Польское побережье Балтики: возможно все!

20 июня, 2008, 12:28 Распечатать Выпуск №23, 20 июня-27 июня

Прекрасные пляжи, солнце, сказочная морская вода. Неподалеку старинные города и средневековые замки...

Прекрасные пляжи, солнце, сказочная морская вода. Неподалеку старинные города и средневековые замки. Такая картинка ассоциируется скорее с теплыми южными морями, чем с холодной Балтикой. Но этим летом стоит проверить, насколько стереотип холодного Балтийского моря отвечает действительности. Вопреки распространенному мнению, примерно с половины июня до первой недели сентября температура воды на южнобалтийских пляжах вполне пригодна для купания. А польское побережье — это не только море и пляжи, но и множество соблазнов в ближнем и дальнем соседстве. Причем за вполне приемлемые для рядового украинца деньги.

Труймясто (агломерация Гданьска, Сопота, Гдыни и нескольких городков вокруг) — особый миллионный мегаполис. С одной стороны, это динамическая и богатая метрополия, мощный портовый, промышленный и деловой центр большого Балтийского региона. Свидетельство тому — бум на рынке недвижимости, в частности, появление на побережье высоченных небоскребов, которые видны далеко с моря.

С другой — в отличие от Варшавы, где все куда-то торопятся, устраивая важные дела, в Гдыне и Сопоте царит атмосфера летнего курорта в значительной степени благодаря довольно интересной форме мегаполиса, с птичьего полета напоминающего огромный банан длиной свыше пятидесяти, а шириной всего два-пять километров. А все потому, что города этой балтийской агломерации уютно «уместились» между морем и огромными лесными холмами, с которых открываются прекрасные виды на Гданьский залив. Не проблема, если вы оказались в самом центре мегаполиса — несколько минут приятной прогулки, и вы уже в настоящей дикой пуще или на пляже под мягким балтийским солнцем. Но при этом, прогуливаясь улицами города, помните, что из-за угла может выскочить... семья диких кабанов, давно уже ставших полноправными жителями Труймяста.

Семь расположенных друг за другом городов и городков метрополии — Вейхерово, Реда, Румия, Гдыня, Сопот, Гданьск и Прущ Гданьский — соединяет в единый организм наземное метро, а точнее, «колейка» — скорост­ная городская железная дорога (SKM). Именно вокруг нее сосредоточена деловая жизнь и досуг Труймяста. В то же время это основной транспорт для туристов: «колейка» без проблем доставит вас во все интересные места, для путешествий по агломерации это значительно лучше, чем автомобиль, поскольку после вхождения Польши в ЕС здесь постоянно ремонтируют дороги, особенно летом. И хотя метрополия состоит из семи городов, действительно привлекательны для туристов только три центральных: Гдыня, Сопот и Гданьск. Вейхерово, Румия, Реда и Прущ — лишь города-спутники, спальные районы, где особо делать нечего.

Самое интересное, что Труймясто — это один городской организм и вместе с тем три отдельных города с собственной историей и неповторимым характером. Столицу региона Гданьск нет надобности рекламировать. Однако, находясь в этом старинном городе, большинство туристов ограничиваются только историческим центром — с известными во всем мире улицами Длугой, Длугим Таргом, Мариацкой и набережной Мотлавы. Между тем не помешает отъехать немного дальше в направлении Сопота и Гдыни и посетить два очень интересных исторических городка, ныне районов Гданьска. Речь идет о Вжеще и Оливе. Они давно вросли в городскую ткань Труймяста, но ярко выделяются своей неповторимостью.

Первый из них притаился сразу за гданьской верфью — местом, где началась революция «Солидарности». Именно во Вжеще можно найти самые интересные в Труймясте пабы, о чем, однако, не пишут в туристических справочниках. Здесь никого не удивляет, что в одном из них, расположенном на улице До Студзенки, можно купить только украинское пиво, которое в Польше считается элитным. Оно тут настолько воспринимается как свое, что владельцу паба даже в голову не приходило рекламировать свое заведение как украинскую «кнайпу» или хоть как-то отобразить его «украинскость» в названии. Таких неожиданностей, терпеливо ожидающих открытия, во Вжеще очень много.

Прелести этой забытой авторами путеводителей части Гданьска приходится открывать самостоятельно. Гуляя по узким улочкам, академическим кампусам и старинным паркам, можно иногда поймать себя на мысли, что здешняя атмосфера чем-то напоминает... старинный Львов. Мало кто осознает, что именно во Вжеще сохранился аутентичный довоенный Гданьск, который не уничтожили ни война, ни коммунистический и посткоммунистический архитектурный произвол. А исторический центр самого Гданьска (бесспорно, чрезвычайно красивый) все-таки лишь послевоенная реконструкция, музей под открытым небом, у которого не так много общего с прежним Гданьском. Между тем его следы сохранились над рекой Мотлава: там до сих пор, в самом центре города, можно увидеть руины — как напоминание о страшных последствиях войны.

Совсем другой характер у Оливы. Именно там, на улице Полянки, расположена резиденция человека-символа — Леха Валенсы. Тут же, поблизости, старинный Оливский парк, в центре которого высится кафедральный собор — один из величайших памятников готической архитектуры Польши. Этот район наверняка понравится самым младшим путешественникам, поскольку неподалеку, посреди леса, спрятался Гданьский зоопарк с множеством экзотических животных.

В противоположном направлении, за три километра от центра Оливы, на границе Гданьска и Сопота, расположен уютный морской курорт Елитково. Об отдыхе на елитковском пляже стоит подумать особенно в те дни, когда вода в Гдыне и Сопоте зацветает (что, к сожалению, случается часто). Бывает, пляжи Елитково и Бжезьно остаются единственными, где можно купаться. Хотя иногда бывает и наоборот: водоросли изобилуют именно на гданьском пляже, тогда как в Гдыне относительно чисто.

Стоит также добавить, что Олива, Елитково и соседнее приморское Бжезьно отлично подходят для прогулок на велосипеде. Труймясто гордится своей сетью дорожек для велосипедистов и множеством интересных мест для экскурсий. Велосипеды можно недорого взять напрокат: где — подскажут в пунктах туристической информации в центральных районах Гданьска, Сопота, Гдыни и возле вокзалов. Спортивный инвентарь, в том числе велосипеды, разрешено бесплатно перевозить в городской железной дороге: в вагонах выделили специальные купе для их владельцев.

«Кривой дом» — визитка Сопота
«Кривой дом» — визитка Сопота
Гданьское Елитково вспомнил не случайно. Этот курорт — своеобразное морское продолжение известного Сопота, который называют развлекательной столицей Польши. Именно тут вы найдете множество самых модных, известных на всю страну дискотек и пабов. Немало польских VIPов считают, что летом просто обязаны здесь «засветиться». Характерные места этого курорта — Монцяк (улица героев Монте-Касино), «Кривой дом», Лесная опера, самый длинный в Европе деревянный пирс и «Гранд-отель». Впрочем, несколько лет назад в этом городе появился новый магнит, особенно привлекающий туристов из-за восточных границ. Речь о сопотском аквапарке, надежной гарантии того, что ни непогода, ни цветение морских водорослей не испортят вам активного водного отдыха.

Всего лишь получасовая прогулка отдаляет сопотский аквапарк от гдынского Орлово — уютного рыбачьего квартала-курорта, расположенного в гуще лесов, в долине реки Кача. Орлово — один из самых красивых районов Гдыни и Труймяста. Потому неудивительно, что орловский клиф — обязательный элемент обложек фотоальбомов, посвященных Гдыне. Это замечательное место для тех, кто хочет спокойно полюбоваться пейзажами и дикой природой, сохранившейся в самом центре миллионного мегаполиса. От ночных прелестей Сопота до Орлово всего полчаса хода по живописному пляжу или пять минут на городской железной дороге или автобусе. А цены за ночлег у тамошних хозяев значительно ниже, чем в Сопоте (30—50 злотых: 60—100 гривен). Найти место для ночлега здесь не проблема, поскольку летом чуть ли не все жители сдают туристам комнаты, а то и целые этажи, специально обустроенные для гостей.

Формально Орлово — часть Гдыни, но на самом деле его вполне можно принять за отдельный курортный городок. Орловский клиф — одновременно и природный заповедник, и милитаристический памятник: тут среди леса уцелели остатки военных объектов.

Гдыня — «морской ответ» довоенной Польши на шантаж тогда немецкого свободного города Гданьск, блокировавшего полякам доступ к порту. Чтобы отвоевать экономическую независимость, Польша сразу после войны решила построить собственный порт, и за несколько лет осуществила свою мечту. Город-порт Гдыня возник в месте, где, кроме небольшого хутора, ничего не было. Но в конце 20-х годов прошлого века это уже был самый большой и самый современный порт на Балтике. Динамический и богатый город привлекал мигрантов со всей страны. Не случайно Гдыню называют «чудесным детенышем молодежного энтузиазма» и «городом, созданным из моря и мечты».

Отсутствие здесь средневековых зданий успешно компенсирует неординарная модерная архитектура, считающаяся уникальной. В Гдыне особенно ощущается морской характер города (чего не скажешь о Гданьске). Так что неудивительно, что самые интересные туристические соблазны расположены непосредственно на набережной. Прежде всего это Сквер Костюшко — символ города. Тут же пришвартовались суда-музеи, рядом — дом-аквариум с удивительными морскими рыбами. Стоит также набраться сил и взойти на Каменную гору, откуда открывается замечательный вид — порт, город, Гданьский залив, Гельская коса.

Труймясто невозможно представить без моря. Каждый жаждущий морских приключений непременно найдет здесь для себя что-то интересное.

Первое, что приходит в голову, — искупаться в Гданьском заливе. Многие считают, что вода там холодная и грязная, другие, наоборот, что чистая и теплая. Правда, как всегда, посередине. Обычно купальный сезон на польском побережье продолжается от середины июня до середины сентября, именно тогда вода теплая и приятная, но... Собственно, каждый сезон здесь есть какое-то «но»: в один день морское течение выбросит на пляж водоросли, в другой — длительная непогода взболтает воду и повлечет ее резкое и неожиданное похолодание... На польском побережье Балтики все возможно, однако, когда на одном пляже холодно или грязно — это еще не трагедия. Может оказаться, что на другом, неподалеку, все хорошо.

Стоит заметить, что Гдыня расположена не над открытым морем, а над Пуцьким и Гданьским заливами, отделенными от моря узкой Гельской косой. Пуцький залив — идеальное место для винд- и кайтсерфинга. Здесь дует довольно сильный ветер, но Гельская коса препятствует образованию высоких волн. Вода тут намного теплее, чем в открытом море (правда, и значительно грязнее). Потому вполне логично, что почти на всем прибережье залива вам будут встречаться серферские или яхтенные лагеря, школы винд- и кайтсерфинга или просто места, где можно купить или взять напрокат доску. Конечно, эта приятность не бесплатна: один час катания, причем без инструктора, обходится примерно в 100 гривен (50 злотых). Можно заплатить и больше (1500—2500 грн.) и в течение недели-двух пройти вышкол в серферском лагере.

В последние годы на Гданьском заливе интенсивно развиваются яхтенные гавани. Они расположены в подгданьских Западных Горках, в Сопоте, Гдыне, на Гельской косе и даже в центре Гданьска, на набережной над рекой Мотлава. У городской власти всех городов региона амбициозные намерения и в дальнейшем расширять инфраструктуру морского яхтинга, особенно в рамках подготовки к Євро-2012 (правда, гданьскую власть критикуют, что больше об этом говорит, чем делает). Между тем польская инфраструктура еще только приближается к тому, что в соседней Скандинавии считают стандартом. Яхтенных гаваней мало, кое-где недостает даже туалетов и продовольственных магазинов. Но из года в год ситуация заметно улучшается.

Самая лучшая на польском побережье репутация у модного курорта Леба, что на 50 км западнее Гдыни. Его охотно посещают и украинские яхтсмены. Леба — не только интересное место для отдыха и развлечений, но и исходная точка для экскурсий в соседнюю Словинскую пустыню и на уникальное соленое озеро Лебсько, которое когда-то было морским заливом. Популярность Лебы как яхтенной гавани не в последнюю очередь зависит от того, что расположена она на Центральном приморье, откуда относительно недалеко до берегов Швеции и острова Борнгольм.

Старый Журав в Гданьске
Старый Журав в Гданьске
Однако для тех, кто вполне представляет свой отдых без яхты, самая лучшая база для коротких экскурсий в Скандинавию — Гданьск и Гдыня. Паромную переправу Гдыня—Карлскрона обслуживает шведская компания Stena Line, а на маршруте Гданьск—Нинесгамн (город-спутник Стокгольма) курсируют паромы польского Polferries. Экскурсии недорогие — билет туда и обратно можно купить за 100—150 злотых, а в пакете с экскурсией в Карлскрону — за 250. Правда, на такие цены можно рассчитывать, как правило, в «низкий» сезон. Собираясь на польское побережье и планируя короткую экскурсию в Швецию, лучше сделать шенгенскую визу в шведском посольстве, чем в польском: шведы не считают украинских туристов потенциальными контрабандистами. Билеты на паром можно забронировать и купить по Интернету — и об этом стоит позаботиться еще в Украине, поскольку они являются основанием для выдачи визы. Кстати, в Стокгольме можно пересесть и на другие паромы, которыми удобно добираться до Финляндии, Эстонии, Латвии и Санкт-Петербурга. Информацией об этих сообщениях владеют представители гданьского паромного оператора.

Однако не обязательно переправляться в Швецию, чтобы почувствовать вкус морского приключения. Местные перевозчики предлагают и несколькочасовые рейсы по Гданьскому заливу. Особенно популярны маршруты из Гданьска, Гдыни и Сопота на так называемом водном трамвае на Гельскую косу (стоимость — всего 10 злотых). Единственная проблема — нужно заранее купить билет, поскольку их часто не хватает. А по возвращении в Труймясто можно зайти в одну из многих таверн, где, слушая морскую песню и попивая холодное пиво, доподлинно почувствовать, что такое отдых на польском побережье. Гарантировано: кто раз попробует, вернется сюда через год.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно