СЕМЬЯ НА РАСПУТЬЕ: КОДЕКС «ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА» ИЛИ ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ

6 декабря, 2002, 00:00 Распечатать

В свое время какой-то умник додумался поставить возле Центрального дворца бракосочетаний — пресловутого «Треугольника» — оригинальную композицию: радостную маму с ребенком...

В свое время какой-то умник додумался поставить возле Центрального дворца бракосочетаний — пресловутого «Треугольника» — оригинальную композицию: радостную маму с ребенком. По всей видимости, такой виделась скульптору счастливая семья. Не знаю как в чем-то другом, но уж в прозорливости автору отказать нельзя. По прогнозам некоторых специалистов, типичная семья будущего — это женщина с детьми, которых окружает более или менее постоянный круг друзей обоих полов. Традиционные семьи, конечно, сохранятся, но лишь в тех редких случаях, когда супругов будут объединять по-настоящему глубокие чувства. Но будут ли счастливы люди, не умеющие строить взаимоотношения даже с близкими и потому живущие в столь разобщенном обществе? И кто виноват, что юный человек вступает в жизнь, абсолютно к ней не подготовленный? В дореволюционной и советской школе были курсы (возможно, не всегда удачные), которые готовили детей к семейной жизни. Как обстоят дела сегодня?

— Сегодня весьма распространено мнение, что семья как общественный институт постепенно отмирает, — рассказывает психолог одной из столичных гимназий, кандидат психологических наук Валентина ГАРАЕВА. — Многим кажется, что коль брак все чаще становится временным, то он теряет смысл. Посмотрите, как сегодня высока статистика разводов: распадается чуть ли не каждый третий брак. Роль мужчины как кормильца и защитника семьи практически сведена к минимуму, а достижения медицины делают необязательным даже его участие в зачатии ребенка. Женщины все чаще приходят к выводу: жить с мужем просто потому, что «так принято», слишком обременительно. Причем я бы не сказала, что речь идет только о нелюбимых мужьях. Я знаю бизнес-леди, которая подала на развод лишь потому, что посчитала: раз муж зарабатывает меньше меня, значит, он «тянет» меня «вниз». Это при том, что до начала собственного карьерного роста дама считала свой брак вполне удачным. Сегодня семейные отношения все чаще переходят в разряд коммерческих, в них больше прагматики. Новый Семейный кодекс узаконил брачный контракт, оговорил юридическую и финансовую сторону помолвки, легализовал гражданские браки. Такие союзы признаны семьей с практически такими же правами и обязанностями сторон, как и при заключении обычного брака. Среди опрошенных нынешним летом молодых пар 10% имели собственный опыт пребывания в таком браке и относятся к нему положительно; 37% такого опыта не имеют, но относятся к нему также положительно; и лишь 23% молодоженов дали негативную оценку таким союзам. Более того, 19% опрошенных подростков считают семью с официальным оформлением отношений чем-то надуманным и устаревшим. Основной функцией, а значит, и наиболее частой причиной создания семьи, молодежь называет рождение и воспитание детей. Помимо незапланированной беременности к образованию «ячейки» нередко подталкивают желание уйти от родителей, стремление выглядеть «не хуже других», материальная выгода.

— Ну и что же здесь трагичного? Браки по любви распадаются не намного реже, чем по расчету. Известно немало счастливых союзов, сложившихся по воле случая, родителей или даже из определенного расчета.

— Вы забываете, что в прежние времена у мужа и жены было четкое представление об их роли в семье, господствовали патриархальные нравы. Ссоры потому, что жена не приготовила обед или не убрала в доме, случались редко. Если люди принадлежали к одному социальному слою и до свадьбы имели одинаковое материальное положение, то вероятность того, что они «стерпятся-слюбятся», была достаточно высокой. Сегодня жены убеждены, что мужья должны их содержать, но при этом не собираются подчиняться. Мужья же с радостью «сваливают» на жен решение практически всех важных проблем, включая бюджет, воспитание детей, жилищный вопрос и даже материальное обеспечение семьи, но при этом хотят, чтобы их считали главными. В результате — конфликты и разводы. Если человек не попытается разобраться в самом себе, то его ожидает либо череда неудачных браков, либо одиночество.

— Вы все время защищаете семейный образ жизни. Но зачем создавать семью, брать на себя определенные юридические и финансовые обязанности, если, к примеру, человеку вполне достаточно временных партнеров?

— Семья — это ведь не только общие финансы и распределение домашних обязанностей. Сегодня людям в первую очередь нужны эмоциональная поддержка, психологическая защита, душевное общение. Да и как ни крути, но в сознании подавляющего большинства образ счастливого и, как сейчас говорят, успешного человека неразрывно связан с семьей, надежным «тылом», «пещерой», где можно отдохнуть от дел ратных, набраться сил, а в случае чего — «зализать раны». Временный партнер всего этого не даст. Хотя парадокс — именно семья часто делает человека глубоко несчастным.

— От чего зависит семейное счастье — от желания принять на себя ту или иную роль и не выходить из нее до конца?

— От готовности и умения жить в семье. Это требует определенной зрелости не только в сексе, но и в быту, в межличностных отношениях. Нравственность в сфере отношений и общения предполагает много принципов. Так, надо уметь учитывать не только свои интересы, но в равной степени и интересы другого человека. Быть справедливым, добрым к своим близким, не стремится осудить и наказать, а быть готовым понять, посочувствовать, простить. Все это должны развивать и прививать взрослые.

— С этим, насколько я знаю, сегодня проблема. Социально-экономическая ситуация провоцирует формирование более жесткого стиля общения в семье, ее ориентации на воспитание у детей в первую очередь тех качеств, которые помогают выдерживать конкуренцию и выживать, даже за счет другого. Многие родители находятся на распутье: чему учить малыша? Если тому, чему и их самих, то в будущем сын или дочка рискуют оказаться «белой вороной», не приспособленными к жизни в современном обществе. Разве выживет в нашем мире человек, считающий, что всегда нужно помогать слабому, — а если этот слабый в ответ оттолкнет тебя и займет твое же рабочее место? Если же воспитывать у ребенка качества, позволяющие выжить во враждебной среде, то не обернется ли это со временем против него самого? Известно немало состоятельных людей, которые стали душевно одинокими, подозрительными и мелочными.

— Действительно, современная семья утратила воспитательный идеал. Во многом потому, что стала нуклеарной: состоящей из двух поколений — родителей и детей. Некому передавать традиции, народную мудрость. Ценности семьянина в Украине, как правило, зиждились на культе рода и матери, чести рода, на семейном согласии и солидарности, любви и уважении к родителям, к своей культуре, заботе родителей о детях, гостеприимстве и другом. Детей учили «поступать так, чтоб отцу-матери не было стыдно перед людьми». Традиции добрососедства воспитывали человечность, доброту, сочувствие, взаимопомощь. Конечно, времена меняются. Но я глубоко убеждена, что моральные ценности остаются незыблемыми. Сегодняшние наши беды, как считает российский психолог Аркадий Эдигес, такие, как коррупция или убийства, — недосмотр родителей, педагогов и психологов. Значит, не смогли они как следует донести до родителей и их детей простые христианские заповеди «служи Богу, а не мамоне», «скапливай богатства на небе, а не на земле», «не убий». Эти заповеди священны независимо от того, кто какую религию исповедует или отрицает. А современных родителей больше волнует порядок в доме и собственный покой, нежели душа ребенка.

Российские психологи провели довольно интересное исследование: что чаще всего запрещают детям в семье. Оказалось, что в 42% случаев запреты касались безопасности подростка, в 28% — сохранения вещей и поддержания порядка в доме, в 22% — охраны покоя взрослых и лишь в 8% случаев звучали запреты нравственного характера.

— Вы хотите сказать, что необходимо вернуться к религиозному воспитанию?

— Вас это страшит? Между тем, по мнению многих родителей, в нынешних условиях вырастает роль именно религиозного воспитания как фактора морального и духовного оздоровления личности. Не так давно Институт проблем воспитания провел небольшое исследование (опрошено 183 ученика общеобразовательных школ в возрасте 10—13 лет). На вопрос «Принимаешь ли ты идеи христианства?» позитивный ответ дали 80% подростков. С точки зрения 75% учеников, вера в Бога помогает человеку в жизни. А именно: когда человек заболевает или у него случается какая-нибудь трагедия, когда он стремится чего-либо достичь в жизни и встречает трудности на своем пути к цели. В этом плане можно предположить, что молитва и посещение церкви помогают человеку быстрее выйти из стресса, очистить душу от негативной энергии, принять жизненную неудачу как испытание, которое нужно пережить. 65% подростков отметили, что знание Библии помогает им в жизни: в учебе, общении с ровесниками, родителями и так далее. 41% опрошенных отметили, что в их жизни были случаи, когда именно Заповеди Божьи спасли их от совершения плохого поступка.

— Религия учит не роптать на судьбу, смиренно воспринимать ее такой, какова она есть. Мне кажется, это не всегда хорошо. Моя однокурсница вышла замуж за верующего человека. Да, у него масса преимуществ перед пьющими и гулящими, но их пятеро детей (аборт делать нельзя!) живут впроголодь. Одна надежда на родственников или друзей. Муж устроился на какую-то копеечную работу и не «шевелится», считая, что «будет день, будет и пища».

— Не знаю, к какому религиозному направлению он относится, но в христианстве никогда не одобрялась такая позиция, разве что у монахов, отрешенных от всего мирского. Отец всегда был опорой и защитой семьи. Иосиф Обручник, супруг Девы Марии и воспитатель Иисуса Христа, как раз и воплощал в себе образ такого отца-кормильца. Изучая Библию (как, я думаю, и священные книги других религий), можно найти каноны, которым следовали наши предки в повседневной жизни, чему обучали своих детей.

О вечности христианских ценностей начинают потихоньку говорить и украинские педагоги. Многие из них уверены, что необходимо вернуться к истокам, формировать личность ребенка, его отношение к семье именно на основе христианских ценностей: умении понимать, сочувствовать, быть терпимым, толерантным, ответственным и верным, уважать старших и младших. Попыток создания курсов, в основе которых лежит христианская мораль, много. Если еще относительно недавно школа занималась атеистическим воспитанием учеников, то сегодня наоборот: в курсе зарубежной литературы изучаются притчи из Библии, на уроках истории дети знакомятся с историей зарождения и развития христианства. В особенности в школах Западной Украины (в первую очередь, во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях), где уже с 1992 года введен экспериментальный, а затем и учебный предмет — «Христианская этика», призванный формировать у учеников общечеловеческие моральные ценности. Практически во всех областях страны есть учебные заведения, в которых читают подобные курсы. Любая школа может ввести в вариативную составляющую программы «Историю христианской культуры», «Историю мировых религий», «Основы христианской этики», «Основы библиеведения» и другие. В то же время в Министерстве образования и науки сегодня ведется активная работа по созданию соответствующей государственной программы, учебников и методик обучения. По всей видимости, в течение ближайших трех лет начнется повсеместное введение такого курса в школьную программу.

— Сегодня мы даем детям много фактов, но не даем возможности их осмыслить, — пояснила ситуацию директор Украинского колледжа им.В.Сухомлинского Василина Хайрулина. — Поэтому мы хотим ввести в программу экспериментальный курс этики, основанный на духовных и моральных ценностях нашего народа. На мой взгляд, именно уроки этики дадут возможность детям задуматься над такими вопросами, как «мое место в этой жизни», смогут разбудить потребность делать добро, видеть прекрасное, вселить веру в мудрость. Мы вовсе не стремимся привести ребят в церковь: об основах изучения догматов церкви, христианской морали речь не идет. Я где-то читала, что американские ученые взвесили душу — что-то около трех граммов. А коль она есть, то ее нужно также тренировать.

К сожалению, подобные курсы в школьной программе — счастливое исключение. Готовить ребенка к жизни в обществе и семье нынче некому. Школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», дискредитированный советской школой, изъят из программы, качественных телепередач или статей в прессе, посвященных проблемам разумных компромиссов и разрешения конфликтов в семье, мало. В особенности тех, которые могли бы заинтересовать подростков. Считается, что собственный семейный опыт ребенок приобретает в семье родителей. Но сегодня, по данным социологов, большинство детей категорически не хотят повторять опыт «предков». Более того, сами родители боятся, что дети повторят их путь. Где же искать примеры для подражания, как научиться быть счастливым в личной жизни? Может быть, действительно, стоит обратиться к вековой мудрости народа и его традициям?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно