Поэт и его «Ябеда»

21 марта, 2008, 14:28 Распечатать Выпуск №11, 21 марта-28 марта

Вэтом году исполнилось 250 лет со дня рождения поэта, драматурга, государственного и общественного деятеля Василия Васильевича Капниста (1758—1823) и 210 лет— первой постановке его сатирической пьесы «Ябеда»...

В этом году исполнилось 250 лет со дня рождения поэта, драматурга, государственного и общественного деятеля Василия Васильевича Капниста (1758—1823) и 210 лет — первой постановке его сатирической пьесы «Ябеда». С течением времени фигура В.Капниста привлекает все большее внимание. И не только литературоведов. Деятели молодых наук — историографии, археографии, источниковедения — особенно интересуются этой яркой личностью, представляющей взгляды и устремления украинской интеллигенции конкретной исторической эпохи. Творческая и общественная деятельность Василия Капниста была наиболее активной, когда определялись судьбы народов мира на следующие.

Предком Капнистов был капитан Стомателло Капниссис, чей подвиг обеспечил победу венецианского флота над турецким в битве при Левкадо в 1674 году. На Полтавщине этот славный род поселился после неудачного для России Прутского похода 1711 г. Капнисты были казачьими полковниками, земскими деятелями, предводителями дворянства. Есть историческая версия о тайных переговорах В.Капниста с канцлером Пруссии о политическом устройстве Украины. А его «Ябеда» вызвала дотоле небывалый общественный резонанс. Кто же он, поэт, чьи произведения и родовая история стали легендарными?

Национальная и культурная принадлежность В.Капниста нередко оказывалась под вопросом в зависимости от капризов политического климата. Показательно, как таяние идеологических льдов отразилось на официальных определениях и оценках его личности. Если в Советской энциклопедии 1953 года он — «русский поэт и драматург», то уже в Украинской энциклопедии 1961 года — «русский и украинский писатель». Современные же определения должны зависеть не от того, кому хотелось бы видеть Капниста «своим», но только от несомненных фактов его гражданской, литературной и личной жизни.

Началась и завершилась она в родовом поместье Обуховке на Полтавщине. За полгода до рождения младшего наследника Василий Петрович Капнист геройски погиб (вместе с двумя сыновьями от первого брака) на Семилетней войне с Пруссией, в битве при Гросс-Эгерсдорфе, во главе Миргородского казачьего полка. Мать В.Капниста, Софья Андреевна, урожденная Дунина-Борковская, благородная старосветская помещица, «приложила все усилия, чтобы дать хорошее образование своим четырем сыновьям, определив их в лучший в то время Петербургский пансион» (из воспоминаний дочери писателя Софьи Скалон).

Исторические события, сопровождавшие жизнь В.Капниста, были необычайно бурными: революционное, антимонархическое движение в Европе, освободительная борьба народов, порабощенных Османской империей. В Украине же — все наоборот: ликвидация Запорожской Сечи, упразднение политической автономии и местного самоуправления. На этом фоне свойственное шляхте и дворянству вольнодумие оборачивалось активным протестом. Украинцы, поляки, русские и белорусы внимательно следили за освободительными движениями, делая выводы из побед и поражений.

Сильное впечатление на сознательных украинцев произвела и борьба американского народа против власти английской короны. Тарас Шевченко увлеченно вспоминал Вашингтона через полстолетия после этих событий; Василий Капнист был современником американской революции и, по сути, свидетелем неудачного польского освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко, друга и помощника самого Вашингтона…

Сомневаться в национально-освободительной направленности произведений Василия Капниста можно, только отрицая очевидное. Это с переменным успехом делали советские специалисты, заданием которых было разработать и распространить искаженные представления о лучших сынах Украины. Если глубоко христианское творчество Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки объявлялось «атеистическим», их взгляды — чуть ли не революционно-марксистскими, то жизненную и творческую позицию Капниста маскировали под антикрепостническую, и не более. Скажем, его «Оду на рабство» связывали с восстанием Емельяна Пугачева в России, коварно не замечая, что ее написание совпадает со временем, когда уничтожались остатки полкового устройства Украины (1781—1782 гг.). Но ведь преобразование Левобережной, а вскоре и Правобережной Украины в обыкновенную часть империи, состоящей из губерний и наместничеств, воспринималось здесь как колонизация и порабощение!

Такое понимание абсолютистской государственной политики России было присуще образованным, благородным украинцам, независимо от происхождения их предков (напомним, что дед В.Капниста был греком). Капнисты явились искренними патриотами, так же как Апостолы, Леонтовичи, Галаганы, Горленко и множество других представителей славных родов. С ними Василия Васильевича прочно связывали общественные, дружеские и семейные отношения. Сын Иван женился на Палагее Горленко (ее предок Дмитрий был мазепинским полковником), Семен — на Елене, сестре декабристов Муравьевых-Апостолов… С другой стороны, Василий Капнист принадлежал к элитарному кругу столичных писателей и поэтов, центром которого был Гавриил Державин, предшественник Пушкина на поэтическом Олимпе. В обществе И.Дмитриева, А.Оленина, И.Хемницера, И.Богдановича, братьев Николая и Федора Львовых он был своим, длительное время живя в Петербурге, а потом часто посещая Северную Пальмиру вместе со старшим братом Петром. По свидетельству И.Дмитриева, Василий Капнист обладал живым юмором и всегда «оживлял нашу (т.е. державинского кружка) беседу».

Если Державина сравнивают с Пушкиным, то Капниста без преувеличения можно считать предтечей Гоголя. И не только в связи с содержанием его сатирических произведений, но и на основании исследований языка, которым они написаны. Капнист и Гоголь продолжили в языковом процессе миссию образованных украинцев, благодаря чему восточнославянские литературные языки избавились от схоластических пут церковной лексики, приобретя живое, интеллигентное звучание. Не придворный литератор, не помещик-маргинал, а сознающий свои национально-освободительные убеждения поэт провозглашает: «Отчизны моея любимой порабощенье воспою…» Эти строки из «Оды на рабство» Василия Капниста не позволяют усомниться, что речь идет не о введении крепостничества, а о политическом и социальном порабощении родного края.

Вершиной творчества Василия Капниста, настоящим шедевром тогдашней литературы явилась сатирическая комедия «Ябеда». Написанное поэтом в расцвете сил, это произведение впитало в себя весь его предыдущий литературный и общественный опыт. Он высказал не просто неудовольствие украинского общества, униженного указом 1783 года и непризнанием собственных дворянских привилегий. Рисуя взрывную ситуацию в империи, недавно слепленной из кусков соседних государств, автор «Ябеды» выступает глашатаем настроений и помыслов интеллектуалов Украины, России, Польши, Белоруссии. Его персонажи, лизоблюды и взяточники Кривосудов, Провалов, Наливайский, живо напоминают будущих героев гоголевского «Ревизора».

Под влиянием доносов о коварном содержании комедии император приказал сослать ее автора в Сибирь. Василий Васильевич покинул столицу в сопровождении вооруженного «курьера». Но Павел I был не тем тупым самодуром, каким его изобразили советские историки. На следующий день самодержец опомнился и повелел поставить пьесу в придворном Эрмитажном театре. На спектакле присутствовали только он и великий князь Александр Павлович (будущий Александр I). Пьеса понравилась, и Павел не только немедленно вернул Капниста, но и разрешил играть пьесу в императорских театрах. А в Миргороде лирники снова запели как и полвека назад, при аресте его отца, отсидевшего три года в Петропавловской крепости: «Везуть пана Капністенка до царській неволі…» Тогда, в 1748 году, полковник Василий Петрович Капнист обвинялся в государственной измене и подготовке покушения на императрицу Елизавету.

«Это одна из тех комедий, которые делают честь не только автору, но всей литературе. Сила ее изумительная! — писал впоследствии М.Дмитриев, потомок друга автора пьесы из державинского кружка. — Вот право Капниста на бессмертие!».

А что сегодня? Создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов» во главе с Радиславой Капнист, дочерью легендарной киноактрисы Марии Ростиславовны Капнист. Фонд заботится о крохотном музее в Большой Обуховке и установлении памятника В.Капнисту на его родине, обращается к руководителям государственных учреждений и творческих союзов, но... В мероприятиях участвуют Полтавская и Миргородская госадминистрации. И это — все! Выдающемуся украинцу — 250 лет. За это время в Украине не издано ни одного собрания сочинений В.Капниста — факт явно скандальный. А ведь Капнист — предтеча Гоголя, и это легко понять, читая его произведения. Но нелегко осознавать безразличие государства к истокам своей культуры и духовности… Говорят об издании его стихов, об идее выпуска почтовой марки, но пока это — лишь добрые слова из разных, в том числе официальных, уст.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно