Постой, паровоз, не стучите колеса?

Поделиться
У каждого паровоза свой, не похожий ни на один другой гудок. И это при том, что все гудки выпускались стандартными!..

У каждого паровоза свой, не похожий ни на один другой гудок. И это при том, что все гудки выпускались стандартными! Но со временем, хлебнув непростой железнодорожной жизни, все паровозы обзаводились собственным неповторимым «голосом». Поэтому жены машинистов всегда знали, когда приближается поезд, который ведет их муж…
Таких занятных историй Валентин Пашкевич может рассказать множество — возглавляемая им турфирма «Джерело» еще в далеком 1991-м первой в Украине стала заниматься очень интересным и перспективным видом туризма — железнодорожным. Но поводом для встречи с Валентином Николаевичем стало не желание разузнать побольше о поездах-паровозах и послушать железнодорожные байки и были.
Плодотворное сотрудничество «Джерела» и Юго-Западной железной дороги началось четырнадцать лет назад. За это время удалось реализовать немало взаимовыгодных проектов. Самый удачный — создание туристического поезда повышенной комфортности. К слову, за это время о путешествиях на нем вышло свыше ста статей в зарубежных журналах, где этот поезд называли не иначе, как «окно в Украину» или «отель на колесах».
Стараниями «Джерела» старенькие и по сути никому не нужные вагоны превратились в настоящих красавцев. Полностью обновили внутренний дизайн вагона-ресторана, капитально отремонтировали и установили душевые кабины в двух пассажирских вагонах. Сделали и два уникальных вагона, которыми не может похвастать ни одна отечественная, да и не только, железная дорога, — вагон-концертный зал и вагон-душ с мини-сауной. Приспособили к поезду дизель-секцию от товарного поезда, для того чтобы обеспечить «отель на колесах» электропитанием, сделали дополнительные баки для воды. Таким образом, поезд мог совершать даже самые невероятные путешествия с максимальным комфортом для пассажиров. Скажем, из Киева в российскую Сов­гавань (а это, на минуточку, три недели по Байкало-Амурской магистрали — туда и столько же — назад) — без всяких проблем, связанных с подключением к электроэнергии, заправкой водой и т.п.
Год от года увеличивался поток туристов «Джерела». Если в 1991г. состоялся всего один железнодорожный тур, то в 1992-м — два, 1993-м — уже пять. Шаг за шагом вышли на отметку 18—20 туров за год. Один тур — это в среднем от 25 до 45 туристов, причем в основном из далеко не бедных стран — Германии, Великобритании, США, Японии, Нидерландов, Швеции.
— С февраля 2004-го ситуация кардинально изменилась, — рассказывает Валентин Пашкевич. — При подготовке очередной поездки руководство Юго-Западной железной дороги вдруг сообщает, что отныне за аренду вагонов мы должны платить в два раза больше. Затем получаем от них письмо: дизель-электростанция, которая до того без проблем семь лет ходила в составе турпоезда, по техническим причинам не имеет на это права. Вагон-музыкальный салон тоже не может эксплуатироваться, поскольку ему более сорока лет. (Хотя ни для кого не секрет: в случаях, если техническое состояние подобных вагонов нормальное, соответствующий НИИ дает заключение, продлевающее срок их эксплуатации на три-четыре года.) В итоге его изымают из поезда, вагон уходит на базу в Тетерев, где гниет по сей день…
Лишают поезд и вагона-душа: его в течение суток передислоцируют на строительство важного объекта на Юго-Западной железной дороге. Два вагона повышенной комфортности тоже забирают, мотивируя это тем, что они неприлично старые. В конце концов от «отеля на колесах» осталось всего два вагона-ресторана.
Сообщило руководство железной дороги и о новом формате сотрудничества: за два месяца до начала тура руководство «Джерела» должно подать заявку на планируемую перевозку, но в ответ железная дорога… ничего не гарантирует — у нее может не оказаться свободных вагонов. «Получается, я заключаю с иностранцами договор на год вперед, за два месяца до тура они начинают процедуру получения виз, выкупают авиабилеты и т.д., а мне никто ничего не гарантирует?!» — разводит руками Валентин Николаевич.
— Сначала я думал, у нас появились непорядочные конкуренты, делающие все возможное, чтобы убрать нас с рынка, — рассказывает директор «Джерела». — Но за это время таковых не обнаружилось, никто и не пытается занять эту нишу. И, главное, ничего не работает. Можно было бы понять руководство железной дороги, если бы сотрудничество с «Джерелом» было им не выгодно. Так ведь нет же! Скажем, пассажирские вагоны, идущие в составе турпоезда, приносят их хозяевам — Юго-Западной железной дороге — в два раза больше дохода. Тот же музыкальный вагон, вагон-дизель или вагон-душ никакому обычному поезду не нужен, а здесь он ходит и зарабатывает и на аренде, и на пробеге.
2004-й был для «Джерела» очень тяжелым: с огромнейшими сложностями удалось провести всего восемь туров. Но руководство турфирмы сдаваться или переквалифицироваться не намерено. Полным ходом идет работа над несколькими небезынтересными и, естественно, весьма выгодными проектами с солидными зарубежными коллегами. Например, немцы предлагают запустить по маршруту, начинающемуся в Польше и охватывающему практически всю Украину, чартерный турпоезд. Проект уже получил добро от Государственного комитета Украины по охране границы. «Укрзалізниця» же почти месяц почему-то хранит молчание — ответ на соответствующее письмо-запрос Пашкевич ждет по сей день.
— Нам не нужны ни бюджетные деньги, ни принятие решений на уровне Кабмина, — заверяет Валентин Пашкевич. — Нам необходима элементарная поддержка нового руководства Минтранса и «Укрзалізниці». Нужно вернуть вагоны в состав турпоезда, отремонтировать их (поверьте, это — минимальные затраты), мы за свой счет приведем все в порядок внутри. И приказом гендиректора «Укрзалізниці» определить статус этого поезда как туристического и использовать его только по заявкам турпредприятий для перевозки туристов. Поймите, я отнюдь не хочу сказать, что это — мой поезд, и только моя фирма должна заниматься данным бизнесом. Если кто-то еще хочет работать в железнодорожном туризме и арендовать этот поезд, пожалуйста: зачем ему простаивать, когда он может постоянно приносить железной дороге деньги?.. Необходимо предусмотреть скидки в тарифах на проезд для турпоездов, как это было раньше. (Кстати, такие скидки действуют и в РФ, и в Беларуси.) Кроме того, согласитесь, арендная плата за старый сорокалетний вагон, составляющая 150 у.е. в день, это уж слишком…
Железнодорожный туризм — дело прибыльное. И очень важное. Причем речь идет не только о его въездном, но и о внутреннем сегменте: мы можем (и должны!) открыть свою страну для своих же граждан. Помните, во времена СССР по всей стране ходили профсоюзные туристические поезда? Сейчас у людей снова появился интерес к подобным путешествиям. Почему бы Гостурадминистрации Украины совместно с «Укрзалізницею» не разработать совместную программу по развитию железнодорожного туризма? Ведь восстановить туристические стоянки хотя бы в больших городах не стоит большого труда и денег. Хорошим подспорьем в этом деле может стать опыт Львовской железной дороги, несмотря на все кризисы и разруху, сохранившей (между прочим, единственную в Украине) турстоянку европейского уровня в курортной зоне на станции Брюховичи, а в прошлом году восстановившей стоянку для турпоездов на станции Яремча.
Словом, было бы только желание и понимание, что именно такие поездки по родной стране могут стать первым кирпичиком в фундаменте того, что мы называем любовью к Родине. Любовью настоящей, чистой и созидательной, которой действительно заслуживает наша страна. О чьей красоте, богатстве и разнообразии мы порой не имеем ни малейшего представления.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме