ШКОЛУ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ НЕ «ПО ЕВРООДЕЖКЕ»

18 мая, 2001, 00:00 Распечатать

Начало весны — именно то время, когда родители шести-семилетних детей начинают серьезно задумываться, куда определить учиться своего ребенка...

Начало весны — именно то время, когда родители шести-семилетних детей начинают серьезно задумываться, куда определить учиться своего ребенка. Сегодня существует широкий спектр образовательных учрeждений: обычные государственные школы, детский сад-школа, школа с уклоном (математическая, языковая, биологическая), гимназия, лицей и даже банковская школа-лицей. В этом многообразии довольно сложно разобраться, но попытаемся.

 

Обычная школа. Если ваша семья не имеет возможности возить ребенка в другой район, нет бабушек и дедушек, чтобы забирать малыша из школы, а вы весь день заняты на работе, то прежде всего исследуйте общеобразовательные школы своего микрорайона. Как показывает опыт, в обычной школе могут работать хорошие, опытные, знающие педагоги, которые вырaстили несколько поколений, живущих в микрорайоне. Молва о подобных школах с традициями и сильным педсоставом обычно работает как самая действенная реклама. В такую школу ребенка можно отдавать спокойно.

Школа-садик. Этот тип образовательных учреждений создан для детей, не приспособленных пока к более жесткой и самостоятельной школьной жизни. Школа-садик готовит детей к школьной жизни мягко, постепенно. Здесь с детьми работают и воспитатели, и учителя. Образовательные программы чередуются с играми и дневным отдыхом. В зависимости от насыщенности программы и уровня школа-садик может быть платной по минимуму или платной по коммерческим расценкам. Как правило, хорошую школу-садик отличает многообразие авторских программ, среди предметов могут быть хореография, шахматы, плавание, история искусств и многое другое. Важный показатель уровня — небольшие группы, от 7 до 12 детей, и наличие в штате детского психолога.

Спецшколы (cпециализированные школы с углубленным изучением предметов). Если вы настроены дать растущему человеку крепкое базовое образование, например биологическое, чтобы он потом продолжил его на более высоком уровне, допустим получил высшее медицинское, — выбирайте не столько учебное заведение, сколько личность преподавателя. Критерием оценки должны стать такие факторы: сколько из его учеников поступили в вузы, в какие, что говорят о нем как о специалисте родители учащихся. Еще одна народная примета: профильного предмета в расписании должно быть много. Если этого нет, то, как говорят дети, «вам вешают на уши продукты питания» и школа никакая не спец и не с уклоном. И наконец, последнее — стремитесь попасть в класс к тому педагогу, чей предмет является профильным. Ибо если вы отдали ваше чадо в школу с математическим уклоном, то классная «мама»-математик может определить проблемы, возникшие с предметом, в самом начале, когда исправить положение еще не поздно.

Лицеи и гимназии. Как считают специалисты, работающие в сфере образования, гимназия дает более качественное образование по сравнению с обычной школой, а лицей дает углубленные знания и профессионально ориентирует. Однако бывает, что по сути данные учебные заведения не только не отличаются друг от друга, но и мало чем, кроме оплаты, отличаются от простых школ.

Дирекция лицея, еще недавно называвшегося общеобразовательной средней школой, рассказывает родителям об углубленном изучении предметов, о вузовских преподавателях, специально приглашенных для чтения лекций, о повышенной комфортности учебного процесса, в доказательство чего гордо демонстрируется евроремонт и мебель. Но отдав ребенка в такой дорогостоящий лицей, вы с изумлением замечаете, что углубленное изучение ничем не отличается от обычного, вузовские преподаватели со степенями не умеют найти контакт с детьми, не владеют методиками работы с младшими и средними школьниками, и очень часто на их занятиях дети потихоньку от преподавателя играют, в условиях повышенной комфортности дети воспринимаются как нежеланные постояльцы дорогой гостиницы, их постоянно одергивают: «не прислоняться, не портить, не прикасаться». Но что делать, если детство — как раз тот самый возраст, когда хочется бегать, прыгать, прислоняться и прикасаться?

Показателем того, что учебное заведение действительно хорошего уровня, является то, что большинство учащихся свободно общаются на иностранном языке или языках (если это языковой лицей), хорошо знают компьютер (на пользовательском уровне), имеют глубокие знания предметов, декларируемых как профильные. К примеру, в лицее, готовящем будущих сотрудников банковской сферы, дети должны знать основы экономики, причем это должны быть знания настолько прочные, чтобы маленький ученик смог общаться с бухгалтером на одном терминологическом и понятийном языке. Как это проверить? Прежде чем определять ребенка в подобную учебную структуру, поговорите с родителями тех, кто там учится, пообщайтесь с детьми-лицеистами. Они с радостью расскажут вам и о плюсах, и о минусах своей альма-матер. Собрав информацию у тех, кто действительно знает гимназию или лицей изнутри, вам будет проще принять решение. И еще одно: хороший лицей обязательно участвует в различных олимпиадах, конференциях и других подобных мероприятиях. Чем больше учеников в них задействовано и завоевывают призовые места, тем более конкурентоспособен лицей.

Специалисты, работающие в Министерстве образования Украины, советуют следующее. Младшая школа всегда держалась, держится и будет держаться на личности учителя. Поэтому, занимаясь поисками хорошей школы для своего первоклассника, на самом деле ищите настоящего учителя. Такого, о котором добрым словом отзываются его бывшие ученики, родители и коллеги. Средняя и старшая школа определяется целым комплексом условий. Однако есть критерии, по которым можно выделить успешное учебное заведение:

насколько велик наплыв детей именно в эту школу. Это может являться признаком популярности учебного заведения;

количество первоклассников. Если речь не идет о школе в «спальном» районе, то, возможно, большой наплыв детей — не просто демографический факт, а свидетельство большой и кропотливой работы учителей младшей школы;

количество участников олимпиад, школьных, городских, районных;

количество поступивших в вузы.

И в завершение несколько практических советов родителям первоклассников:

1. Если ваш малыш хорошо развит интеллектуально, это замечательно, но не менее важна его физическая закалка и навыки социальной адаптации. Постарайтесь за лето подготовить ребенка к учебному процессу. Помните: ему предстоит трудиться весь учебный год.

2. Обучение в коллективе — целое море психологических и учебных проблем. Начните с объяснения ребенку законов существования любых групп. Почему нужно слушать учителей, как заводить друзей и как не бояться постоять за себя — такова программа-минимум.

3. Самое главное для вашего ребенка, а значит, и для вас — насколько легко он впишется в школьную жизнь. За первую неделю или за месяц учебы вы увидите, по силам ли ребенку именно эта школа, именно этот класс. И если вашему малышу явно тяжело, не принуждайте его к учебе через силу. Лучше меняйте школу. Нет ничего важнее физического и психического здоровья вашего ребенка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно