ПРИЕМ — ДЕЛО ТОНКОЕ

14 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

«Для того чтобы хоть как-то посодействовать развитию туризма, надо отменить эти идиотские (иначе н...

«Для того чтобы хоть как-то посодействовать развитию туризма, надо отменить эти идиотские (иначе не назовешь) регистрации иностранцев, удешевить визу (к нам и так ехать никто не хочет, а тут энтузиасту придется заплатить кучу денег за право въезда). Украинские визы — одни из самых дорогих. Чем это оправдано? Может быть, мы предоставляем услуги высочайшего класса?

Нужно установить нормальные тарифы на проживание в гостинице и т. д. для иностранцев: это же оскорбительно, когда видишь, что тебя принимают с ходу за мешок с деньгами и дерут втрое дороже. Не все иностранцы миллионеры!

Такой политикой мы только вредим имиджу нашей страны и ее экономике. О нас и так не знают, и в большинстве случаев все еще думают, что мы — провинция России…»

Из письма на сайт «Зеркала недели»

Кто из нас не помнит великолепный фильм Эльдара Рязанова «Гараж» и шокирующую фразу персонажа Георгия Буркова «Я за гараж родину продал». Работники туристических компаний и агентств, принимающие туристов из разных стран, торгуют родиной ежедневно, нисколько не стыдясь столь непатриотичных деяний. Более того, они несказанно рады, когда им удается совершить «крамольную» трансакцию.

Туризм, названный «феноменом ХХ века», особенно бурно стал развиваться после Второй мировой войны. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), ежегодно по миру «кочуют» более 600 миллионов человек, а доходы от международного туризма составляют порядка 470—480 млрд. долл. США. Это приблизительно 12% мирового валового продукта. По прогнозам специалистов, к 2020 году доходы от туризма в глобальном масштабе достигнут почти трех триллионов долларов.

Более чем в 40 государствах туризм является главным источником наполнения бюджета, а еще в 70 — одной из трех основных статей.

Казалось бы, Украина, обладающая уникальными природными ресурсами и богатейшими культурными традициями, давно могла бы озолотиться на данном ей от Бога. Однако из года в год приходится констатировать, что данность далеко отстает от возможностей.

Хотя цифры из статистического бюллетеня «Туризм в Украине» убеждают, что в последние годы наблюдается стабильный рост количества иностранных туристов (в 2001 г. нашу страну с целью туризма посетили почти 5,8 млн. иностранцев, что на 31,8% больше, чем в 2000 г., в котором их оказалось на 4,8% больше, чем в 1999 году), неумолимая статистика свидетельствует: только 574 тыс. иностранцев (9,9% от общего количества) приехали с целью организованного туризма, а украинскими субъектами туристической деятельности обслужено 416 тысяч (7,2%).

Впрочем, генеральный директор турагентства «Олимп Тревел» Татьяна Волошина считает эту цифру завышенной. Аргументация проста: «Олимп» отправляет принятого им иностранного туриста по маршруту. Все фирмы-партнеры в других городах отражают прием туриста в своих отчетах по форме «І-Тур» и подают в ГТАУ, где все цифры суммируются. Таким образом, один интурист может обернуться двумя, а то и более.

Среди официально зарегистрированных интуристов лишь 156 тысяч прибыли к нам из стран, с которыми установлен визовый режим. А они-то и есть основными валютными донорами туристической «шкатулочки» в государственной казне.

Таким образом, как утверждает президент Туристической ассоциации Украины Борис Выхристенко, в 2001 году за рамками государственного контроля и учета остались более 80% иностранных туристов. Их обслуживанием занимались подпольные предприятия, владельцы частных квартир и маленьких пансионатов, которые не платят налоги и не несут никакой ответственности перед туристами и государством. Официально же (по отчетам) в Украине занимается приемом порядка 500 фирм, а реально — не более 70.

По мнению министра курортов и туризма АР Крым Александра Таряника в Крыму «практически вся инфраструктура туризма «прячется в тень». В бюджет не поступает даже десятая часть реальных доходов». Из-за этого государство не получило в 2001 году доходов на сумму более 2 млрд. долл. США. Причем настораживает факт, что в общем числе заграничных гостей из года в год снижается доля обслуженных лицензированными турпредприятиями.

Зато первый заместитель председателя Государственной туристической администрации Украины (ГТАУ) Анатолий Матвиенко, разделяя обеспокоенность по поводу «тенизации» туризма, тем не менее не столь категоричен в оценке недопоступлений в госбюджет. Ведь большинство денег, заработанных теневиками, тратятся в Украине и в итоге все-таки работают на экономику страны.

Вот тут-то не помешало бы выяснить, а что вообще приносит туризм государству. По словам председателя ГТАУ Валерия Цыбуха, совокупный объем реализации товаров и услуг различными отраслями экономики Украины, обеспечивающих удовлетворение потребностей иностранных и внутренних туристов, составил в 2001 г. 20,9 млрд. грн. Эту цифру дал расчет по методике ВТО, которая учитывает все, что могли получить от туризма и другие отрасли народного хозяйства. Ведь на туризм работает около 50 различных отраслей: транспорт, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, строительство, медицина, культура и прочие. Простой пример: значительная часть пассажиров в любом виде транспорта, кроме местного, — туристы. В авиации она составляет порядка 80%.

Все познается в сравнении

(необходимая ремарка)

Для того чтобы утверждать хороши или плохи те или иные показатели, их надо с чем-то сопоставить. Нет смысла сравнивать, кто сильнее, слон или мышь, как, впрочем, — мышь или муравей. Это прекрасно понимают в силовых видах спорта, где существуют весовые категории. Доказывай свое мастерство и силу в бою с примерно равным тебе по физическим возможностям.

Поэтому в дальнейшем в качестве туристического мерила для Украины используем Польшу. Она сравнима по площади, населению, экономическому потенциалу, географическому положению, природе (хотя в Украине последняя явно побогаче). Посмотрим на показатели 2001 г. (Не удивляйтесь обращению к позапрошлогодним данным. Дело в том, что прошлогодние итоги по Украине будут известны в лучшем случае к концу первого квартала.) Итак, Польшу посетило 61,4 млн. иностранцев (Украину — 11,88 млн.), из них с целью туризма — 15 млн. (5,8 млн.). Кстати, только за 11 месяцев 2002 г. Польшу посетило 5,4 млн. наших соотечественников.

Общий объем услуг, предоставленных украинскими туристическими субъектами по въездному и внутреннему туризму, а также экскурсионной деятельности составил 0,8 млрд. грн. А вот валютные поступления только от въездного туризма в Польше — 4,8 млрд. долларов, из которых 2,9 млрд. «внесли» организованные туристы.

Для справки. По данным варшавского Института туризма (за 11 месяцев 2002 г.), в структуре затрат туристов на первом месте находятся гостиничные расходы — 32,3%. Потом следует питание — 20,9%, покупки в личных целях — 18,5% (для перепродажи только 2,9%), транспорт — 11,6%, санаторно-курортные услуги — 9,3%, а все остальное — 4,5%.

Как видим, разница в доходах весьма существенная. По мнению всех причастных к отечественному туризму, причиной тому целый комплекс проблем.

А ты кто такой?

Первый негатив, о котором вспоминают все, — наши визовые формальности. Они-то и отпугивают многих валютопривлекательных для Украины туристов. Сказав так, мы ни в коей мере не желали обидеть наших соседей по бывшему СССР, составляющих большую часть иностранных туристов: россиян (51%), молдаван (20%) и белорусов (8%).

Правда, в последнее время произошло некоторое послабление в визовом режиме. Иностранцам уже нет необходимости регистрироваться в органах внутренних дел, упрощена процедура получения некоторых видов виз (служебных, бизнесовых). Но для туристов все формальности сохранены, турвиза даже дороже обычной. Конечно, это зачастую оправдано, чтобы поставить заслон нелегальной эмиграции. Однако ГТАУ (и ее предшественники) уже давно поднимали вопрос: отменить визы для ряда стран — таких как США, Япония, страны-члены ЕС и др. Ибо сомнительно, чтобы оттуда к нам хлынул поток нелегалов на заработки.

С туристической точки зрения, любая виза, любое согласование, любой документ — препятствие для путешествующего. У туриста на мировом рынке услуг есть богатейший выбор, и он находит варианты попроще, побезопаснее и подешевле. По мнению Анатолия Матвиенко, надо очень хотеть побывать в нашей стране, чтобы пройти все визовые, таможенные, пограничные формальности.

Что нам стоит дом построить…

Когда-то, отдыхая в небольшом отеле в словацких Татрах, я был поражен, что там всегда есть свет, вода, тепло, зато нет линий энерго- и водоснабжения. Ларчик же открывался просто: хозяин установил на речушке мини-ГЭС и для страховки еще ветрячок. А в крупном хорватском отеле «Макарска» на берегу Адриатического моря пошли другим путем — укрыли всю крышу солнечными батареями.

Гостям нужно предложить лучшее. Чисто совковая поговорка «что нам стоит дом построить — нарисуем, будем жить» здесь не пройдет. Иностранные туристы (не бывшие «совки») хотят жить в нормальных условиях. Со всеми удобствами и подобающим сервисом: чтобы всегда был свет и вода (горячая тоже), по комнате не бегали рыжие и усатые, а сотрудники отеля в нужный момент оказывались на своих местах. Татьяна Волошина говорит, что им приходится заранее предупреждать туристов: в Ялте могут порайонно отключать свет, а в Одессе или Львове вода бывает в определенное время, и то несколько часов. Пусть не обижаются патриоты названных городов, но такое у нас возможно где угодно. Интересно, неужели в Карпатах «напряженка» с ветром и реками, а в Крыму — с солнцем? Наверное, надо только не разводить сокрушенно руками, кивая на коммунальщиков или ссылаясь на финансовые трудности.

Не потому ли состояние нашего гостиничного хозяйства в основном на очень низком уровне? Лишь 10% заведений соответствует мировым стандартам. Только в 2001 году в Украине появился первый пятизвездочный отель, а четырехзвездочные можно сосчитать на пальцах двух рук. Нет у нас пока и отелей хотя бы одного крупного мирового гостиничного оператора, таких как «Редиссон», «Интерконтиненталь», «Кемпински». Для сравнения, только в небольшом польском курортном городке Крыница — три пятизвездочных отеля.

Посмотрим, что же представляет из себя наше гостиничное хозяйство в целом. В 2001 г. в него входило 1258 заведений, из них 831 гостиница, 363 общежития для приезжих, 25 молодежных турбаз и горных приютов. Остальное — мотели, кемпинги и отельно-офисные центры. Суммарно они располагали почти 50 тыс. номеров на 100, 7 тыс. мест. Кстати, в последние годы количество заведений и койкомест (извините за корявое слово) неуклонно падает, с 1995 г. оно соответственно сократилось на 138 и 32200 единиц.

Впрочем, особо горевать не стоит. Ведь зачастую уменьшение мест приводит к улучшению условий, когда номер, куда раньше могли запихнуть восемь человек, превращается в двухместный полулюкс. К тому же это положительно сказывается на коэффициенте заполняемости, который с 1999 г. вырос с 0,21 до 0,25. Это позволило обслужить в 2001 г. примерно 3,5 млн. человек, из них 401,3 тыс. иностранцев.

(Теперь сравним: в Польше за тот же период было обслужено только 3,2 млн. иностранцев, а всего — 17,4 млн. человек. И это при снижении коэффициента заполняемости: по койкоместам он составил 0,27, а по номерам — 0,38.)

Еще одна национальная особенность украинского гостиничного хозяйства — цены. Иностранцы искренне удивляются: откуда вы их берете? Ну как им объяснить, что уже несколько лет и государственный туристический орган, и турфирмы безуспешно борются против гостиничного сбора, которого нет почти ни в одной стране, а у нас он составляет для трехзвездочных отелей 15%, а для четырех-, пятизвездочных — 20%. К тому же еще до середины 2002 года Украина была самым «расистским» государством по отношению к расе Homo Inturisto Inostrano, поскольку стоимость номера для ее представителя была вдвое выше, чем для украинца.

Украина… Это где?

Валерий Цыбух любит приводить курьезный случай, когда на одной из изданных за границей туристических карт Украина отсутствовала, поскольку входила в состав России. Да и об Украине многие имеют весьма отдаленное, а зачастую превратное представление. Анатолий Матвиенко вспоминает группу английских болельщиков, которые, приземлившись в Борисполе, стали напряженно рассматривать небо в поисках… атомного облака из Чернобыля. В Киеве же они были потрясены, что жители одеты не хуже англичан, а по улицам ездят машины весьма престижных марок. Потому что дома этих туристов готовили к поездке в дикую страну.

Наше государство тратит слишком мало средств на свою пропаганду. В 2002 г. в Госбюджете на развитие украинского туризма и его рекламу было запланировано 1,5 млн. грн. Фактически выделено менее трети.

Отметим, что в 2001 году на пропаганду Польши как туристической державы ушло примерно млн. А вот подобные расходы (только бюджетные) некоторых стран: Великобритания потратила на имидж 35,5 млн. фунтов, в том числе на «раскрутку» Лондона — 1,5 млн., Германия — 25 млн. евро, Франция — 180 млн. франков. В эти расходы входят рекламная кампания в зарубежных СМИ, участие в туристических ярмарках и салонах, организация всевозможных акций подобных J’aime la France («Я люблю Францию») или Году Польши в Швеции. Подобная щедрость не случайна. Как вычислили педантичные англичане, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доходы от привлеченных туристов в 27 фунтов.

У нас же основная тяжесть по промоции страны ложится на фирмы. По признанию Татьяны Волошиной, агентство вынуждено само издавать туристические карты Украины, буклеты и плакаты, рекламирующие не столько фирму, сколько страну.

Подобной же практики придерживаются известные украинские турпредприятия, занимающиеся приемом. По словам руководителя Международного агентства по культурному обмену и туризму «Украина–Русь» Степана Романюка, их агентство издало такие проспекты и каталоги, как «Мальовнича Україна», «Открой Украину — новое туристическое направление», «Украина и не только», «Славянский венок», «Киев. Деловые услуги». В 2002 году весь 10-тысячный тираж буклета «Украина. Общая информация для туристов» был бесплатно передан посольствам и консульствам Украины за рубежом. Подумать только, частное лицо болеет за державу больше, чем она сама. В отличном красочном буклете об Украине, изданном МИДом, почему-то нет ни слова о туристических возможностях нашей страны.

Туристический комплекс «Пролісок» совместно с телевизионщиками Польши в 2001 году создал 40-минутный фильм об Украине, который с успехом демонстрировался у соседей. Подобным образом приходится выкручиваться и остальным туроператорам. Иначе собственный продукт реализовать невозможно. А его наши профи могут сделать довольно «вкусненьким».

С 11 по 14 ноября 2002 г. в Лондоне прошла Всемирная туристическая биржа WTM ‘2002. Немало туристических «изюминок» представили украинские фирмы. Хитом «Олимп Тревел» стал тур, рассчитанный прежде всего на англичан, — по памятным местам Крыма: Севастополь, Балаклава, река Альма. Он приурочен к 150-летию Крымской войны, которое будет отмечаться в 2004—05 годах, но уже сейчас ведется активная подготовка к этой дате. В Великобритании создан оргкомитет по проведению юбилейных мероприятий во главе с принцем Майклом из рода Романовых. Интерес западных туристов вызовут также туры «По следам русских царей, крымских ханов и казацких гетманов» и «Почувствуйте себя украинским казаком».

Международное агентство по культурному обмену и туризму «Украина-Русь» презентовало свой каталог туров и маршрутов. Все они связаны с пропагандой историко-культурного наследия Украины. Есть среди них и новинка — оригинальный пакет из 33 туров «Мальовнича Україна», а также тур по восточнославянскому культурному маршруту «Славянский венок», который предоставляет возможность иностранному туристу за одну поездку посетить Беларусь, Россию и Украину. Вошли в каталог и уже апробированные тематические туры «Золото скифов», «Искусство Киевской Руси», «Златоверхий Киев», «Львов — архитектурная жемчужина Европы», «Запорожские казаки», «Заповедный Крым» и другие.

Не отстала от коллег и круизная компания «Червона Рута». По словам ее президента Юрия Соколова, новинкой сезона-2003 станет круиз на бывшем теплоходе «Академик Вучетич», который после капитального ремонта получил новое имя — «Принцесса Днепра». Это — совместный проект «Червоной Руты» и ее зарубежных партнеров: «Club-50» (Австрия), «Mondotour» (Франция), «Pheniex Reisen» (Германия), которые уже заключили договор аренды на 10 лет с судовладельцем — коммунальной судоходной компанией «Киев».

Кстати, национальный стенд Украины на WTM ‘2002 занимал 117 м кв. выставочной площади и его оборудование обошлось в более чем 70 тыс. долларов. К сожалению, выложить их пришлось самим участникам. У государства не нашлось средств даже для отправки в Лондон представителя Государственной туристической администрации Украины.

* * *

Уже давно ГТАУ разработала «Государственную программу развития туризма в Украине до 2010 года», выполнение которой может ежегодно приносить государству млрд. Еще в 2001 г. был завершен проект «Программы развития туристической инфраструктуры в зонах экономического тяготения по направлениям национальной сети международных транспортных коридоров в Украине». Сравнительные расчеты показывают, что при ее реализации доходы от туризма уже в ближайшие годы могут составить больше млрд., а совместное развитие транспорта и туризма принесет Украине ежегодно около —12 млрд. суммарного дохода. Не первый год идут разговоры о необходимости создания туристического кодекса.

На 2003 г. в Госбюджете на развитие туризма заложено более 14 млн. грн. Но, как сказал когда-то Анатолий Матвиенко, «одно дело строка в бюджете, а другое — действительность». Без реального финансирования имидж страны резко не улучшить, и от отрасли не приходится ожидать резких позитивных изменений.

Значит, по-прежнему иностранный турист со своей валютой будет ехать в Турцию, Испанию, Францию, Хорватию, Польшу, Словакию, Россию. Мы же будем сидеть, как в сказке: «По усам текло, а в рот не попало».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно