СЛЕД СВЕТЛОКУДРОЙ ЦАРИЦЫ

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Мы издавна привыкли связывать важные события с именами правителей того времени - от пирамиды Хеопса до злополучных пятиэтажек Хрущева...

Мы издавна привыкли связывать важные события с именами правителей того времени - от пирамиды Хеопса до злополучных пятиэтажек Хрущева. И в этом есть определенный смысл - год, столетие не оставляют таких глубоких зарубок в памяти, как имена князей, царей, императоров. И хоть Украина вообще и Киев в частности никогда не отличались особенно верноподданическими чувствами к российским царям и императорам (а своих они просто не имели), их имена тоже входят в историю нашей страны и ее столицы.

Вошло в нашу историю и имя миловидной светлокудрой, слегка курносенькой веселой Елизаветы, в гвардейском мундире вознесенной на трон ее поклонниками лейбгвардейцами.

Известно, что вскоре после прихода к власти Елизавета осуществила поездку в Киев, в связи с чем было отдано распоряжение обустроить всю дорогу необходимыми объектами, а для Киева, ввиду нехватки в нем лесоматериалов, число построек было сокращено. Но дело не столько в поездке в столицу Киевской Руси, сколько в интересе, который царица проявляла к Малороссии, как тогда именовали Украину. Откуда это пошло? Не от фаворита ли, громкоголосого красавца Алексея Разумовского? Не от его ли младшего брата Кирилла, прошедшего путь до руководителя Академии наук и гетмана Малороссии?

Судьба подарила Кириллу трогательную заботу старшего могущественного брата-камергера. Как отмечали позднейшие историки, стремясь укрепить авторитет своей фамилии и малорусского народа вообще, Алексей послал Кирилла набираться ума-разума и необходимого лоска за границу с опытным наставником. Побывав в плодотворной и полезной командировке, под влиянием увиденного Кирилл все-таки не оторвал своих корней от земли предков. А получив гетманскую булаву, постарался побольше сделать (хоть и не всегда успешно) для развития родного края. Мало кто, очевидно, знает, как стараниями Разумовского укреплялось и распространялось Магдебургское право, что этим правом самоуправления пользовался не только Киев, но и другие города, среди которых Полтава и Новгород-Северский. Кстати, это довольно убедительный ответ на вопрос, имеет ли Украина основание считать себя государством европейским, стремиться в Европейский союз. Она еще полтысячелетия тому назад внедряла в своих городах европейские формы управления, а в Московском царстве о подобном даже не думали…

Ну, Разумовские - это лишь косвенный след, отблеск веселой царицы. А что же сама царица? А сама Елизавета, сменившая на престоле кровавую Анну с бироновским окружением, начала свою деятельность с отмены пыток и смертной казни, рядом других добрых дел. Но это в масштабах всего государства Российского. А каков ее след в Киеве?

Наиболее яркий отмечен несколькими сооружениями, к счастью, сохранившимися до наших дней и являющимися подлинным украшением древнего Киева.

Говоря об этих архитектурных шедеврах, мы упоминаем имя Елизаветы не только для их привязки к определенному времени, эпохе. Императрица действительно причастна к появлению замечательных сооружений.

Зодчий итальянского происхождения Бартоломео Растрелли, ставший вскоре придворным архитектором и принимавший участие в строительстве Зимнего дворца, после переезда Елизаветы в Москву построил в Перово дворец, весьма понравившийся императрице. И когда она издала указ о строительстве в Киеве Андреевской церкви и царского дворца, эту почетную миссию возложили на уже завоевавшего доверие Растрелли.

Когда в 1744 году Елизавета посетила Киев, была заложена Андреевская церковь. Строился храм несколько позже, а руководил работами архитектор И.Ф.Мичурин.

Церковь как бы парит над крутым живописным склоном днепровского холма, весь окружающий пейзаж составляет с ней единое органическое целое. Со стороны улицы к храму ведут крутые чугунные ступени, а сам он опирается на двухэтажный стилобат. При своей внушительной высоте - 60 метров и довольно значительной длине и ширине церковь кажется легкой и воздушной. Эту легкость создают живописные колонны и купола, все архитектурное оформление храма.

Кроме Растрелли и Мичурина, необходимо было бы назвать имена еще целого ряда талантливых мастеров, принимавших участие в этом строительстве, но ведь мы ведем речь преимущественно о Елизавете и ее роли в появлении замечательных архитектурных украшений города.

Во время посещения Киева императрица, намереваясь часто здесь бывать, сама избрала место для сооружения царского дворца - Растрелли ее тогда не сопровождал. Это место у живописного днепровского склона открывало широкие возможности и для того, чтобы разбить обширный и красивый парк. И только утвердившись в правильности своего выбора, она дала поручение придворному архитектору разработать чертежи.

Царский дворец, позднее переименованный в Мариинский, достаточно описан в различных справочниках и периодике, и нет смысла на этом останавливаться. Мы можем только поблагодарить бурное время, которое пощадило его в годы жестоких воен и революции, заботливых и благоразумных потомков, восстановивших и сохранивших памятник зодчества.

И светлокудрую царицу, причастную к появлению таких архитектурных шедевров.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно