ПОТЕРЯННОЕ АВТО ЮРИЯ ГАГАРИНА

7 октября, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 7 октября-14 октября

Персональный автомобиль в нашей стране издавна считался атрибутом признания властью заслуг того, к кому он этой властью «приписывался»...

Персональный автомобиль в нашей стране издавна считался атрибутом признания властью заслуг того, к кому он этой властью «приписывался». Как персональная пенсия, госдача или персональное койко-место в кремлевской больнице, не говоря уже о зарезервированном уголке на Новодевичьем. Причем касалось это не только «Ильичей» всех мастей, но и людей вполне порядочных, по-настоящему великих и просто выдающихся, особенно если их великость вольно или невольно способствовала возвеличиванию этой самой власти. При такой системе личный автомобиль великому человеку был вроде бы и ни к чему - зачем лишние хлопоты, если государство обеспечивает... Однако были и интересные автовладельцы, имевшие весьма интересные машины. Своя машина была, например, у Маяковского. А Стаханов вообще считается первым «частником» этой страны. Ну, и так далее.

Две машины были у Ю.А.Гагарина. Первая, официально известная, - это «Волга» ГАЗ-21, погребенная под стеклянным колпаком в г.Гжатске. Эту машину он приобрел на командировочные после полета. Сама машина ничем другим, естественно, не примечательна.

Но была у Гагарина и другая «тачка». Редкая по сути и вообще уникальная для СССР. Когда после полета вокруг Земли Юрий Алексеевич отправился в сухопутное турне по этой самой Земле, одним из пунктов его пребывания во Франции был аэрокосмический концерн Marta. В 1964 году у этого концерна появилось автомобильное подразделение. Первой моделью на конвейере была небольшая спортивная машинка Marta Jet 5. То была каркасная машина с пластиковым кузовом типа купе 2+2. Выполнена она была с применением авиационных технологий. Но чтобы не очень отрываться от земли бесспорной новизной и оригинальностью, в соавторы была приглашена фирма Renault. Ей предлагалось разделить лавры коммерческого успеха, установить на автомобиль свой двигатель, а заодно сделать вид машины чуть более приземленным, добавив в самолетно-космическии имидж ложку утилитарного дегтя. Двигатель был Renault Gordini объемом всего 110 куб.см. Но он позволял разгонять эту легкую машину до 160 км/ч, что по тем временам считалось очень высоким показателем. Свою спортивность Marta Jet 5 отрабатывала во многих видах кольцевых гонок, правда, с переменным успехом.

И вот автомобиль этой марки оказался в гараже первого космонавта. Как подарок. Поездил на нем Гагарин недолго. После его гибели след автомобиля быстро потерялся. Очень долго машина пребывала в разряде пропавших без вести.

Но вот сегодня их найдено сразу два. Первый, по непроверенным данным, находится в запасниках Музея космонавтики в Звездном городке. Но его никому не показывают, а администрация от обсуждения вопроса уклоняется.

Более вероятным претендентом выглядит второй автомобиль. Он находится в Каунасском автомобильном музее. Абсолютно реальный, редчайший, автомобиль Marta Jet 5. Это не гагаринская ли машина? Не факт, но очень может быть: И если да, то каким ветром ее туда занесло.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно