Спланированный фальстарт?

3 июня, 2005, 00:00 Распечатать

Удивление. Именно эта эмоция преследует всех, кто наблюдает за перипетиями судьбы приказа №153 Министерства транспорта и связи Украины...

Удивление. Именно эта эмоция преследует всех, кто наблюдает за перипетиями судьбы приказа №153 Министерства транспорта и связи Украины. Само его название — «Об утверждении Порядка проведения государственной регистрации электронных информационных ресурсов» — в первые несколько часов после опубликования вызвало немало эмоций у тех самых «ресурсов», которые собрались регистрировать. Тому факту, что их не просто сосчитают, но еще и зарегистрируют, они совершенно не обрадовались — о «намерении правительства контролировать Интернет» не написал разве что ленивый. Добавило интриги прямое и недвусмысленное указание о том, что «Действие этого Порядка распространяется на всех владельцев электронных информационных ресурсов независимо от формы собственности». Правда, через несколько часов после публикации юристы IREX общественность успокоили, обратив внимание на предложение о том, что «Использованные... термины применяются в значении, приведенном в Концепции формирования системы национальных электронных информационных ресурсов». Которая, в свою очередь, базируется на Положении о Национальном реестре электронных информационных ресурсов, где указано, что «Включение в Национальный реестр е-ресурсов частной формы собственности осуществляется на добровольных началах». Вот такой непростой путь нормотворческой мысли.

Вслед за возмущенными интернет-СМИ на второй-третий день со своими заявлениями подтянулась и «новая оппозиция». Вслед за оппозицией — международные журналистские организации. Наконец, 27 мая министр транспорта и связи еще раз подчеркнул необязательность регистрации частных ресурсов и приостановил действие приказа, призвав к широкому общественному обсуждению. «Чтобы дурь каждого была видна», — почему-то вспомнил самодержца господин Червоненко.

На следующий день после «явления приказа народу», ответственные сотрудники Департамента связи и информатизации сделали попытку народ успокоить.

В частности, начальник управления информационных систем Алексей Нестеренко рассказал, чем руководствовались чиновники, создавая Нацреестр и принуждая в нем регистрироваться: «В этом реестре будет развита система каталогизации. В чем недостаток наших поисковых систем, того же Google — там каталоги очень общие. Поиск по ключевым словам... Главное, что реестр позволит донести до всех пользователей имеющиеся государственные ресурсы. Никто не знает, какие ресурсы есть в министерствах, госучреждениях...» Вот так. И не просто не знает, а, очевидно, и не может узнать, просто издав распоряжение в недельный срок прислать такую же информацию от центральных и местных органов власти хотя бы в тот же Департамент связи и информатизации, после чего, всем на радость, выставить полученные линки на «Правительственном портале». Где и сейчас есть хорошее собрание ссылок на правительственные веб-ресурсы, и откуда можно дойти фактически куда угодно.

Кстати, Google — все-таки не «наш» — хотя это, конечно, мелочи. Вся процедура регистрации властных интернет-ресурсов заняла бы несколько недель и несколько сотен часов рабочего времени. Вместо этого авторы предлагают: «Для принятия решений о государственной регистрации электронных информационных ресурсов создается постоянно действующая комиссия Госсвязи. С целью организационно-методического обеспечения работы комиссии приказом Минтрансвязи Украины определяется структурное подразделение, ответственное за такое обеспечение...» — и так далее. В конце концов, в направленность приказа в первую очередь на государственные и самоуправляющиеся структуры вера окончательно исчезает после прочтения самого порядка регистрации. Предназначенный для оценки веб-ресурсов органов центральной власти и местного самоуправления, он констатирует, что «Е-ресурс не должен содержать: призывов к захвату государственной власти (она у «органов» и так, очевидно, есть.Т.П.) …информации, содержащей пропаганду терроризма, войны, геноцида или культа насилия и жестокости (это для Минобороны — чтобы всех людей с оружием с первой страницы убрали, или как? — Т.П.)…информации, содержащей ненормативную лексику; информации порнографического характера». Неужели все-таки публиковали служащие исполкомов на сайтах пьесы Подеревьянского вместе с пленками Мельниченко? И все это на фоне обнаженных секретарш?

В общем, тезис о том, что регистрация будет осуществляться исключительно с целью помочь населению найти необходимые государственные ресурсы, малоубедителен. Правда, тот же господин Нестеренко рассказал журналистам, что регистрация поможет стать популярными и частным лицам: «Например, люди захотят выдвинуть свои наработанные ресурсы на национальный уровень. Есть, например, художники, которые могут публиковать свои работы в Интернете. Их сайты никому не известны. Когда они попадают в этот национальный реестр — они становятся известными...» Вот так — путь художника к славе пролегает именно через Национальный реестр. На самом деле каждый, кто хотя бы немного знаком со структурой украинского сектора Интернета, знает, что каталогов (и рейтинговых систем, по природе своей являющихся тоже каталогами — только сайты отсортированы по количеству посетителей), при этом больших, детализированных и абсолютно бесплатных для пользователей (нет, конечно, на них демонстрируется банерная реклама, но кто мешает отключить в броузере графику?) на сегодня имеется добрый десяток (и еще, пожалуй, около полусотни тематически ориентированных каталогов). В разработку и рекламу некоторых из них вложено немало времени, труда и средств. Конкурировать с ними государственный реестр сможет, если на него израсходовать полдесятка лет и несколько миллионов — во что верится с трудом.

Единственный вопрос, который при этом остается, — почему государство пытается пробраться на высококонкурентный и динамичный рынок, который в нем явно не нуждается, предлагая услугу заведомо неконкурентоспособную? Ибо, скажите на милость, кто станет платить за то, что можно получить бесплатно (государственная регистрация будет платной, при этом стоимость ее еще не определили)? И кто захочет получить за собственные деньги цензора над собою, который при этом будет руководствоваться крайне путаными и туманными указаниями к действию: «Е-ресурс не должен содержать: ... информации, дискриминирующей лицо по признакам... политических... и других убеждений; ... информации, которая может нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации отдельных лиц». Широта легальных определений не имеет границ — в регистрации могут отказать фактически за что угодно. А о безграмотности регистрационного заявления по Интернету уже ходят легенды — чего стоит только пункт «Объем информации (в байтах)»! Создали сайт, определили его размер, и никаких обновлений — а то представленная при регистрации информация станет неправдивой, и регистрации лишат. И все это, напоминаю, за услугу, которую от коммерческого каталога можно получить быстро (за день-два), легко (анкета не из двадцати пунктов, а из трех-четырех) и абсолютно бесплатно. При этом сколько людей будет ходить на «государственный каталог» — этого еще не знает никто, а на некоторые коммерческие уже ходят десятки тысяч посетителей ежедневно. Поэтому версия о Нацреестре как попытке государства «помочь» частным сайтам с раскруткой и популярностью тоже выглядит недостаточно убедительно.

Другие варианты объяснений нормотворческой активности, к сожалению, ни у владельцев частных веб-ресурсов, ни у их пользователей энтузиазма не вызывают. Самый хмурый сценарий предусматривает, что в не очень отдаленном времени и в «очень близкой галактике» в Положении о Национальном реестре изменится одно предложение. И все происходящее — просто монтаж легальной машины, которую можно будет запустить, изменив один-единственный нормативный акт. Конечно, будет много протестов и возмущений, но всегда найдутся и контраргументы наподобие «борьбы с межнациональной враждой» или «защиты чести и достоинства». Может, даже и несколько антисемитских сайтов в благоприятный момент появятся в сюжетах новостей. Они же действительно существуют — и антисемитские, и антиарабские, и фашистские, и террористические. Правда, пока они «варятся в собственном соку», то и в графе «посещаемость» у них в худшем случае десятки, а в лучшем — единицы. Вот только никакой Нацреестр от них не спасет, потому что доменное имя и хостинг всегда можно купить хотя бы и на облюбованном телевизионщиками острове Тувалу (там у национальных доменов расширение .tv), и десница Минтранса уже не дотянется до героев. А вот попортить кровь раскрученным сайтам с расширением «.ua», «com.ua» или «org.ua» всегда будет можно. Наконец, и общемировые тенденции содействуют: вот в США и блоги перед выборами Федеральная избирательная комиссия собирается приравнять к СМИ, со всей возможной ответственностью за «неправдивую информацию» и т.п.

Сейчас директор Госдепартамента по вопросам связи и информатизации Игорь Кравец вроде бы согласился сотрудничать с общественным советом по вопросам ИКТ и попытаться создать приемлемую для всех версию указа о регистрации. Согласовать и уточнить терминологию, внести отдельные поправки и т.д. Кто-то может решить, что это и есть хэппи-энд – чиновники ошиблись, общественность возмутилась, сейчас они все вместе поработают и найдут компромисс. Однако вопрос, почему именно исполнительная власть решила подрегулировать такой гиперчувствительный общественный сегмент, остается. Особенно если учесть, что регуляторные меры явно никак не помогут решить имеющиеся проблемы, а лишь создадут новые.

Хочется надеяться, что вся суета вокруг регистрации «электронных информационных ресурсов» — это не более чем искренняя имитация бурной деятельности со стороны чиновников Госдепартамента по вопросам связи и информатизации, пытающихся продемонстрировать новому начальству собственную полезность в деле... Трудно сказать, в каком именно деле, потому что этот шедевр нормотворчества слишком уж несуразен и бессмысленен. Именно в это очень хочется верить. Так же, как и в то, что после общественного обсуждения «приторможенный приказ» или тихо умрет своей смертью, или, в худшем случае, станет кормушкой для десятка-другого чиновников из «постоянно действующей комиссии», «организационно-методического подразделения» и т.д. Поскольку в другом случае в голову лезут мысли откровенно невеселые...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно