Первый Всеукраинский конкурс бизнес-кейсов по корпоративной социальной ответственности: официальный старт

3 июля, 2009, 12:19 Распечатать

30 июня 2009 г. официально стартовал Первый Всеукраинский конкурс бизнес-кейсов по корпоративной социальной ответственности (дальше — КСО)...

30 июня 2009 г. официально стартовал Первый Всеукраинский конкурс бизнес-кейсов по корпоративной социальной ответственности (дальше — КСО). Организатор конкурса — Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности» при поддержке компаний Ernst&Young, «ВОЛЯ», «Австрийские авиалинии» и ЮФ «Астерс».

Бизнес-кейсом считается инновационное решение компании в стратегическом контексте, которое позиционирует цели и условия среды, влияющие на решение. Также это прекрасная возможность изучить и оценить профессионализм, привычки и компетенцию менеджмента компании. Конечно, это упрощенная форма подачи инновационного решения компании, но со времени возникновения бизнес-кейса на юридическом факультете Гарвардской школы бизнеса в 1869 году он не утрачивает своей популярности. Об этом свидетельствует соглашение этой бизнес-школы с писательницей Д.Стил относительно обработки бизнес-кейсов и подачи их в захватывающей форме. Кстати, возник бизнес-кейс из необходимости, поскольку преподаватели Гарвардской бизнес-школы поняли, что хороших учебников по деловому администрированию им не найти. Посему они начали брать интервью у лучших менеджеров и записывать их принципы управления, чтобы затем обсуждать со слушателями и давать рекомендации относительно действий компании в описанной ситуации.

Идея всеукраинского конкурса бизнес-кейсов с КСО тоже возникла из необходимости донести корпоративную социальную ответственность до учебных программ университетов и бизнес-школ. Авторы первого пособия по КСО, которое сегодня разрабатывается, обратились в компании с просьбой предоставить украинские кейсы. В ответ получили лишь общие практики и зарубежный опыт компаний по КСО, что не отвечало поставленной задаче. Поэтому и был инициирован этот конкурс.

Исходя из текста международного стандарта по социальной ответственности ISO 26000, КСО следует понимать как ответственность компании за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду. Это понятие имеет свои составные, а именно: организационное управление, соблюдение прав человека (в т.ч. гендерного равенства), хорошие трудовые практики, защита окружающей среды, вопрос защиты прав потребителей и развития общин, социальная отчетность. Именно эти составляющие и стали отдельными номинациями конкурса.

Можно признать, что в Украине произошло событие, способное вызывать в мире широкое движение последователей. На сегодня в разных странах мира проводится два типа конкурса бизнес-кейсов по КСО. Во-первых, это создание базы данных лучших практик компаний. Во-вторых, это игровое соревнование, когда студентам университетов или бизнес-школ предлагают реальную ситуацию или проблему, и они должны в командах разработать ее решение. В Украине эти две идеи объединили в одну — в конкурс бизнес-кейсов по КСО, где есть и лучшие практики компаний, и реальная игровая ситуация для студентов. Конечно, сама идея бизнес-кейсов и их собрания не нова: разные журналы, экспертные организации их собирают, публикуют. Иногда сами компании нанимают преподавателей бизнес-школ, чтобы они описали практику компании и ее управленческие решения и потом начали их преподавать. А это распространение опыта компании на десятки, сотни, тысячи людей.

Бизнес-кейсы активнее всех разрабатывают бизнес-школы. Но есть организации, которые объединяют опыт бизнес-школ и имеют целые коллекции кейсов. Например, Европейский клиринговый дом кейсов, объединивший около 600 бизнес-школ и корпоративных членов (от Украины корпоративным членом является только Филип Морис) и собравший свыше 35 тысяч бизнес-кейсов. К сожалению, от Украины их там можно найти лишь 17. Так что, надеемся, наш конкурс поможет увеличить представительство украинских практик в учебных программах бизнес-школ.

Общая цель конкурса — представить решения компаний в сфере корпоративной социальной ответственности как составную часть стратегии развития организации.

Международное исследование 2009 г. Центра корпоративного гражданства Бостонского колледжа доказало, что внедрение КСО помогает улучшить финансовые показатели усилением репутации компании (77%); привлечением талантливых сотрудников (55%); ответом на ожидания общества (35%); улучшением операционной эффективности и уменьшением затрат (34%); усилением конкурентной позиции (33%); открытием новых возможностей для роста и улучшения управления рисками (23%); улучшением доступа к капиталу (4%). Следовательно, названные факты подтверждают, что корпоративная социальная ответственность сама по себе может считаться кейсом для бизнеса.

Но появляется другой вопрос: является ли корпоративная социальная ответственность бизнес-кейсом для компаний, работающих в Украине? Насколько внедрение стратегии или программ КСО было для них полезно? Остаются ли компании верными КСО сегодня, в тяжелые времена? Я уверена, что конкурс даст ответ не только на эти вопросы. Другими его задачами являются:

— поиск, отбор и создание базы данных лучших практик компаний по КСО;

— объединение опыта компаний и бизнес-школ/университетов: компании имеют хорошие практики из КСО, а представители и преподаватели высших учебных заведений имеют знания и компетенцию все это описать;

— продвижение имиджа украинских компаний и их КСО-проектов в Украине и за рубежом;

— получение консультаций экспертов относительно нужных решений компаний в сфере КСО: то есть компания предоставит свой бизнес-кейс, а эксперты смогут посоветовать, правильным ли было управленческое решение;

— внедрение метода обучения на кейсах по корпоративной социальной ответственности в университеты и бизнес-школы.

Конкурс пройдет в два этапа. Первый этап, на протяжении которого участники должны подготовить и представить бизнес-кейсы, будет продолжаться с 30 июня по 30 сентября. Во время второго этапа в октябре кейсы оценит международное жюри. В международное жюри вошли представители восьми стран, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Норвегия, Польша, США, Турция, Украина. Практически все члены жюри являются преподавателями или тренерами, двое из них преподают в бизнес-школах (Норвежская школа BI и Университет управления Сент-Галена). Надеемся, что такое межнациональное жюри сможет легко определить лучших среди семи упомянутых номинаций и распределить баллы от нуля до пяти по таким критериям: инновационность решения, практическая значимость, реализация решения, социально-экономические результаты для компании, социально-экономические результаты для региона, форма предоставления бизнес-кейса.

Но это только первый этап оценки. Чтобы бизнес-кейс стал бизнес-кейсом, его нужно проиграть. Поэтому лучшие, по версии жюри, бизнес-кейсы будут вынесены на практические занятия для студентов и топ-менеджеров, где их рассмотрят с точки зрения интереса для преподавания и нахождения других управленческих решений. Именно этот критерий, названный критерием «мультифункциональности» бизнес-кейса, и является самым важным, поэтому и максимальная оценка по нему — 20 баллов. После подытоживания самый лучший бизнес-кейс получит гран-при конкурса.

Бизнес-кейс нужно предоставлять на украинском и английском языках. Проблема, описанная в нем, должна касаться реальных украинских практик в 2005—2009 годах. Уже сегодня у нас есть предложения от компаний, которые начали заниматься социальной ответственностью намного раньше — еще в 1998 году, но эти пионеры также могут подавать заявки. Главное, чтобы были: реальная бизнес-проблема, которая требовала или требует управленческого решения; хронология развития ситуации, фиксирующая ее временные рамки; да и доказательства — конкретные данные (цифры, названия, модификации продуктов, услуг и пр.), свидетельствующие о реальности ситуации, события.

Участниками могут быть любые юридические и/или физические лица, являющиеся гражданами Украины, которым на время подачи заявки на конкурс исполнилось
18 лет, в том числе украинские и международные компании; высшие учебные заведения; бизнес-школы; общественные организации; СМИ; эксперты и др. Интересным моментом является то, что в рамках конкурса участники, которые имеют желание, но не имеют практического кейса, а также наоборот — участники, имеющие кейс, но не знающие, как написать (то есть компании и преподаватели), смогут зарегистрироваться как желающие участники, и им найдут пару. С одной стороны, это позволит компаниям сэкономить время и ресурсы на написание, с другой — позволит преподавателям сэкономить время на поиск.

Лучшие бизнес-практики будут внесены в первое пособие по КСО под редакцией Центра развития КСО, а также изданы отдельной публикацией.

Конечно, в проведении конкурса есть и риски. Одни сомневаются, что компании смогут предоставить кейсы, другие предполагают, что их будет слишком много. Но общение с компаниями все же немного успокаивает. Конечно, придется еще много поработать, поскольку конкурс первый, пилотный, и уже расписаны встречи на два месяца вперед. Но утешает одно: компании в Украине имеют хорошие практики и готовы о них рассказывать, а не оставлять их под сукном. Они понимают, что их кейсы уже ждет молодое поколение управленцев, готовых учиться на украинских примерах, обсуждать их и находить новые, возможно, даже более перспективные решения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно