СТАЛ ЛИ БАБИЙ ЯР УРОКОМ ИСТОРИИ

28 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

В мартирологе нацистских преступлений против человечества Бабьему Яру, бывшей киевской окраине, историей отведено особое место...

В мартирологе нацистских преступлений против человечества Бабьему Яру, бывшей киевской окраине, историей отведено особое место. И вошел он и в историю человечества не только как гигантская братская могила, но как символ еврейского мученичества. Ведь именно отсюда в годы нацистского всевластия началось массовое уничтожение европейского еврейства, трагедия, аналогов которой не знала мировая история. Именно поэтому Бабий Яр стал не только частью еврейской истории, но и феноменом мировой.

За минувшие шесть десятилетий горьких слез пролито намерено, скорбных слов сказано несчетно. Но день за днем, год за годом эта трагедия стала превращаться в нечто абстрактное. Стало уходить главное: Бабий Яр — это концентрированное выражение ксенофобии и шовинизма, нацизма и фашизма.

Так уж распорядилась история, что Бабий Яр как место массовых казней просуществовал день в день ровно два года — с 29 сентября 1941 года по 29 сентября 1943-го. Именно здесь в первые пять дней нацистами было уничтожено примерно 150—160 тысяч человек. Главным образом евреев. И не только жителей Киева и его предместий. Там же убили десятки тысяч евреев-беженцев из западных областей Украины, Буковины, Польши, даже Германии, волею судеб оказавшихся в самом начале войны в Киеве. Сюда же привозили на смерть евреев-военнопленных из фильтрационных концлагерей в Дарнице и на Керосинной. А потом 103 недели подряд каждый вторник и пятницу с неотвратимой методичностью гитлеровцы везли сюда на уничтожение людей уже без различия национальностей. Всех, кто не вписывался в их расовые критерии. А это примерно еще 50—60 тысяч.

Временами эти цифры даже не укладываются в сознании. Но так уж сталось, что со временем к ним притерпелись. Уже не замечают, не осознают. Особо не задумываясь, что за всем этим стоят конкретные человеческие жизни. И что самое постыдное, в последнее время трагедия Бабьего Яра стала предметом спекулятивных, дурно пахнущих откровенным антисемитизмом дискуссий определенных кругов.

Величайшую трагедию стали обволакивать всевозможными мифами. Появились политиканствующие авантюристы, которые возжелали хоть каким-то боком присоседиться к этой планетарной трагедии. Приспособить её к своим не самым благородным целям. Вот и кромсают, перекраивают без зазрения совести историю. А каждого, кто только посмеет им возразить, немедля нарекают «украинофобом».

Позволю себе привести слова двух безусловных авторитетов, чьи имена вошли в сокровищницу мировой культуры. Людей, посвятивших этой проблеме немало лет.

Василий Гроссман писал еще в годы войны: «В списки смерти были внесены все евреи, которых немцы встретили в Украине». Лауреат Нобелевской премии Эли Визель: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».

Из шести миллионов евреев, уничтоженных нацистами в Европе, на скорбную долю Украины пришлось почти полтора миллиона. Назовем же вещи своими именами. Без коллаборационистов, без полицаев, которых использовали оккупанты в убийствах и погромах, такое невообразимое количество жертв было бы невозможно. Нацизм, как и фашизм, — категория вненациональная. Сегодня уже известно, что в геноциде евреев, в «окончательном решении еврейского вопроса» принимал самое активное участие «интернационал убийц». Не только немцы, но австрийцы и венгры, греки и поляки, французы и румыны, бельгийцы и хорваты, чехи и русские, литовцы и белорусы, эстонцы и латыши... Не обошел стороной этот позор и Украину.

Вспомним погром, который произошел во Львове еще до прихода туда немецких оккупационных войск. Первыми тогда в город ворвались головорезы батальона «Нахтигаль». Вкупе с местными добровольцами из непримиримых антисемитов они учинили кровавую вакханалию, которой мир еще не видывал. Много лет назад, работая над своим первым фильмом и книгой о трагедии Бабьего Яра, я ознакомился с архивом М.Ромма. С кадрами львовского погрома, так и не вошедшими в его «Обыкновенный фашизм». Право же, ничьи нервы не выдержали бы зрелища глумливо смеющихся, радостно улыбающихся убийц над трупами своих жертв.

Киев не стал исключением. Достаточно того, что из 1200 палачей Бабьего Яра первых пяти дней только 150 были из расстрельной эйнзацкоманды СС 4-А. Остальные нелюди — из 45-го, 303-го полицейских батальонов, сформированных из коллаборационистской нечисти, головорезы из «Буковинского куреня» да криминализированное отребье, загодя подобранное немецкими спецслужбами в первые же дни оккупации.

Но ведь и это еще не все. «Добросовестные» дворники и управдомы, ревностно повинуясь приказу начальника киевской «украинской» полиции, сдавали нацистам списки евреев, проживавших в их домах. Выдавали тех, кто не пошел на Бабий Яр, и тех, кому удалось спастись. Как показывал потом на следствии один из чинов нацистской службы безопасности в Киеве Шумахер, в его ведомство поступало ежедневно столько доносов о прячущихся в городе евреях, что его сотрудники просто не успевали на них реагировать.

Нет, язык не поворачивается назвать эти отбросы общества украинцами. Они просто вненациональные нелюди. Нестерпимо тяжко об этом писать. Хотя бы уже потому, что эта нечисть запятнала мою страну, народ, который на протяжении столетий испытывал и издевательства, и унижения только потому, что не хотел быть иным, кроме того, что ему было дано от рождения, — украинским. И все же молчать об этом преступно. И прав был Евгений Евтушенко, одним из первых возвысивший голос в защиту памяти трагедии Бабьего Яра, писавший: «Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти». Но главное все же иное. Как писал в своей знаменитой работе «Христианство и антисемитизм» наш великий земляк Н Бердяев, «о каждом народе нужно судить по его вершинам, а не низинам».

И несомненно нравственным и гражданским подвигом следует назвать поступок первого президента Украины Леонида Кравчука, который в дни 50-летия трагедии Бабьего Яра, в 1991 году, от имени украинского народа принес извинения евреям за те несправедливости, которые были допущены по отношению к ним в Украине. Через четыре года, в 1995 году, президент Франции Жак Ширак нашел в себе мужество сказать то, на что за минувшие десятилетия после депортации парижских евреев в нацистские концлагеря не отваживался ни один из его предшественников: «...Преступное безумство агрессора получило поддержку французов и французского государства... Франция совершила непоправимое: она отдала своих подданных в руки палачей». И когда я недавно увидел по телевидению, как президент Польши Александр Квасьневский от лица своего народа принес покаяние евреям в Едвабно, может быть, впервые за долгие годы понял: кажется, мир постепенно выходит на новый нравственный уровень. Именно это явило человечеству, что Бабий Яр все же начал становиться уроком истории.

Украина — одна из немногих стран постсоветского пространства, которая счастливо избежала кровавых межнациональных конфликтов. Думается, во многом Бабий Яр стал все же той прививкой, которая уберегла страну от агрессивной непримиримости ксенофобии. Вспоминается 29 сентября 1991 года в Киеве. В тот день более ста тысяч киевлян и гостей города пришли в Бабий Яр на поминальный митинг. Нужно было видеть лица, глаза людей разных национальностей, объединенных общей скорбью и состраданием, чтобы понять главное — в тот день, может быть, впервые за долгие годы они почувствовали себя единым народом. Народом Украины.

Межэтнический мир в Украине — неоспоримая реальность. И все же... Прошло десять лет. Увы, еще немало тех, кто пребывает в нравственном средневековье. Исповедуют нетерпимость к чужакам всех мастей. Четыре последних года Киевский международный институт социологии проводит регулярный мониторинг ксенофобии в Украине. Его последние исследования явили поистине шокирующие результаты. Достаточно сказать, что по их данным от 30 до 40 процентов населения страны имеют стойкие этнические предубеждения. Часто на грани откровенной нетерпимости.

Как заявил директор этого института проф.В.Паниотто, интегральным показателем толерантности общества в межэтнических отношениях является распространение антисемитских настроений. Так вот, оказалось, что 80 процентов из «непримиримых» высказали в той или иной мере свое негативное отношение к евреям, причем сильно выраженный антисемитизм, вплоть до нежелания видеть евреев гражданами Украины, — треть этой категории респондентов. И, как свидетельствует статистика, динамика данного процесса направлена отнюдь не в сторону уменьшения. Правда, стоит отметить, в Украине, как свидетельствуют все те же исследования, оказалось немало этносов, нетерпимость к которым еще больше.

Так уж исторически сложилось, что антисемитизм присущ многим странам. Украина, увы, не исключение. В странах с устоявшимися демократическими традициями эти проявления не просто отвергаются общественностью, но и жестоко пресекаются властями. В законодательном порядке.

В Украине в печати совершенно безнаказанно публикуются человеконенавистнические опусы, издаются книги, проповедующие оголтелый нацизм. К примеру, новоявленный теоретик «чистоты нации» некий Анатолий Щербатюк в газете «Нескорена нація» разразился трактатом, в котором поучал: «Наши москали и жиды могут жить и размножаться только в запущенном, ослабленном украинском социальном организме, и на них следует распространять не основы традиционной социологии или правила какой-то общей морали сосуществования, а скорее основы специального раздела биологии, который изучает паразитов. В конце концов другого поведения и отношения к себе этот материал не ожидает... И долго же мы унижаем себя в глазах окружающих народов постоянной зависимостью от тех, кому немцы брезгливо делали инъекции фенола».

Не секрет, что испокон веку всевозможные этнические и конфессиональные мании и фобии, как правило, инициируются и провоцируются в первую очередь силами, преследующими корыстные экономические или политические цели. Нисколько не задумывающимися о том, что это может спровоцировать массы на конфликты с непредсказуемыми последствиями.

Случайно ли, скажем, некоторые народные депутаты и высокопоставленные чиновники, недавние члены КПСС, в Черновцах торжественно открыли мемориал фашистским прихвостням, палачам Бабьего Яра и Хатыни, Варшавы и Юга Франции — «Буковинскому куреню». А его командира, военного преступника, десятилетиями скрывавшегося в зарубежных бегах от возмездия, П.Войновского с пышностью необыкновенной власти города не просто приняли, но и удостоили звания почетного гражданина. Как и еще одного военного преступника, палача Бабьего Яра и Хатыни В.Катрюка. Наконец, не по этой ли причине проект антифашистского закона, давно поступивший в Верховную Раду, не был даже рекомендован профильным комитетом к обсуждению?

Эти деформации общественной жизни не могли не пробудить силы, которые призывают людей не столько к прогрессу, к толерантности, а к нелюбви, к нетерпимости к инородцам, к чужакам, в существовании которых они узрели корень всех бед. При этом сплошь и рядом подменяя понятие национального достоинства манией величия вкупе с оголтелым нацизмом. Их заботит главным образом только «чистота нации». Это для них генеральный приоритет. Они даже не удосужились задуматься, о какой чистоте «титульного этноса» вообще можно вести речь в начале ХХІ века на территории, через которую на протяжении веков одна за другой прокатывались волны полчищ захватчиков. Тут побывали татаро-монгольские орды, мадьяры, поляки, шведы, турки, немцы, наконец, русские. Не говоря уж о более ранних набегах варягов и половцев, печенегов и скифов. Никаких чистых рас не существует. История знает только национальности, которые сформировались сложнейшим смешением кровей. Так уж устроен мир. И Украина не исключение.

Ксенофобия и шовинизм не бывают мирными. Как и фашизм. «В мире, — писал Н.Бердяев, — всегда были две расы... Есть распинающие и распинаемые, угнетающие и угнетаемые, ненавидящие и ненавидимые, причиняющие страдания и страдающие, гонители и гонимые». Свидетельством тому Бабий Яр.

Бабий Яр... Полюс бесчеловечности... Наша боль. Наша память. Одна из самых страшных страниц летописи зла и страданий, написанная человеческой кровью. Много лет прихожу сюда. Вспомнить прошлое. Подумать о сегодняшнем. Задуматься о будущем. Задуматься о главном — стал ли Бабий Яр уроком истории.

Время может зарубцевать раны. Но оно бессильно погасить нашу память. Шовинизм и ксенофобию нельзя победить только силовыми или чисто политическими методами. Борьба с этим злом проходит через души людей. Точку может поставить только победа человеческого разума и воли.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно