ПОМЕНЬШЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ!

8 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 8 декабря-15 декабря

На зимнюю езду надо настроиться — а как? Вот несколько элементарных, но золотых правил. Начните с настройки машины...

На зимнюю езду надо настроиться — а как? Вот несколько элементарных, но золотых правил.

Начните с настройки машины. Основное внимание уделите углам установки колес (развал- схождение) и амортизаторам — исправная хотя бы по этим двум пунктам машина имеет склонность к самостабилизации на дороге, а это архиважно, особенно зимой. Если есть малейшие сомнения в четкости работы амортизаторов, то меняйте их немедленно. Лучше все сразу, в крайнем случае, пару — на каждой оси они должны быть одинаковыми по возрасту. Обязательно переобуйтесь в зимнюю резину (странно, если до сих пор вы этого не сделали). Какой она будет — с шипами или без, с «дождевым» уклоном или «снежным» — вопрос уже второй, главное: на боковинах шин должно быть написано M+S, что означает Mud+Snow (грязь+снег) — только шины с таким индексом могут считаться зимними.

Теперь о человеческом факторе. Как это ни банально звучит, подавляющее большинство водителей не умеет правильно сидеть в машине. Человек должен не ерзать на сиденье, а быть «влитым» в него, особенно зимой: тогда есть сенсорный контакт с машиной, который позволяет отследить все ее нежелательные поползновения — вход в занос, начало пробуксовки и блокировки колес и прочее.

Нельзя опираться на руль, нельзя придвигаться к нему вплотную, как это делают таксисты (они ложатся на баранку грудью потому, что у них сзади пятеро гостей столицы и восемь баулов) — так вы, к тому же одетый в толстую доху на меху, абсолютно не готовы к экстренной рулежке. Во-первых, отодвиньтесь от руля подальше — рука, держащая баранку в районе 12 часов (уподобьте руль циферблату), должна быть прямой или чуть согнутой. Во-вторых, плотно прижмитесь к спинке сиденья, уберите вес с руля. В-третьих, старайтесь всегда держать руки в верхнем секторе руля — не ниже 3—9 часов, а лучше на 2—10 часах.

Трогайтесь в путь, когда машина хорошо прогрета. Как утверждает статистика, зимой водитель чаще всего попадает в ДТП в первые 15 минут поездки. Холодный двигатель, особенно карбюраторный, норовит заглохнуть в самом неподходящем месте (на трамвайных путях или при пересечении встречной), через запотевшие стекла ни черта не видно. Кроме того, шины «стоят колом» — вода, попавшая в ламели (узкие прорези в выступах протектора), на стоянке замерзает, и стенки ламелей слипаются. Для разминки резины надо несколько раз тормознуть до выезда на трассу.

Главный принцип зимней езды — поменьше резких движений. Все должно быть мягко и нежно. Трогаясь с места, старайтесь первый оборот колес сделать без пробуксовки. Если не получается, попробуйте двойной выжим сцепления — в момент второго отпускания педали, как правило, колеса схватывают.

Разгоняйтесь плавно. Если на дороге снега по щиколотку, то работайте, как говорят гонщики, «на сброс газа». Дайте обороты, соответствующие наилучшей тяге (2,5—4 тыс. в минуту), и, когда ведущие колеса, прорезая снег, начнут буксовать, быстро отпустите газ, но не полностью, а вполхода педали — колеса зацепятся.

Чтобы разогнаться на голом льду, подавайте газ ступенчато. Чуть-чуть газку, сдвинулись с места, еще газку — и следите за реакцией машины. Если тянет, мягко давите дальше. Если нет, задержите подачу газа и не увеличивайте ее, пока не потянет.

Вообще, всегда помните о том, что педаль газа — главный «регулятор» безопасности. Особенно зимой, особенно в поворотах. И более всего — в заносах, где тормоз трогать нельзя ни в коем случае.

Все машины «заносчивы», однако в разной степени — это зависит от типа привода. Хуже всех ведет себя на скользкой дороге заднеприводной автомобиль — его крутит не только в повороте, но и при разгоне-торможении: задние ноги, как у зайца, норовят обогнать передние. Если занесло, надо повернуть руль в сторону заноса и сбросить газ полностью. Процедура абсолютно естественная для человеческой психики: инстинктивно тянет зажмуриться и поджать ноги — вот и поджимайте, только не зажмуривайтесь.

С переднеприводной машиной в заносе психологически сложнее. Тут требуется не поджимать ноги, а, наоборот, давить на газ — реакция абсолютно противоестественная, но надо себя заставить. К счастью, передний привод сам по себе не очень «заносчив» и вообще более безопасен на скользкой дороге.

Труднее всего в заносе работать газом на полноприводной машине — и сбрасывать полностью нельзя, и давить тоже. Надо «играть», причем очень тонко. К сожалению, на словах это не объяснишь, нужен двигательный навык, выработанный тренировками. Если у вас полноприводной автомобиль, будьте особо осторожны в поворотах — выйти из заноса на нем нелегко.

И напоследок — о торможении. Во-первых, избавьтесь раз и навсегда от привычки тормозить на нейтрали или с выжатым сцеплением. Когда у автомобиля нет тяговой связи колес с двигателем, это уже не автомобиль, а телега. Замедляться с высокой скорости можно посредством торможения двигателем, последовательно переключаясь с высших передач на низшие. Во-вторых, старайтесь жать на тормоз не с постоянным усилием, а импульсами, прерывисто — меньше шансов на то, что колеса заблокируются. Если нет АБС, то можно хотя бы имитировать ее наличие собственной ногой. Опытные гонщики умудряются выдавать по педали до шести нажимных импульсов в секунду (!) — и тормозить зимой почти так же эффективно, как летом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно