СОТВОРИ ИЗ СЕБЯ КУМИРА?

14 июля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 14 июля-21 июля

Повышенный интерес к бытовой психологии весьма умело поддерживается популярными масс-медиа, литературной и видеопродукцией...

Повышенный интерес к бытовой психологии весьма умело поддерживается популярными масс-медиа, литературной и видеопродукцией. Причем с особым интересом мы копаемся именно в своей собственной психике, при помощи всевозможных тестов стараясь открыть в себе нечто доселе неизвестное и каждый раз с нетерпением ожидая новых, неожиданных и интригующих сюрпризов. При этом «диагноз», который мы себе ставим, ни в коей мере не совпадает ни с реальным положением вещей, ни даже с оценкой действительно компетентного специалиста. Иными словами, наше настойчивое «самопознание» сводится к наиболее изощренному самообману.

Как оказалось, на то есть причины. Самообман, как утверждают все те же психологи, является великой движущей силой. Эдуардо Джанетти, бразильский историк философии, посвятил этому вопросу свое последнее исследование, результаты которого опубликованы в книге «Ложь, которой мы живем: искусство самообмана». В частности, он утверждает, что все без исключения люди находятся в плену иллюзий. Само утверждение не такое уж неожиданное, однако вывод из него достаточно смелый: лучше уж самому себя обмануть, чем позволить это сделать другим. В частности, историк утверждает, что люди, которые не проявляют интереса к самопознанию, и таким образом не создают предпосылок для удачного самообмана, в первую очередь подпадают под влияние различных религиозных и идеологических воздействий. Ведь, по мнению д-ра Джанетти, самообман сводится к навязыванию самому себе ложных мотиваций. Если его нет, такие мотивации навязываются нам извне.

Почему мотивации обязательно должны быть ложными? На абстрактном уровне осознавая всю ничтожность и бессмысленность бытия, человек не сможет обеспечить себе комфортное и благополучное с психологической точки зрения существование. Естественно, для здоровой психики характерен самообман в сторону завышения своей самооценки. При этом автоматически постулируется, что наши собственные достоинства, желания и возможности остальным миром катастрофически недооцениваются. И мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы эту несправедливость преодолеть. Именно самовлюбленность оказывается той точкой опоры, вокруг которой мы заставляем вращаться весь окружающий мир. И наоборот, в том случае, если эту точку опоры найти не удается, мы пытаемся вращать тот же самый мир вокруг абстрактного «светлого будущего» или же не менее абстрактного «божественного промысла». Причем в случае самовлюбленности при правильно выбранной линии поведения своей действительной, пусть и закамуфлированной ложными предпосылками цели, добиться можно. Или, по крайней мере, можно выйти на траекторию максимального и бесконечного приближения к этой цели. Зато в случае религиозного или идеологического обмана достижение цели невозможно в принципе, и это создает устойчивую предпосылку для чувства постоянного внутреннего дискомфорта, которое подавляется в основном за счет окружающих, в первую очередь из числа назначенных виноватыми. Вот и получается, что самообманом заниматься гораздо полезнее, чем давать себя обмануть другим. (Естественно, речь идет лишь о неумышленном обмане, и вариант сознательного введения окружающих в заблуждение здесь просто не рассматривается.)

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам журнала The Economist
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно