СДЕЛАЕШЬ ЗАРЯДКУ — ПОЛУЧИШЬ ШОКОЛАДКУ! - Социум - zn.ua

СДЕЛАЕШЬ ЗАРЯДКУ — ПОЛУЧИШЬ ШОКОЛАДКУ!

17 августа, 2001, 00:00 Распечатать

Самый простой способ получить желаемое — заплатить. А если это желаемое — определенные поступки или стиль поведения, которого мы хотим добиться от ребенка?..

Самый простой способ получить желаемое — заплатить. А если это желаемое — определенные поступки или стиль поведения, которого мы хотим добиться от ребенка? Тоже платить? Если да, то чем?

 

«Ума не приложу, что с этим ребенком делать, — вздыхала Оксана, рассказывая о своей пятилетней дочке. — Ничего не хочет делать просто так. О чем бы я ее ни попросила, обязательно требует что-то взамен: за съеденную манную кашу — новую заколку для волос, убранные игрушки — какую-то жвачку с наклейками, выученный стих — прогулку в Гидропарке. Еще несколько лет, и того и гляди, начнет из нас с мужем деньги «качать».

— Чтобы добиться от ребенка выполнения своих требований, — комментирует ситуацию детский психолог Лидия Яремчук, — взрослые довольно часто прибегают к маленьким «стимулам». Поначалу все выглядит вполне невинно. «Если быстро скушаешь суп, то получишь конфету» или «Не уберешь игрушки — не пойдешь гулять», — говорит, к примеру, мама ребенку. При этом она даже не отдает себе отчета в том, что использует подкуп. Ну какой в самом деле подкуп в обещанных прогулке и конфете? Ребенок и так все это получил бы, просто маме захотелось его немножко «подстегнуть». Но только тогда, когда ребенок, крепко ухватившись за протянутую приманку, начинает ею манипулировать, мама понимает, что допустила ошибку. Именно это произошло с Оксаной и ее дочкой. Если немедленно не начать принимать меры, то через пару лет тон в отношениях с родителями будет задавать девочка, бросая фразы типа «Не купите мне новое пальто, не пойду в школу!»

Некоторые родители и вовсе, решив, что переходить к рынку должна не только вся страна, но и отдельно взятая семья, начинают за каждую выполненную работу платить ребенку деньги. Но путь этот очень опасен, не говоря уже о том, что малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут: он начинает требовать все больше и вперед, а выполнять не спешит.

— Почему?

 

— Маленький человек (а нередко и взрослый) успешно и увлеченно занимается лишь тем, что выбирает сам, по своему внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм пропадает. При этом меняется и характер его деятельности: теперь он не творит, а «зарабатывает деньги».

Российские психологи провели довольно показательный в этом отношении опыт со студентами, которые частенько на лекциях решали головоломки: им предложили платить за участие в игре. После этого любовь к головоломкам начала «таять» буквально на глазах.

Конечно, используя подобные «меркантильные» воспитательные приемы, родители вовсе не хотят вырастить эдаких «бизнес-роботов», а применяют их, считая наиболее легкими и универсальными. К чему тратить силы и время, подыскивать слова и аргументы, чтобы объяснить малышу, почему он должен поступить именно так, а не иначе, если можно просто заплатить? Но в воспитании легких методов не бывает. Малыш с самых ранних лет должен усвоить: вести себя достойно и выполнять свои обязанности каждый член семьи, в том числе и самый маленький, должен без всякой награды. В противном случае отношения с малышом из разряда дружеских семейных «родители—ребенок» перейдут в холодные деловые «работодатель—рабочий». А кто питает теплые чувства к начальству?

Так что те родители, которые все-таки решили платить, должны учесть, что, во-первых, ребенок никогда не усвоит простую и важную истину: каждый член семьи имеет свои обязанности. Во-вторых, «платный» подход исключает бескорыстную помощь другим, в том числе младшим. Это разные системы ценностей, разные способы существования, и даже во взрослой жизни они уживаются с трудом. И в-третьих, можно быть уверенным, что из «товарно-денежных» отношений ребенок постарается извлечь максимум пользы. Причем в зависимости от настроения он либо «отработает» свой «гонорар», либо получит удовольствие от плохого поведения.

— Что же делать, если ребенок не хочет убирать игрушки или есть кашу? Оставить его голодным и убрать все самой?

 

— В некоторых случаях это лучше, чем сразу заплатить или что-то пообещать. Например, если ребенок болен или устал. Очень грамотно, на мой взгляд, поступает в таких случаях моя коллега. У нее хороший, послушный мальчик, но он постоянно, как и всякий ребенок, пытается проверить ее на «прочность»: а вдруг удастся создать прецедент. Как-то при мне он пришел из садика и, раздевшись, разбросал все свои одежки по комнате. «Вымой руки и немедленно сложи все вещи: ты же видишь, у нас гости», — сказала мама. «Не хочу. Я сейчас занят: строю гараж для машины», — забурчал в ответ мальчик. «Хорошо, я сама уберу твои вещи, только ты потом сам будешь готовить себе ужин. У меня есть время на что-то одно». Малыш, оценив сложность приготовления еды, тут же послушался и убрал вещи.

Как рассказала мне моя коллега после, она всегда в таких случаях терпеливо объясняет сыну, что каждый должен делать то, что ему по силам, и если он, к примеру, не умеет готовить, то должен помочь в чем-то другом: ведь мы одна семья.

Вообще же стимулом любого действия для малыша должно быть одобрение старших и собственный успех. Ребенок, который вырос в атмосфере любви, нуждается в одобрении близких. Ему достаточно лишь время от времени напоминать, какого поведения от него ждут, и обязательно хвалить, даже если не все получается. Признание родителей — главная награда для малыша.

— Тем не менее рано или поздно каждый ребенок начинает понимать, что наличие либо отсутствие тех или иных материальных благ связано с деньгами.

 

— Конечно, ребенок уже в три-четыре года понимает назначение денег, как универсального эквивалента стоимости любых товаров и услуг. Интерес к деньгам вполне понятен. «Презренный металл» постоянно фигурирует в теле- и радиопередачах, разговорах взрослых и даже мультфильмах. Вспомните знаменитый мультсериал про дядюшку Скруджа и его племянников или российский «Незнайка на Луне».

Денежный интерес малышей может поддерживаться и самими родителями. Замечания типа «не трогай, а то потеряешь», «не бери в руки — это переносчик инфекции» или же чрезмерная бережливость, постоянное пересчитывание денег до и после посещения магазинов старшими, различные затейливые копилки — все это не может не «подогревать» интерес. Но истинную цену денег ребенок не знает. Даже если он получает их в качестве подарка или вознаграждения, то может лишь соотносить их стоимость с количеством жвачек или конфет, которые на них можно купить. Дошкольник не понимает, почему эти разноцветные бумажки мама тратит на молоко, хлеб или мыло, вместо того чтобы купить ему новую машинку. Лет до 3—3,5 такое поведение можно считать нормальным. Позже он должен научиться понимать решительное «нет» и не приставать с подобными просьбами.

— В каком возрасте достаточно просто сказать «нет» и попытаться переключить внимание, а в каком уже можно объяснить «почему»?

 

— Некоторые родители полагают, что пока ребенок не пошел в школу и не научился как следует считать, говорить о деньгах бессмысленно, а тем более советоваться с ним по поводу покупки той или иной вещи. Но ведь начать можно с самого простого. Например, что лучше: купить ему новую черепашку-ниндзя, которая через пару дней сломается, или продукты на ужин и завтрак для всей семьи. Для большей наглядности можно нарисовать перспективу: все сидят голодные, зато он играет черепашкой. Если вы с ребенком друзья, то он согласится перенести покупку на более «денежный» период (зарплата или день рождения) либо ограничится чем-то менее затратным. Дошкольник вполне в состоянии понять, почему иногда нужно умерить свои притязания или подождать с покупкой облюбованной игрушки.

Любому ребенку льстит, когда взрослый говорит с ним как с равным. Если детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят взрослых своими приставаниями. И наоборот, немотивированный отказ провоцирует малышей на использование всего «арсенала»: слез, криков, жалоб и причитаний.

— Но все же деньги в личное пользование, наверное, лучше давать уже школьнику?

 

— Да, хотя бы потому, что малыши относятся к ним, как к коллекциям фантиков или наклеек. Использовать деньги по прямому назначению у них просто нет необходимости. А вот школьник уже прекрасно понимает, что вместо этой бумажки он может получить стакан сока и пирожное, и если он их потеряет или потратит на развлечения, то ему придется довольствоваться только бутербродом с колбасой, выданным родителями.

Более того, у школьника, особенно в средних и старших классах, обязательно должна быть какая-нибудь мелочь на мороженое или игровые автоматы. Нередко «безденежное» воспитание приводит к воровству, причем детей из вполне обеспеченных семей.

При этом, обнаружив, скажем, пропажу мелочи из кармана, не стоит сразу впадать в панику. Главное, чтобы подобное сразу же получило оценку из уст старших. Если хоть раз проступок «сошел с рук», ребенок усвоит: воровать можно, только осторожно.

Родители же в свою очередь должны в корне пересмотреть «денежную политику». Можно, к примеру, оговорить, какую сумму ребенок будет получать на питание в школе и, скажем, ежемесячно в зарплату. При этом обещанное нужно выдавать четко либо объяснить, по какой причине выделить ребенку деньги не получится — задерживается зарплата, нужно потратиться на лекарства и так далее. Не стоит и уличать ребенка в «нецелевом» использовании отпущенных средств. Это, скорее всего, приведет ко лжи. Зато на небольших суммах наличных ребенок будет учиться разумно тратить деньги, соизмерять желания с возможностями.

— С какого возраста можно позволить ребенку зарабатывать самостоятельно?

 

— Официально человек может начинать трудовую биографию после окончания школы. На Западе у детей есть возможность зарабатывать и в школьные годы — разносить газеты или рекламки, мыть машины или посуду в кафе. У нас, к сожалению, подобные виды детского труда криминализированы. Ими в основном занимаются дети из неблагополучных семей, которых родители часто отправляют на заработки насильно. Поэтому заниматься даже таким невинным занятием, как продажа газет, небезопасно. Все остальные виды деятельности либо непосильны маленькому человеку, либо несут негативный оттенок с точки зрения морали. Например, выполнять за «двоечников» домашнее задание за деньги. Хотя в принципе класса с 8-го ребенок вполне мог бы подрабатывать. Если у родителей или их знакомых есть собственное дело, то они могут доверить ребенку работу курьера (разумеется, в стенах здания) или, скажем, уборщицы.

— Не вызовет ли такое раннее знакомство с реальными деньгами страсть к накопительству? Эта проблема, кстати, волнует и родителей совсем маленьких детей. Многие из них любят собирать копеечки, выспрашивают новые «экземпляры» у родителей, а затем могут подолгу пересчитывать свои «сокровища», разглядывать их.

 

— У малышей интересы очень быстро меняются. Поэтому переживать не стоит. Возможно, такой «скупой рыцарь» просто увлечен новой игрушкой — кошельком с денежками. К тому же дошкольники очень любят собирать как денежки, так и любые другие мелкие предметы и бумажки: бусинки, пуговки, вырезки или фантики. Обычно дошкольник не стремится накопить определенную сумму и относится к накопленным деньгам как к любой другой коллекции: поначалу хвастает и без конца перебирает, но достаточно быстро охладевает и даже забывает о том, где она лежит.

Иное дело — взрослые. Именно они могут культивировать в ребенке — как маленьком, так и школьнике — особое отношение к финансовым проблемам. Различные копилки, наставления типа «не трать зря, экономь», пересчитывание подаренных ребенку денег, а также постоянные разговоры в семье о деньгах и ссоры из-за них сформируют у юного гражданина представление о том, что самое главное в жизни — это деньги. А оно уже, в свою очередь, вызовет к жизни стойкие мотивы жадности и накопительства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно