ПЛЮС ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ?

30 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 30 июня-7 июля

В Киеве состоялась международная научная конференция «Религия в контексте социальных и духовных ...

В Киеве состоялась международная научная конференция «Религия в контексте социальных и духовных реалий современности», организованная Министерством по делам национальностей, миграций и культов Украины; Украинской ассоциацией религиоведов, Институтом философии НАН Украины, Университетом «Киево-Могилянская академия» и Международным христианским университетом при спонсорской поддержке банка «Вiдродження».

Конференция собрала религиоведов, социологов и психологов из 15 городов Украины и девяти стран зарубежья: Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Польши, России, Сербии, США и Швеции. Кроме того, в заседаниях приняли участие сотрудники администрации Президента Украины, комиссий Верховного Совета, ряда министерств и ведомств, а также представители 12 конфессий и трех политических партий: ХДПУ, ДемПУ и КПУ.

В своем заключительном документе конференция отметила: «Масштабный и продолжительный эксперимент по насильственному искоренению религии и ее замены идеологическим эрзацем «светской религии», который на протяжении десятилетий проводился в странах с тоталитарными режимами, потерпел окончательное поражение.

Демонтаж тоталитаризма сопровождается возрождением как самой религии, так и религиозных институтов, усилением социальной, национально-культурной роли церкви...»

Слава Богу, призрак коммунизма по Европе более не бродит. Коммунистическая же идеология теперь — не более, чем ностальгическая заноза в головах, причем, очень немногих. Утратил статус единственно верного мировоззрения и «воинствующий атеизм», долгие годы исполнявший роль государственной религии в СССР — так как имел своих богов (основателей марксизма-ленинизма), иконы (портреты членов Политбюро) и храмы (Дворцы и Дома культуры). Образовавшаяся в массовом сознании украинцев пустота, по всем признакам, активно заполняется религиозным мировоззрением.

Сие подтверждается данными социологического опроса, проведенного в феврале службой «Социс — Гэллап». Так, 56% опрошенных считает себя верующими; 30% — утверждают, что веруют, но не исповедуют какой-либо религии (на атеистов, следовательно, осталось всего 14 процентов). Кроме того, более 30% респондентов заявили, что религия придает их жизни смысл, 13% — что она ведет к спасению, 11% определили веру, как «дающую надежду и помогающую выжить». Судя по всему, значительно возросла и роль церкви: 47% опрошенных полностью доверяют церкви как социальному институту, а 28% — доверяют частично.

ВОЗРОЖДЕНИЕ?

Очевидно, да: религия уверенно возрождается. Каковы же причины этого явления? По мнению профессора Петра Яроцкого, члена Украинской ассоциации религиоведов, они коренятся в напряженности сложившейся в Украине ситуации: обострение социальных, экономических, межнациональных и экологических проблем, крах прогрессистских теорий развития цивилизации, ориентационный кризис — все это неизменно приводит человеческое сознание к интенсивным мировоззренческим поискам. Как правило, подобные поиски завершаются стремлением вернуться к устоявшимся архетипам, заложенным, по мнению профессора Яроцкого, в самой природе нашего сознания. Религия же представляет собой наиболее устоявшийся и один из наиболее древних архетипов.

Такого же мнения придерживается и начальник управления по делам религий при Министерстве по делам национальностей, миграции и культов Украины Николай Новиченко. По его словам, в посттоталитарной Украине происходит бурный процесс возрождения религии и восстановления церкви как значительного социального фактора. А по данным возглавляемого г-ном Новиченко управления, за годы существования независимой Украины сеть религиозных общин возросла на три с половиной тысячи единиц, в том числе в прошлом году — на 832. На сегодняшний день в Украине действуют почти 16,5 тысячи общин шестидесяти семи конфессий, направлений и толков.

БУДДА, ЯХВЕ, МАГОМЕТ...

Украина — государство поликонфессиональное: наряду с традиционным христианством существуют и расширяют сферу своего влияния и другие верования. Многие из них для украинцев выглядят весьма экзотично, иногда — непривычно, а иногда и устрашающе: вспомним хотя бы переполох, поднятый вокруг пресловутого «Белого братства». По мнению экспертов, новые религиозные течения проникают в Украину вследствие ликвидации «железного занавеса», открытости государственных границ и традиционной «канонической территории» для разного рода миссионерства, мистики и оккультизма.

Действительно, исповедующих восточные (и псевдовосточные) верования в Украине все больше: растет сфера влияния Общества сознания Кришны, активно действуют последователи Сен Сюн Муна и Шри Чинмоя. В Украине даже зарегистрирован двадцать один дацан (буддийский монастырь). Еще больше группировок — в «оккультном подполье»: в одном только Киеве, по данным автора, действует около 140 незарегистрированных мистических сообществ.

Еще более активно происходит процесс возрождения иудаизма — религии, при советской власти хотя и разрешенной, но негласно подавляемой в силу свойственного этой власти антисемитизма. В Украине сегодня действуют 70 иудаистских общин, получающих значительную поддержку верующих — особенно от еврейской диаспоры за рубежом. Деятельность иудаистских общин координируют два центра: Объединение иудейских религиозных организаций, возглавляемое главным раввином Яковом Блайхом, и Объединение религиозных общин иудейского вероисповедания с президентом Нояхом Дубинским.

Значительно возросло количество мусульманских общин, что довольно интересно для такой неисламской страны, как Украина — сегодня таких общин 117. Объединяющая в основном татар и выходцев из кавказско-среднеазиатского региона, мусульманская реформатская церковь пока еще не имеет единой структуры. Действуют три самостоятельных центра — в Киеве, Донецке и Крыму, где ислам наиболее активен.

Но самой распространенной, самой значительной и самой влиятельной — не только в идеологическом, а часто и в политическом смысле — религией в Украине является христианство, которое было введено тысячу лет назад киевским князем Владимиром и православная ветвь которого привела украинские земли в 1654 году «под высокую руку» Москвы...

РАСКОЛ

Именно так определяется положение дел в православии — наиболее распространенной из представленных в Украине христианских конфессий. Возрождение православия сопровождается интенсивной межконфессиональной, политической и идеологической борьбой. Православные, составляющие 52% всех верующих, нередко доходят до открытой вражды — идет захват храмов, потасовки «стенка на стенку» и перебранка между представителями противоборствующих церквей. По мнению экспертов из Института философии НАН Украины, схизма (раскол) в украинском православии вызвана не столько богословскими, сколько политическими причинами — иными словами, церковные иерархи ведут борьбу за власть и за сферы влияния. А Святейший патриарх всея Украины-Руси Владимир — второй патриарх Киевского патриархата — в своем интервью корреспонденту «Зеркала недели» (№20 за 20.05.1995) прямо заявил, что сегодня слишком мало оснований для оптимизма — в ближайшем будущем единая Православная Церковь Украины вряд ли будет образована. Тем более при параличе исполнительной власти, который существует сейчас в Украине.

Вернемся, однако, к статистическим данным — они помогут уяснить если не качественное, то хотя бы количественное соотношение сил в украинском православии.

Доминирует Украинская православная церковь, имеющая 31 епархию (более 6 тысяч общин), 64 монастыря, 10 духовных учебных заведений, 18 периодических изданий, 1225 воскресных школ и 13 братств. Церковную службу осуществляют более 5 тысяч священнослужителей. В 1991 году, когда была образована независимая Украина, Украинская православная церковь получила от Московской патриархии самостоятельность в управлении, но каноническое подчинение патриарху Московскому и всея Руси осталось. Что и послужило одной из причин раскола. В частности, уже упоминавшийся выше патриарх всея Руси-Украины Владимир (Романюк) считает вопрос о присутствии Московского патриархата в Украине политическим — сродни Черноморскому флоту в Крыму. Он же утверждает: пока нет никакой надежды, что Московский патриархат согласится признать Киевский.

В подчинении же Киевского патриархата Украинской православной церкви, возникшего как самостоятельное образование в июне 1992 года, находятся 24 епархии, около 2 тысяч общин, 15 монастырей, 1300 служителей культа, 11 духовных учебных заведений, 7 периодических изданий и 617 воскресных школ. Наибольшая концентрация общин УПЦ-КП отмечена в Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской и Киевской областях.

Еще одна составляющая триады украинского православия — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). УАПЦ имеет 600 приходов (83% которых находятся во Львовской области). Церковную службу правят около 200 священников. Структурно организация оформилась в 1990 году, когда на поместном соборе был избран патриарх Мстислав (Скрипник). В 1992 году часть епископата УАПЦ, руководимая митрополитом Антонием (Масендичем), объединилась с некоторыми представителями Украинской православной церкви, образовав УПЦ-КП. Противники этого объединения, во главе с патриархом Мстиславом, не признали совершенного акта и, после смерти Мстислава, в сентябре 1993-го провели поместный собор, избрав нынешнего патриарха УАПЦ Димитрия (Ярему).

ГРЕКО-КАТОЛИЦИЗМ: УКРАИНСКАЯ СПЕЦИФИКА?

Как известно, греко-католическая церковь — результат соглашения между православием и католичеством. Образованная с целью примирения противоборствующих сторон — поляков-католиков и православных украинцев — УГКЦ сохраняет православный церковный обряд, но канонически подчинена Риму. Разогнанная и запрещенная Советами после второй мировой «за содействие фашистам и поддержку националистического подполья», сейчас греко-католическая церковь активно возрождается. По количеству общин (3030) она практически вышла на довоенный уровень (3027) и занимает сегодня второе место в Украине. Большинство приходов сосредоточено в Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. Однако не следует считать греко-католицизм «западенской» конфессией: в последнее время стало заметным распространение его и в других регионах Украины — на Востоке (Донецкая, Луганская, Харьковская области) и Юге (Одесская, Николаевская, Херсонская области и Республика Крым). С момента легализации (1989 год) УГКЦ полностью восстановила свою структуру, создав 8 епархий, 76 монастырей, 9 духовных учебных заведений, 12 периодических изданий. Следует также отметить, что в лоно греко-католической церкви входят 19 епархий, действующих среди украинской диаспоры в Австралии, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Канаде, Польше, Франции, ФРГ, Хорватии и США.

Кстати, сейчас УГКЦ проводит мероприятия, посвященные наступающему юбилею — 400-летию подписания Берестейской унии (греко-католическую церковь именно поэтому часто называют униатской). Некоторые иерархи УГКЦ считают, что подписание новой унии стало бы значительным шагом для достижения межконфессионального мира. Хотя и означало бы — даже формально — подчинение Риму.

УКРАИНСКИЙ АНКЛАВ ВАТИКАНА

Римско-католическая церковь (РКЦ) — одна из наиболее динамично развивающихся в последние годы в Украине. Ее усилия сегодня направлены на восстановление католической церковной структуры, существовавшей в период наибольшего католического влияния на украинских землях (XVII — XVIII века). К настоящему моменту РКЦ практически закончила формирование своей структуры: назначены епископы, созданы Львовская архидиецезия (духовный центр РКЦ) и Житомирская и Каменец-Подольская диецезии; в подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине автономно действует структура РКЦ в Закарпатье. Открыты Киевский духовный колледж, Каменец-Подольская духовная семинария и Киевский украинский римско-католический университет. Более 600 католических общин действуют во всех областях Украины (за исключением Полтавской). Кроме того, римско-католической церкви принадлежит 22 монастыря, около 200 воскресных школ, 6 периодических изданий. Службу правят более 300 священнослужителей, из которых 200 — иностранцы. Строится 86 новых культовых сооружений.

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

Так называется книга знаменитого социолога Макса Вебера, в которой он доказывает: построение и развитие капитализма в оптимально действующую систему торговых, экономических и межличностных отношений есть результат следования предписаниям протестантизма. Именно протестанты развили тот самый «дух предпринимательства», без которого капитализм не состоялся бы как общественно-политическое образование.

Актуально ли это для Украины, строящей (или пытающейся строить) некий вариант «развитого», «гуманного» капитализма? По мнению специалистов, да. Обратимся к уже упоминавшемуся заключительному документу конференции «Религия в контексте социальных и духовных реалий современности»: «Исходя из необходимости содействия ускоренному развитию цивилизованных рыночных отношений в Украине, полезно было бы учесть опыт христианского осмысления этой сферы человеческой деятельности в развитых странах Запада.

Этот опыт показывает пример христианских, гуманных отношений в сфере бизнеса, этики труда и предпринимательства, гармонизации отношений между работодателями и работниками».

Заведующий отделом религиозных процессов Института философии НАН Украины Петр Косуха тоже считает, что для вхождения специфической украинской ментальности в пространство рыночной экономики не обойтись без заимствования некоторых черт, свойственных именно протестантизму: духа предпринимательства, уверенности в своих силах (в противовес «общинной психологии»)... Однако речь должна идти не о слепом заимствовании, а скорее о творческом применении: основной в пространстве украинского менталитета религией все-таки должно остаться православие.

А пока эксперты рассуждают о возможностях, протестанты активно действуют. На сегодня в Украине около 3600 общин протестантского направления: 1585 — евангельских христиан-баптистов, 969 — христиан веры евангельской (пятидесятников), 506 — свидетелей Иеговы, 424 — адвентистов седьмого дня...

Следует заметить, что протестантская церковь в Украине сейчас в наиболее выигрышном положении. Во-первых, между разными ее направлениями нет вражды (как в православии); во-вторых, она получает значительную политическую поддержку (например, президент США Билл Клинтон — убежденный баптист, а гонения Звиада Гамсахурдиа против грузинских баптистов в свое время позволили баптистскому лобби в британском Кабинете не допустить обмена визитами на высшем уровне); в-третьих, она весьма хорошо организована.

Хорошая организация позволяет проводить активную миссионерскую работу: поскольку большинство протестантских церквей имеют всемирную сеть, им легче организовать завоз в Украину из-за рубежа литературы, медикаментов, одежды и продовольствия с последующим распределением всего этого среди малообеспеченных, больных, стариков и так далее. А если учесть, что малообеспеченных в Украине — три четверти населения, пятая его часть — пенсионеры, а болен едва ли не каждый, то понятно: потенциальной паствы более чем достаточно. Активность же приехавших из-за рубежа проповедников «евангелизаторов» пользуется большим успехом как у обласканной ими люмпенизированной массы, так и у масс-медиа (достаточно взглянуть на программу телепередач).

ИТАК...

Что же будет дальше? Является ли переживаемый сейчас Украиной «религиозный Ренессанс» явлением временным, или он наступил всерьез и надолго? Поможет ли возрождение религии и усиление роли церкви в возрождении державы? Станет ли обращенный к Богу украинец спокойнее, этичнее, деловитее и, в конце концов, счастливее?

Слово экспертам — все тому же заключительному документу упомянутой конференции: «На пороге второго и третьего тысячелетний христианской эры во всей своей исторической значимости встает вопрос о роли и месте Украины, украинского христианства, украинских церквей в христианской Европе.

Украина — это тысячелетняя страна христианской цивилизации, и поэтому волне справедливо ставить вопрос о ее не только геополитическом, но и конфессиональном положении между Востоком и Западом. Интеграция Украины в христианскую Европу возможна — при сохранении свойственного украинскому народу духа толерантности, доброй воли ко всем вероисповеданиям и национальным культурам...»

Ну что ж, значит, интеграция все-таки возможна. С Божьей помощью. Это утешает. И поэтому вполне можно начертать на нашем гербе то же, что и у столь любимых нами американцев: «Мы уповаем на Бога!».

А на какого именно — пусть каждый решает сам. На то она и свобода. Совести.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно