СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Поделиться
Реклама жевательной резинки: в развеселом месте за стойкой бара — несколько молодых улыбающихся людей: «Он знает, как привлечь внимание девушек… Она не может больше ждать…»...

Реклама жевательной резинки: в развеселом месте за стойкой бара — несколько молодых улыбающихся людей: «Он знает, как привлечь внимание девушек… Она не может больше ждать…». Всем понятно, чего именно не может ждать ерзающая девушка.

В поведении персонажей, в самом рекламном ролике, в нашем его восприятии и во многом-многом другом отражается одно из важнейших явлений новейшей истории — сексуальная революция. Она касается не просто огромного большинства населения, а практически всех: от политиков — до детсадовцев. Что же это такое? «Краткий словарь по социологии» (Москва, 2001 г.) дает ей определение: «Сексуальная революция — радикальная ломка традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений, связанная главным образом с молодежными бунтарскими движениями». Это лишь отчасти верно. Потому что революция — это кардинальные изменения, касающиеся не только ломки традиционных норм в сфере сексуальных отношений. И связана она не только и не столько с молодежными бунтарскими движениями.

Как показала история ХХ — начала ХХІ вв., в качестве глобальных выступили две тенденции: стремление к демократии и стремление к независимости. Они выявили себя буквально во всем: от развала империй до изменения жизненных моделей отдельных личностей. Все больше и больше людей во всем мире признавало ценность свободы одной из главнейших позиций в системе ценностей западного мира. Человечество же давно испытывает на себе воздействие «вестернизации» (в ХХ веке — «американизации»).

Сексуальная революция началась на Западе. Существуют разные мнения относительно времени ее начала: годы Первой мировой войны, 20-е, 50-е, 60-е, 70-е. На наш взгляд, она началась в 1960-е, что будет обосновано ниже. Какие бы хронологические рамки ни выбирались, безусловным является то, что произошедший взрыв освобождения от прежних запретов в значительной степени явился реакцией на суровость былых времен, в частности, на пуритански-репрессивное отношение к сексу.

Строй и уклад жизни на протяжении тысячелетий определялся прежде всего религией и церковью. В западном мире длительное время доминировал католицизм, известный своей жесткостью. В частности, церковь освятила и через инквизицию осуществляла жесточайшие наказания за нарушения супружеских обетов, а также за нетрадиционный секс.

Западные законы и нравственные кодексы берут начало в иудео-христианской традиции, преимущественно в законах иудейских племен, записанных в Ветхом завете. Эта традиция признавала лишь те половые отношения, которые необходимы для продолжения рода и существуют в границах брака. Отсюда — запреты, строгости, лицемерие, ханжество, разочарования, неврозы. Поэтому можно считать, что рассматриваемая революция стала реакцией на века пуританского подавления сексуальной свободы.

В ХХ веке, как известно, влияние религиозной сферы в западном мире значительно ослабело. Конечно, в европейских странах, в США быть верующим — почти норма. Однако современный человек не позволяет религии и церкви быть чрезмерно обременительными. Путы, которые ими накладывались, особенно в отношениях между полами, давно уже разорваны.

Начиная с последней трети XVIII — начала ХIХ вв. шел процесс утверждения индустриального общества, которое с последней четверти века ХХ начало свою трансформацию в общество постиндустриальное. Для поддержания сложного механизма промышленно развитой системы необходимо, помимо всего прочего, адекватное духовное обеспечение в виде системы норм и ценностей, среди которых — ценности достижений и успеха, частной собственности, индивидуализма, активности, демократии, прав человека, секуляризма, уважения к науке и технике, динамизма, потребительства, гедонизма и т.д. На первом же месте в западной системе стоит свобода. Свобода во всем, в том числе и в рассматриваемой области.

Начавшаяся в последней трети XVIII века промышленная революция помимо всех прочих последствий вызвала быстрый рост европейского населения. В связи с развитием промышленности начинается отток сельского населения в поисках заработков в города. К.Юнг в «Синхроничности» писал: «Благодаря индустриализации огромные группы населения были оторваны от своих корней и собраны вместе в крупных центрах. Эта новая форма существования — со своей массовой психологией и социальной зависимостью от колебаний рынка и оплаты труда — произвела на свет индивида, который нестабилен, незащищен и внушаем». Суть массовой психологии — жить сегодняшним днем.

Общество «массового производства» стало «обществом массового потребления». В 1960-х годах в западном мире сменились приоритеты. На жизненных знаменах миллионов появился новый девиз: «Удовлетвори свои желания!». «Общество массового потребления» тотально, поскольку затрагивает все сферы жизни человека, в таком обществе существовать — значит потреблять. И не только товары и услуги. Потребляются впечатления, эмоции, чувства. Осознание богатства жизни порождает стремление взять от нее как можно больше. Часто простейшим путем к тому видится разнообразие в сексе.

В удовлетворении желания насладиться богатством возможностей огромное и многообразное влияние имели научные революции и технический прогресс. Прежде всего следует подчеркнуть роль механизации, автоматизации, роботизации, компьютеризации и т.д. и т.п. в уменьшении доли тяжелого физического труда, после которого, как правило, сил на секс не остается. Другим следствием научно-технического прогресса является сокращение рабочего времени. Если в былые времена рабочий день мог продолжаться 10 — 12 часов, а выходным было только воскресенье, то на 2003 год рабочая неделя в Западной Германии составляет 35 часов. Понятно, что для всплеска сексуальной активности и силы, и свободное время очень важны.

Одной из черт индустриального общества является новая географическая и социальная мобильность, связанная прежде всего с урбанизацией. Город — это совершенно отличное от деревни социальное пространство, характеризующееся значительной анонимностью. Нередки случаи, когда соседи по лестничной площадке не знают друг друга. В селе же все знают все про всех: кто с кем чем занимался — ни для кого не секрет. Переезжая в город, человек освобождается от жесткого морального контроля со стороны общественности.

Однако «революция нравов проистекает не из слабости или нигилизма, а является результатом брожения, происходящего в обществе, особенно в тех кругах его, которые двигаются вверх по социальной лестнице и овладевают новым опытом» (М.Лернер). Кроме того, из истории известно, что проблемы пола актуализируются тогда, когда общество сталкивается с принципиальными трудностями, которые невозможно разрешить в рамках существующих норм и установок. Именно неблагополучие в основаниях индустриальной цивилизации, достигшей своего предела, привело к психологическому кризису, что наиболее остро почувствовало прежде всего студенчество 1960-х. Практически во всех западных странах в то время социальная стабильность была поколеблена «бунтом молодых». Сразу же отметим, что молодежь как социальный феномен является «продуктом» второй половины ХХ века. Никогда до того времени общество особо не обращало внимания на специфически молодежные интересы и проблемы. Парадокс, но молодежи как отдельной социальной группы не существовало. Дети очень рано начинали работать. Связанное с индустриализмом увеличение времени получения необходимого образования, общее повышение жизненного уровня в западных странах, когда можно было обойтись без детского труда, акселерация, развитие средств массовой информации, прочие обстоятельства изменили положение дел.

Свое влияние оказала Вторая мировая война и последовавший после ее окончания «бэби-бум». Новое поколение молодых людей открыло для себя новый яркий мир. Но они не захотели принимать запреты и ограничения, которыми были окружены, и восстали против «ужасно тоскливой политической, социальной и сексуальной ортодоксальности своих родителей», — пишет английская исследовательница Р.Тэннэхилл в своей работе «Секс в истории». — «Развившийся в результате культ молодости был только одним из аспектов чрезвычайно сложной социальной революции, но он усиливался ностальгией и завистью множества более зрелых людей, которые ощутили, что война украла у них их собственную молодость».

В 1960-е годы секс без ограничений становится таким же атрибутом свободы, как джинсы и рок-н-ролл. Прогрессивная молодежь выдвигает свое кредо: «Кто с одной и той же спит, в том истеблишмент сидит». В связи с протестом молодых бунтарей против «истеблишмента» отметим роль книги Г.Маркузе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда», которую считают «провозвестником и катализатором сексуальной революции на Западе, получившей в свою очередь воплощение в движении хиппи и студенческих бунтах 68-го года».

В свое время З.Фрейд доказывал, что господство Эроса — всеобъемлюще: в жизни, в творчестве, в удовольствии. Идея З.Фрейда о двух основных инстинктах человеческой природы — Эросе, влечении к жизни (и удовольствию как прекращению раздражения), и Танатосе, влечении к смерти, — стала отправной точкой в рассуждениях Г.Маркузе. Беспрепятственное удовлетворение этих влечений несовместимо с цивилизованным существованием. Поэтому общество подавляет их. Оно ставит себе на службу, посредством сублимации, сексуальные влечения и переориентирует деструктивные импульсы на внешний мир в форме труда и на внутренний мир в форме совести. Принцип удовольствия ограничивается реальностью, в основе которой — факт нужды, необходимость борьбы за существование. Со второй же половины 60-х годов прошлого века и далее в западных странах наблюдался в целом рост благосостояния, снижение уровня безработицы, расширение возможностей различного рода социальных программ. Все это проходило под знаком создания «общества всеобщего благоденствия». То есть снижались тяготы нужды и борьбы за существование. Г.Маркузе указывает, что благодаря техническим достижениям человечество приблизилось к победе над нуждой (речь, по всему, шла о западных промышленно развитых странах. — Т.О.) и освобождению инстинктов от ненужного подавления. Однако он считал современное ему западное общество «репрессивным», подавляющим чувственного человека ради того, чтобы избежать распада установившегося порядка. В качестве способа контроля, по его мнению, может выступать производительность. Тогда же, когда индивиды не заняты производительным трудом, контроль над сознанием осуществляется с помощью контроля над информацией, с помощью индустрии досуга и развлечений, формирования ненужных потребностей, манипулирования сознанием. Г.Маркузе в своей книге выступил за биопсихологическое переустройство человека на основе «новой чувственности». Это была теоретическая попытка изменить человека, высвободить его сексуальную энергию, а также ослабить контроль над его сексуальной жизнью со стороны общества.

Противоречия, накапливавшиеся в западном мире столетиями, породили сексуальную революцию. А она стала средством если не снятия напряжения, то, по крайней мере, некоторого ослабления. Запад нашел простое и гениальное решение: если все «замкнулось» на свободе сексуальных отношений, то выход в том, чтобы дать ей выход. Тем более что бороться против сексуальной революции было бесполезно, так как ее поддержали, можно сказать, новые социальные силы — молодежь и женщины. Сексуальная революция отвечала прежде всего их настроениям.

При всем разнообразии направлений и школ западная философия преимущественно трактует сущность бытия как Логос. Это Логос господства — приказывающий, руководящий, направляющий разум, — пишет В.Фигейреду в своей книге «Авторитаризм и Эрос». Зададимся вопросом: является ли рационализм отличительной чертой юношеской психологии? Нет. Ведущей характеристикой выступает эмоциональность, импульсивность, юношеский максимализм, нетерпимость к навязыванию каких-либо ограничений и запретов, приказов и «руководящих указаний». Молодежь, особенно городская, к тому же практически полностью разделяет настроения «массового общества», среди которых доминирует уверенность, что желания и удовольствия важнее, чем нормы и условности. С середины 1960-х годов молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старым представлением о сексе, основанном на чувстве греха и скрытости. Ведущим настроением становится стремление к истинности и открытости. Интересно отметить, что характер мужского сексуального поведения на протяжении последнего полстолетия изменился гораздо меньше, чем характер женского. Ибо женщины в гораздо большей степени являлись движущей силой сексуальной революции, чем мужчины.

Именно в ХХ веке весьма значительно в западных странах возрастает роль женщин. Не в последнюю очередь это было связано с двумя мировыми войнами. Мужчины уходили в армию и часто не возвращались или возвращались калеками. Нужно было брать на себя заботу о собственном выживании и выживании детей. Женщины массово пошли работать, чаще всего по найму. Уже говорилось о двух мегатенденциях прошедшего и нынешнего веков — демократизации и стремлении к независимости. Демократия дословно означает «власть народа» и зиждется на вере в онтологическое равенство всех членов общества, то есть и мужчин, и женщин. В 1960-е годы формируется и впоследствии распространяется на весь западный мир движение за эмансипацию женщин. Эмансипация — термин, обозначающий освобождение от зависимости, притеснений и ограничений.

Женщина стала более независимой в экономическом отношении, что в экономически ориентированном обществе привело к значительным позитивным последствиям. Например, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судьбу. Оказалось, что не обязательно выходить замуж, чтобы любить и быть любимой. Огромное число женщин сознательно предпочитают вести самостоятельную жизнь (в современной Европе — около трети), занимаясь своей карьерой и не связывая себя брачными отношениями с «сердечными друзьями». Одним из последствий сексуальной революции стала кардинальная трансформация семейных отношений. В ней на первом месте — освобождение женщин от экономической зависимости. Не случайно в большинстве разводов инициаторами выступают женщины. Идя на такой шаг, они уверены, что найдут возможность заработать себе на жизнь и на то, чтобы поднять детей. Некоторые дамы, которым «за 30», позволяют себе роскошь родить ребенка и без мужа — «для себя».

В рассматриваемой грандиозной социальной ломке «революционность» женщин соединилась с их «традиционностью». Будучи психологически очень гибкими, умеющими приспосабливаться к обстоятельствам, женщины интуитивно почувствовали «дух времени», перемены и воспользовались ими. Женщинам свойственно и сознательно, и подсознательно пытаться соответствовать ожиданиям. И в то, и в наше время они откликнулись на стремление мужчин к большей сексуальной свободе. Основной проблемой было решиться. Если бы женщины не откликнулись, что осталось бы мужчинам? Сыграли свою роль и особенности возрастной психологии. Молодость — время неуверенности, а девушкам очень важно, чтобы их выбрали. Для этого надо понравиться, угодить, согласиться. Социологи отмечают, что девушки с низкой самооценкой начинают половую жизнь на два года раньше своих среднестатистических сверстниц.

В прошлом многие неудачные браки сохранялись потому, что за них цеплялись женщины. Однако ситуация изменилась к середине 1970-х годов. Так, в США в 1965 году на каждые четыре брака приходился один развод, а к 1975 году — уже один развод на каждые два брака. Главная причина состояла в изменении женского самосознания. Свою роль сыграли и разрешение на участие в выборах, и разрешение работать и зарабатывать, и, главное, обретение женщинами новой биологической свободы. Речь идет о распространении средств контрацепции. В 1920-х годах продажа противозачаточных средств была официально запрещена в ряде стран, в том числе и в США. Однако вскоре было признано значение массового распространения контрацептивов для сексуальной революции. К 1970 году Запад признал, что предохранение является личным делом каждого. Сейчас существует около 20 основных способов контрацепции, подавляющее большинство которых предназначено для использования женщинами. Таким образом женщина может взять ответственность на себя и гораздо меньше опасаться нежелательной беременности.

Тенденция к растущей демократизации предполагает равенство полов не только в общественной, но и в личной жизни. Одним из последствий сексуальной революции, а может, ее предпосылкой, стало осознание равноправного партнерства в отношениях между полами. Заметно уменьшились традиционные различия в данном аспекте между мужчинами и женщинами (возраст начала половой жизни, число сексуальных партнеров, частота интимных контактов и т.д.). Сексуальная революция привела к ослаблению «двойного стандарта», когда представители разных полов несут разную ответственность за одинаковые поступки. Вместе с тем обратной стороной женского стремления к большей свободе и удовольствию стал демографический кризис в западных странах — детей рождается все меньше. Некоторые демографы предупреждают: в результате изменения социального положения женщин, особенно их тяги к высшему образованию и карьере, под угрозой оказался сам факт существования европейской цивилизации.

Многоаспектной является проблема «бизнес и сексуальная революция». Первый способствует второй и пользуется ею. Возникла огромная секс-индустрия, нередко теневого плана. Хорошо сбывается все, что делает человека более привлекательным, сексапильным. Практически любой товар пытаются продать примерно под таким слоганом: «Купи наш ершик для унитаза, и ты будешь та-а-а-ким сексуальным!» Сексуальность превратилась в товар, который безостановочно потребляется. Не быть сексуальным равнозначно превратиться в человека двадцать второго сорта.

Сексуальная революция изменила прежде всего самосознание общества, во все его качественно различные элементы внесла новое: сломаны традиционные нормы, пришли новые знания, появились новые ценности. Люди стали поклоняться идолам самореализации и счастья. В качестве центрального элемента счастья сегодня часто рассматривается именно секс. Достижение традиционных идеалов успеха стало частично зависеть от того, соответствует ли человек требованиям сексуальной активности. Причем не обязательно традиционным образом.

Одной из мегатенденций конца XIX — начала ХХ века является триумф личности. От отдельного человека может многое зависеть, его возможности чрезвычайно возрастают. Он стремится проявить себя во многих сферах, в том числе и в сексуальной. Утверждение индивидуальности человека включает в себя утверждение сексуальной индивидуальности. Одно из последствий — оживление активности лиц с нетрадиционной ориентацией. Считается, что секс с некоторыми «отклонениями от нормы» — изысканнее и свойственен более тонким натурам. А демократизированное общество, превыше всего ценящее свободу личности, весьма снисходительно относится ко всему этому. Особенно его молодая часть. Молодежь более ориентирована на индивидуальные ценности, чем люди старших поколений, воспитанные на иных представлениях, среди которых и знаменитое: «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Триумф личности имеет обратную сторону — рост индивидуализма, стремление освободиться от всего, что сковывает. Герой недавно нашумевшего кинофильма «В движении» яростно кричит на свою девушку: «Ну что ты вцепилась в меня своей любовью?!» И далее следует тирада, мол, твоя любовь не дает мне свободно жить. Типичные слова представителя «индивидуализированного общества», в котором говорят, часто не задумываясь о реакциях со стороны других людей.

В приведенной реплике отражается и другая особенность нашего времени: подходящих и желаемых партнеров не только для супружества, но и для секса значительно меньше, нежели партнерш. Причины тому как биологические, так и экономические, социальные, культурные. Поэтому резко возросла женская активность в отношениях между полами. Эмансипация женщин повлияла на традиционное поведение мужчин. Сильный пол не перенапрягается в завоевывании прекрасных дам. Мужчинам нравится, когда женщины их добиваются, ухаживают за ними, ссорятся из-за них. Под влиянием сексуальной революции происходят изменения в понимании нормативной «правильной» мужественности и женственности. Типично мужская модель поведения: активность вплоть до агрессивности, независимость, стремление удовлетворить прежде всего свои желания и прочее, — принимается все большим числом женщин, особенно молодых.

Сексуализация действует стимулирующе. Секс является витальной силой, силой жизни, а жизнь — это обмен активностью. В современном мире активность считается одной из главных ценностей. Сексуальность расценивается как показатель жизненной энергии. Демонстрация сексуальной силы стала требованием времени. Немало бизнесменов солидного возраста считают обязательным появляться на людях в обществе молоденьких спутниц. Между ними совсем не обязателен роман. В данном случае важна «демонстрация мощи». Возможно, выглядит грубо, но существует такое объяснение: пока волк… молодых волчиц, он — вожак, когда он не в состоянии — стая разорвет его. Или отвернется.

Для сохранения деловой активности необходимо поддерживать активность физическую. Сексуальная революция породила моду на здоровый образ жизни. Разумеется, усиление заботы о собственном здоровье у людей западного индустриального мира связано и с пониманием жизненной необходимости быть «исправной» рабочей силой, а также осознанием того, что здоровье — это свобода. Врачи наперебой доказывают пользу занятий сексом для здоровья. В погоне за продлением молодости, оказывается, нет лучшего средства. Секс многими рассматривается как физзарядка или спорт. В спорте, как известно, важны результативность, достижения, победы…

Спорт является преимущественно занятием молодых. Практика интимных отношений, взрослый подход к сексу под влиянием сексуальной революции и иных процессов сильно «помолодели». В США подростки становятся сексуально активными в среднем в 16 лет, в Голландии — почти в 18. Большинство украинских подростков начинают половую жизнь в 14—16 лет. Вместе с тем сексуальная революция, начавшись в середине 1960-х годов в среде бунтовавшей молодежи, докатилась до людей старших возрастов. Многие издания как научные, так и популярные, убеждают своих читателей, что половая жизнь не должна прекращаться с окончанием молодости (верхние границы которой колеблются от 25 до 44 лет).

Общей тенденцией стал рост числа ищущих интимных приключений. Невиданных масштабов достиг секс-туризм, значительно пополняющий бюджеты ряда стран. Телефонные компании получают баснословные суммы благодаря популярности секса по телефону. Свою лепту внесла компьютеризация. Немыслимо расширились возможности знакомств через Интернет. От ухаживаний и флирта до свадьбы можно пройти путь интернетовскими дорожками. Некоторые проводят в режиме «online» церемонию бракосочетания. Все чаще чрезмерное увлечение кибер-сексом становится основой новейших психических расстройств. То, что некоторые компьютерные фанаты утратили способность жить в реальном мире и налаживать отношения с людьми, уже не удивляет. Кибер-измены стали поводом для бракоразводных процессов, начавшихся некоторое время назад в Великобритании и США. Хотя в целом внебрачные интимные отношения воспринимаются гораздо спокойнее, чем в начале сексуальной революции. Журналы как мужские, так и женские, подробно инструктируют по вопросам «правильной» организации «одноразовых романов», проведения отпуска отдельно от своей «половины» и т.п.

В развитых странах ослабевает роль семьи: возрастает число разводов, доля одиноких взрослых людей, не вступающих в брак, численность бездетных и малодетных супружеских пар. Сексуальная революция, вестернизация, индустриализация и ряд прочих факторов привели к кризису ячейки общества. С одной стороны, семейные узы вступают в противоречие со стремлениями «многомерного человека», временами препятствуя его самореализации. С другой, часто семьи не выдерживают нагрузок, связанных с функцией накопления «человеческого капитала». Возрастают затраты на самосовершенствование и воспитание детей, что требует увеличения заработков. А необходимость больше зарабатывать отвлекает людей от домашних дел. Возникает проблема выбора. Некоторые разрешают ее, разрушая семью. Сексуальная революция и тенденции ослабления моногамного брака наталкивают пессимистически настроенных демографов и социологов на выводы об исчезновении семьи как таковой в будущем.

Развод и насилие в семье — показатели семейного неблагополучия. Но не только его. Это лишь один из аспектов проблемы насилия в современном мире. Сама по себе революция — сексуальная или какая другая — является насилием, поскольку даже без вооруженных эксцессов она предполагает слом, разрушение, уничтожение того, что было, как бы ни сопротивлялись его приверженцы и защитники. Разнообразные формы насилия, тот же терроризм, преступность и подобное, интенсивность и масштабы коих постоянно возрастают, превратились почти что в атрибут нашей повседневности. Имеет место всепроникающая диффузия насилия. Некоторые исследователи полагают, что таким образом дает о себе знать пропущенная третья мировая война. Милитаристский дух не скоро успокоится. Он выявляет себя не только в войнах и модернизации вооружений. «Милитари» уже несколько лет является одним из стилей модной одежды.

Но, конечно, самым сильным трендом моды последних лет остается «секси». Как свидетельствует история, сексуальность входит в моду в те времена, когда в обществе остро ощущается нехватка молодых здоровых мужчин, годных для брачных отношений. Так было после окончания первой, а затем Второй мировой войны. Сейчас мировой «горячей» войны нет. Однако достойных женихов все меньше и меньше. Ко времени вступления в супружеский союз часть молодых людей уже утрачивает здоровье — из-за травматизма, болезней, алкоголизма, наркомании. Некоторые не могут преодолеть собственную экономическую несостоятельность. Чаще всего в результате уже называвшихся обстоятельств мужчины просто не хотят взваливать на себя семейную ношу.

Общество массового производства и потребления влияет на сферу интимных отношений. Промышленность выпускает немало одноразовой продукции. В отношениях между мужчиной и женщиной тоже начинает действовать принцип «использовал — выбросил». Любовь, веками считавшаяся самым дорогим на свете, обесценивается. В результате сексуальной инфляции появляются новые комплексы. Люди стесняются своего несоответствия габаритам и активности секс-символов. Все больше мужчин и женщин испытывают интимофобию, избегая действительно душевной близости, излишней привязанности к партнеру из-за уверенности в скором окончании отношений.

Р.Тэннэхилл заметила, что мужчина стал терять контроль над собой: «…пошатнувшись под натиском сексологов-просветителей и феминисток, в один голос утверждавших, что он обязан заботиться об удовлетворении своей сексуальной партнерши, мужчина попытался сбежать. Случайный секс потерял для него большую часть своей привлекательности, и исследователи начала 1970-х гг. обнаружили, что мужчина в среднем стал вступать в половые связи реже, чем раньше, предпочитая мастурбацию и порнографию (последняя к середине 1970-х гг. приобрела массовые масштабы)».

Конечно, подобные проявления неуверенности в себе присущи далеко не всем мужчинам. Однако следует отметить и другую сторону все той же неуверенности — сексоголизм. Часто сексоголик своей чрезмерной активностью доказывает всем и прежде всего себе, что он или она — это супер! На поверку не исключено, что такой человек — инфантил с заниженной самооценкой. В данном случае можно также увидеть влияние последствий сексуальной революции, имеются в виду изменения в основах традиционной семейной жизни (возможно, не все было нормально в родительском союзе: либо отношения между отцом и матерью не складывались, либо же мать растила чадо одна, слишком оное любя, опекая и подавляя).

Психологическая нестабильность дополняется сложностями политической, экономической, социальной ситуации как на уровне отдельной страны, так и всего мира, что усугубляется глобализацией. Необходимость выдерживать конкуренцию — неотъемлемую составляющую индустриального и постиндустриального обществ, огромные потоки обрушивающейся на человека информации, ускорение темпов перемен также усиливают стрессовость существования. Первейшим средством снятия стрессов считается выпивка, однако человек пьяный или с похмелья — плохой работник. Другой возможностью является секс. И он — в избытке.

За избыточность мстит природа. Российский эколог И.Малмыгин в начале 1990-х годов выдвинул гипотезу, согласно которой Земля-Природа пытается регулировать не в меру разрастающуюся численность человечества. Среди ее средств на первом месте стоят эпидемии и инфекционные болезни. Мстит ли природа, пытается ли уменьшить нагрузку на земную поверхность, но характер эпидемии буквально за несколько лет приобрел СПИД. С 8 до 28 увеличилось число заболеваний, передающихся половым путем и наносящих огромный вред здоровью.

Западные развитые страны опомнились. При всей популярности работ З.Фрейда, его идеи подверглись переосмыслению. Стало ясно, что мир и психика управляются не только эротикой. Сексуальная революция для «золотого миллиарда» уже отшумела. В нынешнюю эпоху человек чувствует себя очень неуверенно, со всех сторон его обступили фобии, спасением от которых может стать лишь очерченный вокруг себя круг любви. Вернулось понимание традиционных ценностей хорошего брака. Ко многим пришло понимание того, что хорош Эрос свободный, но дисциплинированный. Как показали многочисленные исследования, человеческие чувства формируются под действием социальных норм и правил. История подняла западное общество на новый виток эволюционной спирали: от прежних ограничений — через сексуальную революцию к осознанию того, что секс, правильно понимаемый и направляемый, может принести людям величайшее удовлетворение. В то же время огромное большинство согласно с тем, что мощная природная сила должна быть контролируема, дабы гарантировать реализацию не только индивида, но и общества.

Сексуальная революция, начавшись и достигнув своего апогея на Западе, выплеснулась и на другие цивилизации, совершенно не учитывая их этические и духовные ценности, такие, как коллективизм, семейственность, социальная безопасность, справедливость, сострадание, традиционность и т.д. Одним из результатов стало всеобщее моральное замешательство, когда трудно понимать, что «правильно», а что «неправильно». Сказался современный кризис культуры, при котором очень затруднительно осуществление ее нормативной функции, спасающей человека и общество от саморазрушения. Украинский философ С.Крымский в телепередаче «Я так думаю» сказал фразу, достойную стать крылатой: «Сором — охоронець особистості і душі». К сожалению, вряд ли эта мысль станет общепризнанной у нас.

Считается, что в Украине сексуальная революция началась в середине 1980-х годов вместе с «перестройкой» и не схлынула до сих пор, бушуя в ослабленной всевозможными кризисами стране. Спектр последствий очень широк. С одной стороны, по данным ООН, Украина входит в пятерку стран, жители которых наиболее сексуально удовлетворены. С другой стороны, по темпам распространения СПИДа Украина на первом месте в Европе и шестом в мире, пропустив вперед пять африканских государств (на Черном континенте есть зоны, где инфицировано до 75% населения). Не говоря уж о стороне десятой и сто десятой.

Украина и сексуальная революция — это отдельная тема. Украинское общество еще не нашло себя в целом и в частности. Как относиться к сексуальной революции? Ругать и возмущаться? Нет, понять и определиться в том, как сообразовать ее с важнейшими тенденциями нашего времени. Первая — прагматизм, иными словами: как уцелеть? Вторая — стремление к гедонизму, то есть: как получить удовольствие?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме