Синие детки — синие бедки

Поделиться
В кинотеатрах всей страны сейчас идет фильм «Индиго». И это в определенном смысле плохо, вредно для общества: поддерживать опасную мифологию — скользкий путь...

В кинотеатрах всей страны сейчас идет фильм «Индиго». И это в определенном смысле плохо, вредно для общества: поддерживать опасную мифологию — скользкий путь. Конечно, сказки о привидениях и вампирах тоже доставляют нам хлопоты — это подтвердят многие родители, пытающиеся отселить дошкольника в отдельную комнату. Но нет вампиров и привидений, готовых заявить: «Вот видите, мы есть, просим учесть факт нашего существования и внести соответствующие поправки в ваши законодательные и моральные нормы!». А вот так называемых новых детей с синей аурой, готовых отстаивать свое особое положение в обществе, — полным полно. «Мы особенные. На колени, недалекие простые люди», — заявляют многие из них, и еще большой вопрос, как это отразится и на их психике, и на социальном здоровье общества.

«Год назад мой девятилетний сын посмотрел по телевизору передачу о детях-индиго, — рассказывает жительница Днепро­петровска Елена М. — В тот же день он заявил, что и сам принадлежит к этому разряду людей. Это стало его идеей фикс. Постепенно он стал относиться ко мне свысока, пренебрежительно. «Ты нормальная, мама, и ничего не понимаешь, лучше послушай меня!» — часто говорит он мне. Порой он отказывается делать уроки или идти в спортивную секцию, потому что его внутренний голос и некие «ангелы говорят, что сегодня этого делать не надо». Этих эфемерных друзей, советчиков и спасателей до передачи у него что-то не водилось. Я не оспариваю, что он в некотором смысле особенный ребенок, но ведь это не значит, что общественные правила на него не распространяются! Иногда мне кажется, что его поведение ненормально, и я боюсь за его будущее…»

«Миф о детях-индиго, на мой взгляд, развивают сумасшедшие родители, — считает известный психотерапевт Владимир Голубенко. — А с ума они сходят не просто так. Посмотрите ТВ, почитайте прессу: кругом одно мистическое мракобесие — связь с Космосом и высшими силами, экстрасенсорика, биоэнергетика! Идет волна отрицания научной психиатрии, бабки и колдуны зарабатывают значительно больше любого врача. Общий же уровень грамотности современных украинцев зачастую не позволяет отделить зерна от плевел, и они проглатывают все, что им подсовывают».

И миф мог бы так и остаться далекой от жизни легендой, если бы не предприимчивые специалисты, для которых дети-индиго — неиссякаемый источник дохода. Армия девиантных личностей, которые подогревают эту и подобные им идеи, огромна — ведь на этом зарабатываются немалые деньги! «Детьми-индиго, по моим наблюдениям, называют избалованных чад, в основном состоятельных родителей, — продолжает Владимир Иванович. — Ведь многие детские психологи кормятся за счет состоятельных людей. Сейчас достаточно детей с психическими расстройствами, отклонениями, гиперактивных и аутичных ребят. Но родителям неприятен такой диагноз, им намного проще считать, что их ребенок особенный и даже сверхценный! Вот они и становятся на эту точку зрения. И тем самым портят ребенка. Теперь у него есть карт-бланш, вечная «отмазка» от соблюдения общественных норм, дисциплины, режима. «Что вы от меня хотите, — как бы говорит всем своим поведением такой малыш, — отстаньте, я же индиго!» Как это повлияет на взрослую жизнь ребенка, когда папа с мамой уже не смогут удовлетворять его капризы, — нетрудно догадаться. Медные трубы — и для взрослых испытание гораздо более существенное, чем огонь и вода, а уж дети, познавшие восхищение, преклонение, обособление, подвержены срывам и трагическим исходам».

Идеология индиго строится на идее конца света: мол, мир изменится, климат поменяется, появится не только четвертое, но пятое и так далее измерения, а выживут лишь представители этой «новой человеческой расы с аурой синего цвета». Не кажется ли вам, что это слишком смахивает на принцип известных всем сект: «Все умрут, а мы спасемся»?

Владимир Голубенко считает: «В сельской школе вы вряд ли найдете ребенка-индиго, скорее, обнаружите его в дорогом элитном лицее или гимназии». Мы пообщались и с сельским учителем, и с директором престижной гимназии, чтобы выяснить их отношение к происходящему.

Учитель младших классов Отрадновской общеобразовательной школы (Запорожская область, Запорожский район), первый учитель автора статьи и талантливый, постоянно развивающийся педагог Людмила Панасенко с теорией индиго хорошо знакома. Но она предпочитает оперировать фактами, не подстраивая их под какую-либо из схем. «Я могу сказать только, что нынешние дети сильно отличаются от прежних. Они несобранны, не могут сосредоточиться на одной цели, задаче, с ними гораздо сложнее. Они хорошо развиты интеллектуально, прекрасно разбираются в технике, особенно в компьютерах, любознательны. Но элементарных практических, бытовых навыков — чистить картошку, вязать, шить — не имеют. Свои интеллектуальные возможности они часто неспособны применить из-за низкой самодисциплины, неорганизованности, разболтанности. Что касается необычных высказываний и мнений, то я слышала их от своих учеников во все времена».

Директор запорожской элитной школы «Эйдос» Елена Грединарова не может сказать, что стопроцентно поддерживает теорию детей индиго. «Когда я впервые читала Ли Кэрролл, — вспоминает она, — подмечала в книге много натяжек и нелогичностей. Скажу одно: есть дети особенные, и сейчас их намного больше, чем раньше. Эти дети по своему внутреннему мироощущению и самовыражению отличаются от других. Они обладают внутренним знанием, которое пришло не от родителей, а из неизвестных источников. Одна из бросающихся в глаза черт таких детей — потребность в праве выбора, без него им трудно выжить».

Причина неизвестна: это может быть что-то близкое к теории индиго, а может быть просто результатом того, что при СССР таких просто давила система, а сейчас свобода позволяет детям более полно раскрываться. «Каждый воспринимает это по-своему: как сказал профессор Выготский, мы видим в детях только то, что вкладываем в них, — продолжает Елена Михайловна. — Независимо от причин, мы должны понимать, как обращаться с такими детьми. Психологи и психоневрологи должны знать теорию индиго, даже если впоследствии и отвергнут ее. Мы в нашей школе по каждому необычному ребенку собираем консилиум с участием консультанта-психоневролога и выбираем тактику поведения и обучения такого ребенка, наиболее ему благоприятст­вующую».

Итак, напрашивается вывод: нынешние дети — не такие, как прежде. Но ведь теория поколений — хорошо аргументированный, научно обоснованный раздел социальной психологии, и его азы хорошо известны. Разве вы не замечаете существенной разницы мировоззрения между, скажем, вами и вашими родителями? Психотерапевты подтвердят: огромное число личных трагедий нынешних 30—40-летних основаны на конфликте их мировоззрения с позицией их родителей. «Меня никогда не любили и не понимали родители, и сейчас не понимают и не любят», — жалуются они и продолжают бессмысленные попытки добиться от родителей того, чего те дать просто не могут. Разве разница между нами и нашими детьми меньше, чем между нами и нашими родителями?

Конечно, некоторые высказы­вания нынешних детей пугают пап и мам. «Мама, я сломалась, выброси меня, — говорит вполне серьезно семилетняя Ва­ря». «Ма­ма, давай сорвем эту первую весеннюю травку, — просит восьмилетний Егор. — Когда я стану ста­реньким и буду умирать, я возьму ее с собой, чтобы в другом мире всем показать это чудо». Ди­ректор школы «Эйдос» рассказала: одна из их учениц уверяет, что к ней в гости приходит Жар-птица, а другая рассказывает, как она, еще до земного воплощения, выбирала себе родителей, сидя на облаке. Понятно, что мы такими выражениями в детстве не бросались. Но ведь и жизнь была другой: попробуй тогда скажи что-нибудь эдакое! Сейчас ведь и взрослые другие. Я прекрасно помню момент — это было начало 90-х, — когда настоящим культом, особенно среди интеллектуальной молодежи, стало отличие от нормы, некая странность. «Да ты нормальная!» — было самым большим оскорблением того общества. А ведь именно дети тех «искусственно сумасшедших» сейчас причисляют себя к индиго. И в этом, возможно, есть особая связь поколений.

Нельзя отвергать наличие выс­ших сил, тонких миров и «пер­вичного бульона» — потому что и доказать их отсутствие нельзя. Можно об этом рассуждать, думать, искать и пробовать. И я не отвергаю теорию индиго, это не моя задача. Речь идет о том, что крайне безответственно широко распространять свои личные суждения, подкрепленные никем не доказанными фактами; проповедовать и учить, не будучи проповедником и учителем. Имея дело с чужими, тем более детскими, душами, надо сто раз отмерить, прежде чем резать без наркоза.

По словам директора Запорожского книжного супермаркета «Буква» Валентины Воробьевой, книги о детях-индиго пользуются спросом. В этом магазине даже создан специальный подотдел «Инди­го» в отделе «Педагогика». Если проанализировать эти книги, можно прийти к выводу, что у каждого из авторов теория базируется на совершенно разных принципах: для одних это — мистическое знамение кон­ца света, для других — результат изменения мозговой деятельности человека под влиянием эволюции и изменения окружающей среды. Некоторые авторы пишут совсем на другую тему — например, о дет­ской психологии в целом, а легенду об индиго используют только как эффективную приманку, популярный пиар-ход. Ни­кто из авторов в качестве аргументов не приводит научно доказанных фактов или результатов специальных исследований.

Вот некоторые из книг на эту тему:

Ли Кэрролл, Джен Тоубер.
«Дети индиго-2»

Матери — основатели движения. Две легкие, с чувством юмора, тетушки не претендуют на роль великих гуру: «…люди действительно прислушались к нашей вести. А если и не прислушались, то, по крайне мере, наделали из страниц нашей книги немало бумажных самолетиков», — шутят они. Такой подход не может не радовать.

В книге практически нет советов по воспитанию детей, нотаций. Она состоит почти сплошь из живых историй о необычных детях и взрослых, многие из которых тоже причисляют себя к индиго. До этого была книга «Дети индиго-1», в которой объяснялась суть явления. Обе книги можно с интересом прочесть, хотя бы для того, чтобы быть в курсе, да и просто развлечься.

М.А.Куртышева.
«Дети индиго — наше будущее?»

Из других книг выделяется отчасти научным подходом, что делает ее, с одной стороны, более достоверной, с другой — несколько нудно-заумной. Однако рассказы об исследованиях профессора Бехтерева по детской психологии начала ХХ века, история создания института Отто в Санкт-Петербурге, несомненно, заслуживают внимания.

Истории из жизни, рассказанные автором, часто драматичны. Однако вывод, который он делает, кажется нелогичным. Любому читающему, на мой взгляд, ясно, что проблема таких детей не в их особенности, а в том, что родители уделяют им слишком мало внимания — а оно нужно любому ребенку! В сущности, выводы, советы и рекомендации Куртышевой подойдут родителям абсолютно всех детей — и особенных, и обычных. Кроме того, приведенные в книге прогнозы двух маленьких пророков на будущее человечества кардинально разнятся, но обоих автор относит к индиго. Так кто же из них связан с Космосом, а кто лжет? Ведь, по второму закону логики, оба правы быть не могут… Кто же из них лжеиндиго? Может быть, автор использует термин «индиго» лишь как рекламный фактор, заставляющий людей купить книгу на модную тематику?

Впрочем, если кого-то эта книга сподвигнет на более частое и качественное общение с собственным чадом — честь и хвала питерской авторессе.

Юрий Земун.
«Восьмой день творения.
Дети индиго: факты и прогнозы»

Сначала я не хотела указывать этого автора и название книги. Но потом решила пойти от обратного: дать информацию о литературе, которую читать не стоит. Несмотря на риск, что после этой статьи автор-колдун превратит меня в лягушку…

Книга писателя, художника и мага Юрия Земуна представляет собой мрачное пророчество, после которого особо чувствительным натурам может захотеться крикнуть: «Остановите землю, я сойду!» Конец света, по убеждению автора, состоится ни много ни мало в 2012 году, и Брюсу Уиллису вместе с Уиллом Смитом даже не стоит пытаться спасти мир. Климат изменится, планету затопит, четвертое и последующие измерения вдруг вторгнутся в нашу жизнь, а параллельные миры станут существовать одновременно с нашим привычным. В общем, смесь научных теорий, эзотерических знаний и ненаучной фантастики. И спасутся только индиго, да и то не все! Если поверить в идеи колдуна Земуна, мотивация воспитывать и детей, и себя тает на глазах. Все равно скоро погибнем, так зачем все это?.. Думается, не лучший настрой для родителей.

Интересная деталь: виртуальным соавтором мага выступает некий Атлас — «жрец, живший задолго до нас с вами и служивший в храме Любви, который стоял когда-то на маленьком острове Ками в десяти милях от огромной Атлантиды». Он приходит к автору во сне, и они подолгу разговаривают... Что ж, если к вам по ночам тоже приходят жрецы, то, может быть, эта книга для вас…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме