Силуэты украинских законов для нацменьшинства

Поделиться
Этот закон был принят в независимой Украине одним из первых. В начале 90-х ему не было аналогов в Европе...

Этот закон был принят в независимой Украине одним из первых. В начале 90-х ему не было аналогов в Европе. Но сегодня, по словам отечественных правоведов, он устарел настолько, что почти полностью «законсервировал» практическую реализацию прописанных в букве закона положений и стал пониматься исключительно как декларативный документ. Речь идет о Законе «О национальных меньшинствах в Украине», проект о внесении изменений в который был представлен в середине октября этого года на заседании Совета по вопросам этнонациональной политики при президенте Украины.

Проблема пересмотра и коррекции этой сферы законодательства назревала уже давно. Этнополитика Украинского государства никогда не принадлежала к костной структуре с ортодоксальными традициями, напротив, в тонких чертах ее лица всегда угадывались толерантность и миролюбивое отношение ко всем представителям нацменьшинств. Именно поэтому сегодня вопрос о практическом сохранении и реализации прав каждой из проживающих на территории Украины этнических групп понимается не просто как вынужденное нормативно-правовое обновление, но рассматривается как основа для дальнейшего развития и становления этнонациональной политики в рамках целой страны. Неудивительно, что как только разговор перешел в практическую плоскость и сосредоточился вокруг внесения изменений в вышеупомянутый закон, мнения участников совета заметно разделились. Если одна часть присутствующих настаивала на первоначальной разработке концептуальных подходов, которые помогли бы определиться с тем, как именно строить законодательный мост — в длину или поперек, то другая ратовала за принятие нового закона, считая внесение всевозможных поправок слишком узким путем для эффективных изменений в этнополитической жизни Украины. При этом сам проект о внесении изменений подвергся серьезной критике: не выписан, много неточностей и противоречий, начиная уже с первой статьи, в которой дается следующее определение нацменьшинства: «национальные меньшинства — это граждане Украины, не являющиеся украинцами по национальности, постоянно проживающие на ее территории, численность которых меньше, чем численность украинцев, отличаются языком, культурой, обычаями и религией, проявляют чувства национального самосознания и общности между собой, желание сохранять и развивать собственную этнокультурную самобытность». Уже в этом пункте формулировка «численность которых меньше, чем численность украинцев» заставила правоведов усомниться в ее нормативной корректности. Так, Ирина Кресина, заведующая отделом правовых проблем политологии Института государства и права им. В. Корецкого НАНУ, вполне обоснованно аргументировала, что в отдельных районах Украины численность национальных меньшинств превышает процент украинского населения, вследствие чего подобная трактовка уже не может быть правомочной. Но, несмотря на острые углы, проект закона «О внесении изменений к Закону Украины «О национальных меньшинствах в Украине» и соответствующая Концепция, разработанные Государственным комитетом по делам национальностей и религий, уже подготовлены и в ближайшее время должны быть переданы правительству. Кстати, список участ­ников заседания Совета по вопросам этнонациональной политики при президенте Украины показал, что на сегодняшний день важность этнополитических процессов понимается не только представителями различных национальных обществ Украины (румыны, молдаване, евреи, рома, болгары, поляки, греки, казахи, гагаузы, венгры, эстонцы, чехи, немцы, татары и т.д.), но и учреждения государст­венного звена (в числе присутствующих — представители Государственно­го комитета по делам национальностей и религий, Главной службы гуманитарной политики по вопросам сохранения национального культурного достояния, Института государства и права им. В. Корецкого НАНУ, Института политических и этнонациональных исследований им. И. Кураса НАНУ, Национального института стратегических исследований, ряда министерств и ведомств).

Традиции внимательного отношения к правам нацменьшинств в Украине имеют глубокие корни. Всем известно, что защита прав того или иного национального меньшинства может быть достигнута только посредством соблюдения прав отдельно взятых индивидуумов. Мы являемся унитарной страной, в которой гражданские права определяются исходя из принадлежности к гражданству Украины, а не к определенной национальности. Поэтому решение всех вопросов, связанных с духовной и культурной жизнью других народов, проживающих на территории Украинского государства, предполагает высокий уровень заботы о них не только на местном или региональном, но и общегосударственном уровне.

В марте этого года в Женеве по инициативе Межпарламентского союза и в сотрудничестве с Программой развития ООН состоялись консультации относительно представительства национальных меньшинств в парламентах мира. До 10 декабря 2008 года каждый участник должен подготовить отчет о представителях национальных меньшинств в парламентах мира с учетом информации, которую предоставят парламенты стран — члены Межпарламентского союза. Тема важная для любой страны, в том числе и для Украины, в которой 22,2% населения относят себя к нацменьшинствам.

От кого или от чего зависит наличие представителей нацменьшинств в законодательных органах? Как оказалось, в первую очередь от прозрачности, чистоты и сбалансированности самого законодательства, национальных традиций, особенностей выборных систем, социально-экономической и политической ситуации в стране и от ряда других факторов. Именно поэтому участники заседания рассматривали «представительство» преимущественно с квотной стороны, хотя выборное законодательство Украины и не предусматривает наличие в нашей выборной системе механизма квот. Памятуя об этом, в самом ближайшем будущем совет планирует заняться разработкой проекта изменений в выборное законодательство Украины относительно обеспечения представительства национальных меньшинств в партийных списках на выборах различных уровней.

Хорошо известно, что один из главных индикаторов по-настоящему демократического государства — взаимоотношения между государством и национальными меньшинствами. Именно поэтому не обошли на заседании совета по вопросам этнонациональной политики и проблему возвращения в Украину, социальную адаптацию депортированных по национальному признаку. Рассматривался отдельно и вопрос народа рома, который на сегодняшний день посредством своих общественных организаций является активным участником этнополитической жизни Украины. Более того, сейчас на повестке дня стоит вопрос об утверждении на государст­венном уровне «Общегосударственной программы развития ромского народа Украины на 2009—2013 годы». Речь идет о создании дейст­венных правовых, экономических и социально-культурных механизмов для интеграции ромского населения в украинское общество. Помимо целого ряда социально-культурных проблем, связанных с проживанием и экономическим положением рома в Украине, этот народ редко рассматривается в научном разрезе. Потому что о нем сложно говорить на государственном уровне и анализировать факторы, препятствующие его «самореализации» в рамках украинского законодательства. По словам президента всеукраинского общества «Конгресс ромен Украины» Петра Григориченко, помочь украинским рома в этом вопросе призван проект Всемирного банка и Института открытого общества, названный Де­сятилетием (декадой) ромской интеграции. На сегодняшний день Болгарией, Чехией, Венг­рией, Хорватией, Македонией, Румы­нией, Словакией, Сербией и Черногорией под­писана соответствующая декларация, согласно которой государства-участники обязуются принимать законы, помогающие интеграции рома в европейское сообщество. Пред­стави­тели украинских рома сегодня также стремятся присоединиться к данному проекту, с тем чтобы на самом высоком законодательном уровне отстаивать декларируемые права своего народа.

«Мы не национальные меньшинства, а граждане Украины. И мы хотим, чтобы титульная нация нас уважала так же, как мы уважаем Украин­ское государство», — эти слова Аркадия Опаеца, главы черновицкого областного общества румынской культуры им. Михая Эминеску, можно назвать визитной карточкой нового этапа взаимоотношений между украинской нацией и представителями национальных меньшинств, проживающих на территории нашего государства. Начало большой работы положено, теперь необходимо только убрать юридические противоречия и немного европеизировать «титульный взгляд», чтобы практическая реализация вопросов, связанных с нац­меньшинствами, нашла свое систематическое воплощение в нормативно-правовой сфере.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме