ПОЧЕМУ ПОВТОРЯЮТСЯ ОШИБКИ ИСТОРИИ

Поделиться
Когда судьба или его величество случай вознесли на кремлевскую орбиту очередного старца - Константина Черненко, народ знал о нем весьма мало...

Когда судьба или его величество случай вознесли на кремлевскую орбиту очередного старца - Константина Черненко, народ знал о нем весьма мало. Потребовалась срочная необходимость создавать биографию, по возможности героическую, а главное - изобретать его собственную теорию дальнейшего развития бессмертного учения. Многие доступные сочинителям теории были уже использованы, как, например, экономика должна быть экономной и некоторые подобные. Поэтому остановились на таком постулате: единство слова и дела. Эта «теория», по мнению создававших имидж нового руководителя, должна была стать ключом к новым свершениям и успехам.

Проверить ее действенность помешала довольно короткая руководящая карьера Черненко, но любознательные люди сразу же засомневались в ее новизне. Ведь нечто подобное уже звучало в отечественной истории, правда, без претензий на теорию.

Действительно, звучало. В далеком прошлом. И называлось оно кратко и устрашающе - «слово и дело». Не будем углубляться в совсем давнюю историю, в грозные времена Иоанна Грозного с его опричниками, обратимся к временам более цивилизованным, например к Петру 1. Царь, как известно, был деятельный, трудился много, много воевал, путешествовал. Тем не менее, невзирая на войны со шведами, турками и ханским Крымом и различные другие государственные дела, не забывал и о пресловутом «слове и деле». Он поминает его в нескольких своих указах, дает указания главному заплечных дел мастеру - Федору Ушакову, пытавшему подозреваемых в Тайной канцелярии. Правда, доносы Петр ограничил тремя пунктами: о замысле на здравие государево, о бунте и измене, о похищении казны, но так ли уж трудно было придать именно такую окраску «слову»?

Небывалого размаха набирает доносительство под этим сакраментальным грифом в один из самых кровавых периодов российской истории - во времена царствования Анны Иоановны, получившей в народе прозвание Кровавой. Какой простор для сведения счетов это давало! Один топил своего обидчика, другой зарился на его движимое и недвижимое, третий таким способом просто пытался выстроить карьеру. Кликнувшего «слово и дело» были обязаны немедленно доставить в Тайную канцелярию, к Ушакову. Случались и такие, которые подобным образом уходили от расправы за разбой и другие прегрешения. Правда, доносчикам тоже приходилось несладко. Их подвергали допросу с пристрастием: все ли сказал, достаточно ли серьезные претензии предоставил. Били жестоко, пытали. Но, конечно, не так, как обвиненных. Старинные документы донесли главные виды применявшихся пыток. Первая - хомут, когда руки, ноги и голову жертвы соединяли воедино, так, что ломался хребет. Пытка шиной - раскаленным железом, медленно проводимым по телу, от чего оно «шипело, шкварилось и пузырями вздымалось». И наконец, дыба, на которой «кости людские, выходя из суставов своих, хрустели, ломаясь, а иной раз кожа лопалась...» Истязание на дыбе сопровождалось нещадным битьем батогами.

Пусть извинит читатель за такой жестокий натурализм, но без него не понять, что собой представляло в деле «слово и дело», какие мучения переносили попавшие в застенки. А таких были тысячи и тысячи!

Конец этим изуверствам был положен только со смертью Анны Кровавой и воцарением на российском престоле дочери Петра Елизаветы, посаженной туда военными-преображенцами. Поддавшись на этот рискованный переворот, Елизавета дала себе слово - если все окончится благополучно - не подписать ни одного смертного приговора. И сдержала его за все двадцать лет своего правления. Тоже своего рода слово и дело!

Система узаконенных доносов, возведенная в ранг государственный, забрала жизни многих известных, славных деятелей страны. Среди них мечтавшие об ограничении самодержавия Волынский, Хрущов, архитектор Еропкин, начавший регулярную застройку Петербурга, и огромный ряд других ученых, первопроходчиков неоткрытых ранее земель, общественных и культурных деятелей. Они стали жертвами не только полусумасшедшей монархини и ее немецкого окружения, но и широкой системы доносительства, клеветы, поощряемой верховной властью.

Конечно, приписанное Черненко единство слова и дела не имело ничего общего со «словом и делом государевым». Но поневоле вспоминаешь о старой формуле в других случаях, когда из средств массовой информации и нашей, и других постсоветских стран узнаешь о довольно многочисленных примерах обращения властей к населению с призывом доносить в нужные инстанции обо всем подозрительном - о соседях, живущих не по средствам, об их сомнительных связях и т.д. При этом обещают сохранять конфиденциальность... Да не с подобного ли начиналось и «слово и дело»?

Заглядывая в историю, находишь немало подобных аналогий. Пусть не кровавых, но все же. Например, правеж крестьянина в случае неуплаты податей. А если он не давал нужных результатов, на правеж отправляли помещика за плохое управление своими людьми и хозяйством. Не вызывает ли это ассоциаций с некоторыми учениями по гражданской обороне? Да только ли это?

Знать историю мало, нужно уметь извлекать из нее уроки. Иначе всем известные ошибки будут повторяться...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме