Президенты, авианосцы, традиции

Поделиться
В январе, под занавес своего президентства Джордж Буш спустил на воду последний авианосец класса «Нимиц»...

В январе, под занавес своего президентства Джордж Буш спустил на воду последний авианосец класса «Нимиц». Гигант обойдется в 6,2 млрд. долл. Разумеется, Украине от уходящего Ющенко ничего подобного не дождаться, страна ему досталась с угасшими авианосными традициями. В России же все наоборот. В том смысле, что авианосцы там, возможно, и будут. А вот насчет ухода премьера-президента…

И все же странно. 18 лет уже РФ, последние девять из них у руля мудрый правитель, цены на нефть поднимались до немыслимых высот, и казна лопалась от денег, у народа сформирован устойчивый образ врага — как будто бы все предпосылки для свершений имеются. И… не построено не то что авианосца, но вообще ни единого океанского корабля! Помнится, в 2006 году новейший фрегат закладывали. А недавно вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что «Адмирал Горш­ков» будет сдан российскому флоту не в 2009-м, а в 2011 году. Реинкарнация адмирала «в пароходы, строчки и другие долгие дела» задерживается. При том, что фрегат — головной в серии из 20 единиц, квинтэссенция современных конструкторских решений и первый большой корабль новой России!

Ну ладно, фрегат он и есть фрегат, хотя без них авианосцы в море выпускать не стоит. Как с авианесущими кораблями, голубой мечтой российских адмиралов? Есть шанс, что один появится уже в 2012 году! Если Индия откажется переплачивать за «Викрамадитью».

Дело в том, что первым носил имя Горшкова последний из тяжелых авианесущих крейсеров. В 2004 г. его подарили Ин­дии, и он стал называться «Викрамадитью». Понятно, что хорошие и новые (а 17 лет для авианосца не возраст) корабли так просто не дарят. Но никто и не говорит, что он был хорошим. «Адмирал Горшков» почти не плавал и был учебным, опытным — каким угодно, но не боевым кораблем. Вот и решили избавиться от обузы, а заодно заработать на поставке палубных истребителей. Ударили по рукам: 970 млн. долл. на модернизацию корабля и переделку его в настоящий авианосец, — и 530 млн. долл. за шестнадцать МиГ-29К (на самом деле еще больше — за стенды, тренажеры, обучение и т.п.). По планам корабль должен был войти в состав индийского флота в 2008 году.

Но уже в октябре 2007 г. «Севмашпредприятие» подняло вопрос об увеличении стоимости контракта на 1,2 млрд. долл. Много работы: замена силовой установки, электрооборудования, укрепление и удлинение летной палубы, установка аэрофинишеров и трамплина, демонтаж ракетных комплексов, артиллерии и систем ПВО, установка новых средств связи... Однако Индия, уплатив две трети оговоренной суммы, прекратила платежи, чтобы не допустить прецедента и пересмотра других военных контрактов. Отклонила и запрос об ассигновании 600 млн. долл. на испытания корабля в Баренцевом море. После них в
2012 г. должны будут начаться приемочные испытания и передача корабля.

В чем же дело? Завод жалуется на рост стоимости работ и оборудования, но дело скорее в отсутствии опыта строительства крупных надводных кораблей. Какие авианосцы, если даже танкеры не получаются!

В самом деле:
500 млн. долл. мог заработать «Севмаш» на заказе норвежской компании Odfjell ASA. В 2004 году стороны подписали контракт на строительст­во четырех химовозов дедвейтом 45 тыс. тонн, а затем еще на восемь таких судов. Первый танкер заказчик должен был принять в 2007 году, но завод не справился с задачей, и в конце февраля
2008 г. Odfjell ASA расторг­ла контракт из-за «задержек в строительстве, сочетавшихся с требованиями повышения цены и затягиванием переговоров». На заводе отвергают обвинения, но не скрывают, что переговоры о ц­е­не велись, хотя «к результату не привели». Теперь порядка
90 млн. долл. придется вернуть заказчику и кредиторам, иначе — Стокгольмский арбитражный суд.

Так что нервозность Индии можно понять — 2012 год означает восемь лет модернизации. Однако теперь и эти сроки поставлены под угрозу, ибо в ноябре 2008 года «Севмаш» увеличил сумму доплат уже до двух миллиардов. А российское министерство обороны угрожает передать корабль ВМФ РФ, хотя аннулирование контракта затронет программу закупки палубных истребителей для авиагруппы, включающую опцион на дополнительную поставку к 2015 году от 12 до 30 истребителей. Итак, цена ремонта авианосца на «Севмаше» дошла до 3 млрд. долл.; но ведь новый корабль на рынке стоит 3—4 млрд. И сроки: громадный «Джордж Буш» был заложен в сентябре 2003 г., за год до начала работ на «Викрамадитью», а уже принят в состав флота...

Позиция России с присущей Москве дипломатичностью была доведена до сведения ВМС Ин­дии за несколько недель до декабрьского визита в Дели президента Д.Медведева и за несколько месяцев до парламентских выборов в Индии. Но ей некуда деваться. В конце 2012 г. выводится из состава флота ее единственный авианосец «Вираат» (бывший британский «Гермес»), для замены которого и был куплен «Адмирал Горшков», и Дели вынужден согласиться на более чем трехкратное удорожание. Авансо­вый платеж сделан, а на поиск нового подрядчика или другого авианосца нет времени. Но и выводы сделаны. И не только Индией…

Готовность «Севмаша» строить авианосцы не очевидна. И даже сомнительна. Других же заводов, способных строить крупные боевые корабли, в России нет. Видимо, с авианосцами, о которых весной 2008 года говорил главком ВМФ В.Высоцкий, придется повременить. Как и с авианосными крейсерами, о которых осенью говорил Д.Медведев. Да и внятная задача для них не сформулирована, береговая инфраструктура не создана, а без этого они обречены на повторение бесславной судьбы горшковских кораблей. Взять хотя бы «Адмирала Кузнецова» — как будто и авианосец, а толку...

Но вернемся к фрегату, он важен как контрольный образец. Проект (400 млн. долл.) утвердили еще в 2002 г., однако балтийские заводы лихорадило, и лишь через два года удалось провести тендер. Учтите инфляцию и подорожание работ и материалов за эти годы. Дай Бог, чтобы при новых сроках завершения строительства (а они якобы обусловлены проблемами с бюджетным финансированием) затраты не перевалили за полмиллиарда. В принципе и это нормальная цена, по такой строятся на калининградском «Янтаре» фрегаты для Индии. Привыкли считать оружие недорогим… Но недаром суда советского гражданского флота строились за рубежом, иначе они получались бы золотыми.

И не думайте, будто новая Россия страдает от старых советских недугов. Как раз наоборот — это СССР болел хроническими русскими болезнями! И петровские линейные корабли стоили вдвое дороже английских – при куда худшем качестве. И корабли Николая I, герои Севастополя. Так что на дно севастопольской бухты ушли огромные деньги! Что и говорить, флот России всегда дорого обходился…

При Николае II броненосцы русской постройки были хуже, но обходились дороже строившихся во Франции, Англии или САСШ. И при Сталине, Хрущеве, Брежневе строили долго, плохо и, конечно же, дорого. Флот — это традиции! Вот и сейчас не в деньгах дело. Они, несмотря на кризис, есть, и задержку на целых два года в строительстве того же фрегата, корабля, символизирующего возрождение России, никак не объяснишь недофинансированием. Скорее тем, что на 50% там новые идеи и разработки, однако специалистов, способных воплотить их в металл и электронику, не осталось. Прерва­лась связь времен! Моло­дежь не идет в ВПК — и российские заводы просто не в состоянии строить современные корабли.

Кажется, это поняли и лидеры Российской Федерации. Глав­ной сенсацией осенней парижской выставки «Евронаваль-2008» стал интерес, проявленный главкомом Высоцким к большому десантному вертолетоносцу компании Thales Group стоимостью 350 млн. евро. Срок постройки — три года. Компания известна участием в строительстве сверхсовременного авианосца «Куин Элизабет» для Англии под новей­шие истребители-бомбардировщики F-35. Понятно, что так просто, без санкции руководителей державы главком ВМФ не любопытствует — и это плохой знак для российского военного судостроения. Последний раз за рубежом заказывали броненосцы «Ретвизан» и «Цесаре­вич». Перед Русско-японской войной 1904—1905 годов…

Между прочим, и адмирал Горш­ков родом из Каменца-По­дольского, и новый главком ВМФ РФ Высоцкий — со Львовщины, а все советские авианесущие корабли были построены в Николаеве. Проще и дешевле для России было бы строить авианосцы именно там. И отношения укрепились бы, и Украину удалось бы притормозить в ее стремлении в НАТО. Но после кавказских коллизий и кремлевского соло на газовой трубе братская дружба стала столь пылкой, что об этом и речи нет. Как видите, авианосцы — безошибочный индикатор уровня вождей и менталитета народов.

Ну, с вождями все ясно, а с народами… Предложи украинцам: «Давайте, хлопцы, утрем всем нос и построим авианосец! Щоб був!» Так они у виска пальцем покрутят: «Соби утры, а нам воно трэба?» И будут правы по большому счету. Не то в России. Там стандартными 70 процентами народ поддержит мудрое решение вождей. Исподнее снимет, последнее отдаст — тому же НАТО, Thales Group, — но построит. Зачем ему авианосец? Куда ему плавать? Неважно. Чтоб был! И не один. Вот что значит — имперская нация…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме