Подгонявший время

Поделиться
Умер Стив Джобс, основатель Apple, человек, умевший сделать идеи реальностью.

Компания Apple за последнее десятилетие почти на порядок увеличила долю на американском рынке персональных компьютеров и отвечает примерно за четверть продаж. Она заново изобрела цифровые плееры, смартфоны и планшеты и стала их лидирующим поставщиком, начала продавать цифровую музыку и до сих пор в этом преуспевает. Ее инновации в лучшем случае разбираются на цитаты, а в худшем - целиком копируются конкурентами. Но ни у кого из них нет столь массовой армии верных поклонников, готовых сутками ждать в очереди перед магазинами выхода очередной новинки.

Летом 1997 года, за два месяца до возвращения в Apple из изгнания, Стив Джобс продал полтора миллиона акций компании по 15 долларов за штуку. Сейчас их цена, несмотря на все экономические потрясения последних лет, недалека от 400 долларов, а резервы наличности беспрецедентны и позволят компании безбедно прожить несколько лет, даже если все существующие источники прибыли одномоментно исчезнут.

В прошлом месяце, по рыночной капитализации, Apple стала самой дорогой компанией в мире. Не самой дорогой электронной компанией, не самым дорогим производителем компьютеров, смартфонов или всех телефонов, вместе взятых, а самой дорогой в мире в абсолютном зачете. Это потрясающее достижение для компании без нефтяных месторождений, заводов и танкеров, чей главный актив - имя, инженеры, дизайнеры и доверие сотен миллионов покупателей по всей планете.

В 1976 году Стив Джобс основал Apple совместно со Стивом Возняком. Он участвовал в запуске всех ключевых продуктов, сделавших имя компании. Ушел под давлением совета директоров в 1985-м, чтобы вернуться двенадцать лет спустя и спасти свое детище, после того как три легендарных исполнительных директора не смогли отвратить кризис, поставивший Apple на грань банкротства.

В ночь на 6-е октября Стив Джобс умер. Но это куда большая трагедия, чем просто уход из жизни руководителя успешной компании.

Потеря касается не только Apple и затрагивает круги гораздо более широкие, чем его верные поклонники, что несложно заметить по реакции мира на трагическую весть. Она нереальна, величественна: горе простых людей, траурные посвящения, отзывы коллег и конкурентов, соболезнования глав государств сравнимы, возможно, только с тем, что мы видели после смерти Папы Римского Иоанна Павла II. Такого не было со времен великих индустриалистов масштаба Генри Форда, изменивших мир.

Вот это ближе к правильной оценке Стива Джобса. Заслугу создателя успешной компании нельзя отнять, но гений человека заключается в другом, и сводить его к экономическому успеху означает примитизировать. Секрет Генри Форда известен - он внедрил в автомобильную промышленность стандартизацию и массовое производство. Секрет же успеха Джобса кажется столь непостижимым, что конкуренты учредили небольшой культ карго и копируют часто не суть продуктов, а внешнюю атрибутику: цвет, форму корпуса, визуальный стиль.

Стив Джобс был провидцем. Это не редкость в Кремниевой долине, где гораз­до больше идей ценится умение довести их до этапа открывания сейфа с получен­ными от реализации задумок дивидендами. У Джобса был полный набор талантов, уникальное сочетание качеств для того, чтобы пройти путь до самого конца.

Секрет успеха на самом деле прост и умещается в одном несложном для запоминания предложении. Он сводится к трем принципам: делать просто, делать хорошо, и не выпускать продукт до полной готовности. При всей элементарности, об эти принципы спотыкается подавляющего большинства компаний в элект­ронной индустрии (и многих других, если смотреть шире), и никому еще не удалось повторить успех того же масштаба. Почему так?

Частично на вопрос ответил сам Джобс, когда возвращался в 1997-м из изгнания. Он проредил тогда руководство компании, закрыл некоторые проекты и сменил штаб-квартиру, поскольку старая «пропахла корпоративной спесью и жаднос­тью».

В Кремниевой долине существует привычный механизм превращения юных стартапов с хорошим потенциалом в крупные корпорации. В ключевой момент важно отстранить от управления первый комплект руководства, людей, идеи которых и помогли компании «выстрелить». Им нужно найти правильное место, пустить творческое начало в верное русло, оценить возможности для роста, но отсадить подальше от красных кнопок, чтобы создатели не стали разрушителями, а денежными делами занималась бы управляющая команда с опытом.

Пересадка такого рода дает компаниям запас прочности. К сожалению, она чревата окостенением мозгов, когда после начального взлета и бурного расширения компания теряет гибкость, открытость мышления и управляемость, постепенно отходит от оригинальных идей, когда-то выделивших ее среди соперников, и заканчивает работой по учебнику и продуктами, разрабатываемыми отделом продаж. Чтобы увидеть последнюю нерадостную фазу такого превращения, далеко ходить не нужно: примеры RIM, Nokia и Palm перед глазами прямо сейчас.

В первой половине 1980-х Apple следовала этим путем. Чтобы капитализировать растущие продажи персонального компьютера Apple II, в команду был введен профессиональный менеджмент. В 1983 году сам Джобс, желающий сделать новый Макинтош действительно массовым продуктом, предложил пост исполнительного директора Джону Скалли, возглавлявшему в то время PepsiCo и преуспевшему в борьбе с гигантом Coca-Cola. Его опыт помог в продвижении Макинтоша, но подверг Apple самому серьезному испытанию за всю историю.

Принципы Джобса, позволившие затем с триумфом вернуться, сформировались именно в те двенадцать лет, проведенных вне Apple, когда разногласия со Скалли привели к уходу из собственной компании. В эти годы руководство пыталось конкурировать с персональными компьютерами IBM и затем операционной системой Windows, расширяло ассортимент за счет десятков пересекающихся моделей, запускало новые проекты и закрывало их через пару лет, экономило на качестве, забывало об идеалах, когда-то собравших верную аудиторию. Это был тяжелый, но полезный урок, позволивший после возвращения сделать все наоборот.

Излагая историю компании Apple в контексте вклада Джобса, часто упускают из виду, что именно он сделал и что не успел. Между тем его путь выстраивается в прямую и очень наглядную линию, идущую еще с 1970-х. Два первых компьютера компании, Apple и Apple II, нужно записывать в заслуги ее соучредителю, гениальному инженеру и неутомимому оптимизатору Стивену Возняку. Серия Apple II стала одной из самых долгоживущих в индустрии: первая модель была представлена в 1977 году, последняя сошла с конвейера в 1993-м.

В тот момент, когда профессиональные управляющие взялись перекраивать команду, Стив Джобс оказался тем опасным элементом, которому следовало срочно найти новое предназначение. Техническое руководство он уступил Возняку, сам же работал над несколькими проектами, пока не был подсажен к Джефу Раскину, занимающемуся проектом под названием «Макинтош».

Решили создать вторую ветвь компьютеров, дружелюбную к пользователю. В те времена компьютер, каким бы сложным и дорогим он ни был, оставался черным ящиком, для общения с которым требовалось обучение или как минимум прочтение толстого кирпича руководства. Станции с графическим интерфейсом разрабатывались в виде прототипов либо диковинок, не рассчитанных на массовый выпуск, не в последнюю очередь из-за того, что стоили неподъемных для обычного потребителя или небольших компаний денег.

Идея Раскина, поддержанная Джобсом, заключалась в том, чтобы «подружить» массовый компьютер с графическим интерфейсом, в котором можно было бы разобраться интуитивно. В идеале инструкция должна объяснять лишь базовые вещи: как включать устройство и зачем нужна мышь. Остальному человек должен был самообучаться в процессе работы.

Разное видение будущего Макинтоша и стало причиной конфликта между Скалли и Джобсом, приведшего к его уходу, но принцип «делать просто» с тех пор был с ним всегда. Это больше, чем примат дружелюбности техники, это основной вопрос, который нужно задавать, оценивая перспективы будущего продукта. Конкуренты стремятся использовать для оценки эмпирические формулы, в то время как нужно примерять его на себя, спрашивая, достаточно ли он прост, можно ли сделать его более удобным, можно ли сказать, что он «просто работает».

Второй краеугольный камень метода Джобса, принцип «делать хорошо», универсален, он не сводится к качеству сборки или добротным материалам. Этот принцип охватывает все, от упаковки, внимание которой уделяли еще в Apple II, и инженерной красоты внутренностей до цельности технической концепции, визуального совершенства интерфейса и многих других вещей. На них очень просто экономить, но качество готового продукта и лояльность клиентов улетучивается с каждой такой уступкой.

Наконец, принцип абсолютной недопустимости запуска сырых продуктов - это собственный рецепт Джобса. В электронной индустрии прогрессирует опасная болезнь экономии на исследованиях и перспективных разработках. Даже руководители корпораций с мировым именем, известных инновационным вкладом в отрасль, как IBM и Hewlett-Packard, признаются в том, что им непросто выделить на это деньги и не закрывать сложные проекты.

В Apple разработки могли тянуться долгие годы, не показываясь на свет божий и не приводя в краткосрочной перспективе к реальному продукту. Но то, что в итоге выходило в производство, регулярно переворачивало представления о компьютерах и плеерах, смартфонах и планшетах. Некоторые ниши не были охвачены, потому что считались технологически неподъемными, пока за дело не брался Джобс, своим видением, упорством и перфекционизмом находя идеальную формулу смартфона с интерфейсом, точно подогнанным под управление пальцами, или планшета, не нуждающегося в пере и клавиатуре.

Стив Джобс десятилетиями был лицом прогресса, задавал образец и не позволял расслабиться конкурентам. Индустрия потеряла ключевую фигуру и должна теперь освоить метод Джобса. Не только из уважения к наследию выдающегося провидца, но и для страховки от возможных темных времен без лидера.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме