бессмертного может принести огромную пользу Украине. Но прежде чем ее вводить, надо принять или изменить около 300 законов. И только после этого начать реформирование.

Не думайте, что за счет сокращения аппарата местного управления мы получим большие средства — зарплата у сельского головы равна зарплате технического работника. Должностной оклад главы сельсовета — от 160 до 180 гривен, остальное доплаты: ранг, выслуга лет. Если доплат нет, то сельский голова получает минимальную по стране зарплату. А сколько придется тратить на поездки руководителей громады в далекие села! Этого почему-то никто не учитывает. Кстати, будущие штаты сотрудников громады центрального села настолько большие, что они вчетверо перекрывают сегодняшние штаты сельсоветов нескольких сел, которые хотят объединить в «пятитысячник».

Принято считать, что громады сел, поселков и городов убыточны. Это не так. Просто государство приняло ряд законов, которые не дают возможности не только развиваться, но элементарно сводить концы с концами. Да, в 1996 году был принят закон о местном самоуправлении. Но с введением в действие Земельного кодекса, с появлением Госкомзема, Закона о райгосадминистрации местное самоуправление с каждым годом теряло свои полномочия, и сегодня их фактически осталось не более 20% от тех, за которые проголосовала ВР в 1996-м. Но и этого, оказывается, мало. В феврале этого года президент Ющенко подписал изменения к Бюджетному кодексу. Первичная медицина и сельская культура будут переданы в районные бюджеты. Это значит, что во многих селах и поселках страны в течение первой половины будущего года (закон войдет в силу с 1 января) закроются многие ФАПы, клубы, библиотеки и амбулатории. Почему? Да потому, что денег мало и районные рады большинством голосов могут запросто решить вопрос о закрытии клуба или ФАПа в каком-то отдаленном селе или поселке. Вот почему надо срочно отменить это непродуманное решение президента — пусть бы сельская культура и медицина и впредь оставались в бюджетах сел и поселков. Сами пусть решают: надо ли закрывать эти учреждения или все-таки финансировать их работу, как бы тяжело это ни было.

В Украине много районов, население которых не превышает 10—12 тысяч. В нашей Харьковской области таких два — Печенежский и Коломенский. В этих райцентрах есть и больницы, и хорошие школы, и всевозможные коммунально-бытовые службы. Реформа по Бессмертному — это район не менее 60—70 тысяч жителей. Что тогда будет с нынешними малютками? Когда их укрупнят, то, например, из Печенежского в райбольницу придется ехать добрых 30 км, а свою, родную, закроют. Но вопрос даже не в том, в каком ранге будет село или поселок. Вопрос в распределении средств. Каждое село и каждый поселок должны получать достаточное финансирование для своего развития. А сегодня каждое село очень хочет стать поселком (денег выделят больше), а каждый поселок — городом (причина та же).

Интересно, что в аппаратах министерств и ведомств зарплата составляет 23%, а все другое (машины, энергозатраты, командировки, канцелярия) — 77%. А у нас, у сельских и поселковых руководителей, зарплата составляет 90—98% от выделенных средств. Нет денег на канцелярию, коммунальную службу. Подумайте сами: если бы сегодня президенту и министрам дали в процентном соотношении столько же денег, сколько нам, то они бы никуда не ездили, никого не принимали, а сидели в кабинетах и смотрели по черно-белому телевизору новости…

Если уж нужны реформы, то почему их не начать с ликвидации райгосадминистраций? Я работаю поселковым головой с 1990 года и никак не пойму — зачем они нужны? Видимо, власть боится народа, не доверяет ему. Неужели в райцентре, поселках и селах живут полные олухи, не любящие свою землю, свою улицу, свой дом? Неужели они самостоятельно не могут нормально жить и работать? Неужели нужен надзиратель?

То, что предлагают как теорию Бессмертного (по-другому не могу ее назвать), — это заполитизированная и затеоретизированная реформа, которую мы никогда не воплотим в жизнь хотя бы потому, что под ней нет ни законодательной основы, ни реальной практики тех стран, где такую реформу уже провели. Наша страна бедна, ибо ее бюджет в течение 14 лет разворовывали. И вместо того, чтобы забрать деньги у олигархов и дать их селу, власть придумала административно-территориальную реформу — очередную лапшу на уши народа.

Борис ХИХЛЯ, городской голова (г.Мерефа Харьковской области)

Реформу делать надо, но лишь тогда, когда наступит в жизни стабильность. Хотя бы два года стабильности… Ну, а села и поселки надобно всячески беречь и холить. Так уж исторически сложилось, что жизнь и благосостояние Украины произрастали не из города, а из села. И нельзя, чтобы после реформы село опустело и народ побежал в город. Хорошо бы провести реформу в каком-то отдельном районе. И посмотреть через 3—4 года: какова будет жизнь? И уж тогда…

Нужно также досконально изучить регионы. Например, нельзя сравнивать поселки, которые вросли в большой город, с теми, кто находится в сотне километров от него. Первым, скорее всего, и не нужны собственные больницы, клубы и прочие социально-культурные учреждения. А вторым они крайне необходимы.

В Мерефе работает шесть больших предприятий, есть два института — овощеводства и бахчеводства. Недавно мы открыли три детсада на 350 мест. Но на 30 тысяч жителей и 20 детсадов мало. Пришли в негодность очистные сооружения. Хороших дорог у нас 15%, не больше. Остальные — грунтовые или покрытые щебнем. Не можем осветить улицы. А все потому, что у нас «вторая корзина» составляет 430 тысяч гривен. Разделите эту сумму на количество жителей и увидите, что на благоустройство в год на одного человека выделяется всего 14,3 гривни. Какое освещение, какие дороги можно сделать за эти деньги?!

Работаю городским головой с 1986 года. Пережили самые страшные времена в начале 90-х, когда разваливались предприятия, закрывались клубы и детсады, когда бюджетники много месяцев не получали зарплату… Сейчас наступила относительная стабильность, и поэтому нельзя ее взрывать новыми катаклизмами.

Есть области, где население насчитывает пять миллионов человек, а есть — менее одного миллиона. Роман Бессмертный хотел бы перекроить и карту Украины. Моя точка зрения: области вообще трогать нельзя. Не лучше ли усилия власти, в центре и на местах, направить на так называемые «депрессивные территории». В каждой области таких есть две-три. Несколько городов и поселков живут практически за счет одного градообразующего предприятия. Чем это грозит — каждый может увидеть в шахтерских поселках Донбасса. Работает предприятие — город и окрестности живут. Остановилось предприятие — умирают. И беда приходит в тысячи семей. Надо сделать все возможное, чтобы при президенте Ющенко ни одно промышленное предприятие не закрывалось — вот вопрос вопросов, который обязана решить нынешняя власть.

Боюсь, что авторы реформы забыли о выработанных мировой практикой законах урбанистики. Например, такой мегаполис, как Киев, имеет радиус интенсивного экономического влияния в 50 км. Следовательно, все населенные пункты, попадающие в этот радиус, живут Киевом и за счет Киева. Областные центры имеют радиус такого влияния уже в 30 км. А райцентры — в 10 км, не более того. Все остальные укрупнения и перекраивания — от лукавого, ибо наши ужасающие дороги и отсутствие транспорта даже поездку в 10 км до райцентра могут сделать проблематичной.

Хорошо бы чаще читать Конституцию Украины. Она утверждает, что основным источником власти является народ, что народовластие реализуется в форме государственной власти и местного самоуправления. Государственная власть делится на законодательную, судебную и исполнительную. В демократических странах местное самоуправление является дополнением и противовесом государственной власти. В Украине это звено не имеет реального веса. Дать власть местному самоуправлению! Уверен, тогда жизнь простого человека обретет нормальные краски.

Валентина ШАШКО, секретарь горсовета, и.о. городского головы (г.Пологи Запорожской области)

Реформу делать нужно, но не сейчас. Если административную реформу еще делать можно (без спешки), то к территориальной мы не будем готовы еще много-много лет. А пока райсовету надо бы вернуть полномочия, ведь он сегодня вроде статиста.

Поезжайте в село, посмотрите, как оно ужасающе живет. Начиная от татаро-монголов и заканчивая Гитлером — все хотели поставить Украину на колени. Не удалось никому. А тут родные сыны и дочери пытаются ее окончательно «опустить». Еще недавно в селах были огромные животноводческие комплексы. Сейчас мертвечина, все поросло бурьяном, стоят развалины ферм, видны черные проемы окон... Сколько же надо десятилетий, чтобы возродить наше село, вернуть его к 90-му году. А тут на нашу голову реформа...

В Пологах живет 22 тысячи 150 человек. Город имеет 11 железнодорожных предприятий, через него проходят поезда Харьков—Мариуполь, Ясиноватая—Одесса, Бердянск—Москва... У нас добывают каолин для фарфоровых заводов Украины. Все хорошо, но нет стимула отлично работать. Все идет в бездонную бочку госбюджета, а нам — крохи...

Проработала 17 лет учительницей математики в сельской школе и душой болею за сельское образование. То, что предлагает реформа, уже было в 60-е годы. Сократили число школ и сказали, что нет проблем — будут школьные автобусы. Потом ни автобусов не было, ни школ, ни дорог. Когда будете уверены в том, что школьный автобус всегда и из каждого села доставит детей в большую школу громады, тогда можно закрывать сельские школы. Только тогда. Ну а сам школьный автобус должно содержать государство, а не школа и ее директор. Не должен директор доставать бензин и резину для этого автобуса, не должен ремонтировать и нанимать или увольнять водителя. Не его это дело.

Считаю, что не реформу Бессмертного надо обсуждать, а систему органов власти на местах. Главная наша беда: слишком большая централизация. Она привела к концентрации огромных полномочий в руках органов исполнительной власти — местных государственных администраций. А это прямо противоречит принципу Европейской хартии местного самоуправления. Это на словах провозглашается децентрализация власти (и при Кучме об этом постоянно говорили), но такой дикой централизации, как сейчас, раньше не было. Райгосадминистрации постоянно вмешиваются в компетенцию местного самоуправления. К примеру, глава администрации дает указания райсовету: выполнить одно, сделать другое, организовать третье... Неужели мы сами не знаем, что надо делать в районе?! Пришло время менять систему государственной власти на местах. Она не только показала полную неспособность обеспечить развитие территорий, но даже не сумела исполнить роль административного ресурса на выборах.

Зиновий ШКУТЯК, городской голова (г.Ивано-Франковск)

Украина никуда от реформы не денется, мир через это прошел давно. Если реформу будем проводить позже, то потеряем драгоценное время. Конечно, в каких-то деталях можно найти минусы в реформе, предложенной Бессмертным и его командой. В жизни вообще нет ничего идеального. Главное — реформа впервые передает функции «сверху вниз», следовательно, больше прав будет у местного самоуправления.

Более 80% всех населенных пунктов (а всего их в Украине более четырех тысяч) имеют сегодня в бюджете только средства на зарплату трех штатных единиц. Какой смысл в таком хозяйствовании? Неужели бюджет государства существует только для того, чтобы три человека получали зарплату? Если централизовать громады, то бюджет объединится и уже можно будет найти деньги на ремонт школ, дорог, освещение. Так, из четырех тысяч маленьких бюджетов после реформы будет 700 полноценных бюджетов. То, что раньше делили на четыре тысячи, поделят на 700. Все-таки получится больше. Главное, громада обретет возможность осуществлять государственное управление на своей территории. Для этого ей надо будет не только создать свои исполнительные органы. Громада станет финансово состоятельной. Во время формирования своего бюджета село, поселок, город уже будут зависеть только от закона, нормативов и собственной экономической инициативы, а не от воли разного рода чиновников, которых сейчас развелось море.

Раньше считалось, что экономическая самостоятельность регионов приведет к усилению сепаратизма. И потому шаг за шагом (особые усилия здесь приложил президент Кучма) в Украине утверждалась система суперцентрализованного управления регионами. Сначала через так называемую «президентскую исполнительную вертикаль» в виде представителей, а потом глав областных и районных администраций. Потом под эту вертикаль подвели систему формирования бюджетов на дотациях. Практически все должны государству. Так не пора ли все это поломать раз и навсегда!

Самое главное сегодня — создать в стране рабочую атмосферу, покончить со старой национальной традицией: опаздывать с жизненно важными шагами. Украина платит слишком высокую цену за такие постоянные исторические задержки. Собственно, как и за то, что свою государственную цель часто ищет сзади, в прошлом, все время цепляясь за то, чем жил народ вчера, 30—50 лет назад. Давайте двигаться вперед!

Что касается Романа Петровича, то к нему подходит такая украинская пословица: «Ще того Бог не вродив, щоб всім людям догодив». Я, как председатель областной организации Народного союза «Наша Украина», знаю Бессмертного как человека одержимого и честного. Да, он многим неудобен, но ведь проталкивая реформу, он думает не о себе, а о благе Украины.

Владимир ЯЛОВОЙ, заместитель городского головы — секретарь Киевсовета (г.Киев), председатель Союза секретарей местных советов Ассоциации городов Украины и громад

Со сроками проведения реформы не согласен. Роман Бессмертный предлагает провести реформу до выборов, а если не успеем — то перенести местные выборы на осень 2006 года. Думаю, провести такую масштабную реформу в сжатые сроки невозможно. Как можно реализовать реформу с жалким, по сравнению с европейскими странами, бюджетом, с бедными территориальными громадами, без изменений в законах? Надо изменить или создать заново не менее 300 законов. Разве наш парламент сумеет это сделать в течение года? Считаю, что для системного реформирования нужны годы и годы. Но децентрализацию власти на местах необходимо осуществить уже сегодня. Предлагаю забыть слово «реформа», а проводить реальную децентрализацию власти в Украине.

Не следует рубить с плеча, всех причесывать под одну гребенку. Если территориальные громады увидят, что какой-то поселок с присоединенными селами преуспевает, то, возможно, и они решат объединиться, чтобы иметь такие же возможности. Но решение это должно приниматься абсолютно добровольно, люди должны понимать, для чего они это делают. А принимать законы и начинать «перекраивать» людей силой?.. Это мы уже проходили.

Уже сегодня нужно делать конкретные шаги — повысить роль территориальных громад. А самое важное, чтобы с передачей им части функций, в том числе и бюджетных возможностей, улучшилась жизнь людей. Вот главная задача.

Увы, изменилось лишь лицо власти, но не сама власть. Она продолжает опираться на командные методы, которые помогают развитию бюрократизма и коррупции, душат инициативу громад. Такое впечатление, что в стране никакой революции не было. Сельские, поселковые и городские головы постоянно подвергаются преследованиям, а главы районных и областных госадминистраций тем или иным способом стараются подмять под себя органы местного самоуправления, перетянуть на себя их самоуправляемые функции. Например, в Васильковском районе Киевщины собирают жителей сел, привозят их в город Васильков, устраивают собрания, где голосуют за отставку мэра города Василькова. Как это называется? Ведь голову города избирали только жители этого города. Таким же преследованиям подвергается и мэр города Бровары. Хотя он, невзирая на безумное противодействие со стороны тогдашнего руководителя облгосадминистрации господина Засухи, открыто поддержал Виктора Ющенко на президентских выборах.

Власть о многих своих решениях даже не пытается ставить в известность местные советы. В частности — назначение участковых инспекторов милиции без участия местных советов. А создание государственного казначейства, делегирование районным и областным госадминистрациям полномочий исполнительных органов местного самоуправления? Помню 1996 год, когда в Киеве руководителей милиции, СБУ, налоговой инспекции назначали по обязательному согласованию с городской властью. Однако за время президентства Кучмы (где-то в конце 1990-х) произошли изменения, и теперь мы имеем абсолютный нонсенс, когда этих людей назначают без согласования с представителями территориальной громады. И это в столице! Что тогда говорить о Виннице или Одессе.

Ассоциация городов Украины будет серьезно работать над тем, чтобы полностью запустить механизм самоуправления для тысяч местных громад. Эти громады должны отвечать европейским стандартам и напрямую общаться с государственным бюджетом. Уверен, если в ближайшее время не изменить существующую систему власти на местах, то она сломает и правительство, и местное самоуправление, и нашу независимую державу...

* * *

Райцентры еще ничего, хотя следы разрухи и запустения видны, никуда их не спрячешь. Но в село, в поселок лучше не ездить. Особенно коренному горожанину. Идешь по городу — навстречу нарядные люди, на улицах дорогие машины, в магазинах двери нараспашку. И сплошь праздники — фестивали, митинги, презентации… Включишь телевизор — вся Украина во что-то играет, на худой конце обсуждает новый сексуально-политический фильм, снятый для нас в соседней стране. А отъедешь от города километров на десять — все насмарку. Ни хорошего настроения, ни уверенности в завтрашнем дне. Как будто прямо со свадьбы попал на похороны.

Власть всегда хотела изменить и улучшить жизнь глубинки. Вот почему Украину реформами не удивишь. В 1963 году районы были сокращены более чем вдвое — с 604 до 251. В 1965 году наоборот, их число увеличили — до 394. А в 1967 году — до 495. В 1980 году добавилось еще девять районов, 38 городов и поселков городского типа. Зато значительно уменьшилось число сел — на 216. И всякий раз реформирование проводилось под замечательными лозунгами улучшения жизни простого советского труженика, а сама целесообразность реформ была власти настолько очевидна, что не вызывала даже малейших сомнений. В результате, к примеру, жители села Мурованого (чтобы попасть в свой райцентр Пустомыты) должны ехать сначала на одну из автостанций Львова, затем — городским транспортом до вокзала или до другой автостанции, а уже оттуда добираться до места.

В 1991—1996 годах реформирование шло по другому пути — делались попытки реализовать пять разных моделей организации публичной власти на местном территориальном уровне, а с принятием Конституции была применена полицентрическая система. Она предусматривала функционирование в области и районе одновременно разных по своей природе органов власти: областных и районных государственных администраций и районных и областных советов. Но такой полицентризм продемонстрировал крайне низкую эффективность. Особенно на местном уровне.

На 1 сентября 2005 года сельское население Украины составило 15 млн. 346,8 тысячи человек. Сел у нас сегодня 28585, а больших, в которых проживает более пяти тысяч человек, всего 90. Из существующих 490 районов реформе соответствуют лишь 73, из 178 городов областного подчинения реформе соответствуют только 74. Как видим, реформа должна кардинально изменить территориальное и административное устройство страны. Предполагается создание до четырех тысяч самоуправляемых громад. Чтобы ликвидировать диспропорции областей по территории и населению и улучшить их конфигурацию, планируется ликвидировать регионы, в которых есть периферия, весьма удаленная от центра. К примеру, регион в центре Украины на границе Винницкой, Черкасской, Одесской и Кировоградской областей, от центра которого до любой областной «столицы» — более 100 км. Видимо, здесь будет создана новая область с центром в Умани. Схожая ситуация на границах Донецкой, Луганской и Харьковской областей, где может появиться область с центром в Краматорске. А большая концентрация городов в Донецкой и Днепропетровской областях тоже подталкивает к созданию двух новых областей с центрами в Мариуполе и Кривом Роге.

Как в этой связи проводить весенние выборы? Если не будут меняться областные границы, то облсоветы выбирать можно. А если будут? А может, избирать депутатов как в область, так и в местное самоуправление на сокращенный срок (два-три года) и за это время спокойно провести реформу? Как видим, больше вопросов, чем ответов. И если 400 делегатов форума в Алуште, проигнорировав замечательный санаторий, чудный парк и ласковое море, с утра до вечера сидели в душном клубе и обсуждали реформу, то ее авторы абсолютно уверены в своей правоте и дискутировать на эту тему не хотят. Может, и в самом деле синоптики не ошибаются — ошибается погода…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме