Ой, подруженька моя, пропоем страданье… Кому нужна «положительно насыщенная» школьная история?

28 мая, 2010, 15:18 Распечатать

Not with dreams, but with blood and with iron Shall a nation be moulded to last А.Ч.Суинберн Английский мастер художественного слова, ...

Not with dreams, but with blood and with iron

Shall a nation be moulded to last

А.Ч.Суинберн

Английский мастер художественного слова, романтик и гедонист полагал, что не пустые и досужие мечтания, но лишь кровь и железо могут/должны формировать нацию, если последняя хочет остаться в истории.

«Железный» канцлер, князь Отто фон Бисмарк возложил лавры своих военных побед, объединивших Германию, к ногам представителя самой гуманной профессии. «Прусский учитель выиграл сражение при Садовой». (Хотя Бисмарк ничего подобного не говорил, а утверждал нечто противоположное — «не словами, но кровью и железом будет объединена Германия», — историческая справедливость не напрасно приписывает объединителю Германии авторство выражения профессора географии из Лейпцига Оскара Пешеля «когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».)

Оценивать качество школьного образования бисмарковским способом мы, слава Богу, не должны и не (с)можем. Тут необходимы иные методы проверки.

Война и культура, сколь ни противоположны они по сути («когда говорят пушки, музы молчат»), формально объединены понятием тотальности: всеобщая мобилизация и масс-культура.

Избави нас Бог от первой, а вот о второй поговорим.

Прослушав песню Стаса Михайлова «Покаяние», я понял, почему идея «сообразить на троих» учебник школьной истории овладела умами славянских ученых.

Популярный великорусский певец стенает:

Отчизна бедная моя, как я хочу, чтоб ты восстала

Из пепла, боли и руин,
чтоб не боялась, не дрожала.

Исполняется словно для художественного оформления программной заявки ряда (не всех, подчеркну — читайте статью профессора Виктора Брехуненко в №17 от 30.04.2010 г.) историков из Киево-Могилянской академии во главе с Наталией Яковенко: «Тут необхідне концептуальне переосмислення «нещасливої історії» та її перетлумачення на «успішну історію». Для меня стало совершенно очевидным, что таковое переосмысление равным образом необходимо как для нас, так и для старшего северного брата.

А еще мне вспомнилась перестроечная песня Игоря Талькова «Россия» — и вот уже получается цельный диагноз общей хронической болезни с индивидуальными рецидивами. Четверть века назад мы вместе рыдали, листая «старую тетрадь расстрелянного генерала».

Я тщетно силился понять,

Как ты смогла себя отдать

На растерзание вандалам…
Россия!

Ты раздражала силы зла

И, видно, так их доняла,

Что ослепить тебя решили.

Как справедливо замечает профессор Н.Яковенко, «власне на «чужинцях» автори охоче зосереджують увагу, приписуючи їм усі біди й невдачі».

У Талькова чужинные вандальские силы носили явно выраженный классово-интернациональный характер (Тебя связали кумачом и опустили на колени).

В современной России воспитанные на неправильных учебниках народные песенники атрибутируют зло уже по национально-религиозному признаку:

…пепсикольная страна сожрет нас мигом,
без объедков.

Они и так, как злые псы с слюной текущею из пасти,

Стоят у наших рубежей,
скулят и лязгают от счастья.

От предвкушения того,
что ты оплот последний христианства…

Обычно история-мартирология (μάρτυρος— мученик) пишется безгосударственными нациями. «Обиженные историей» народы ищут причину своей бездержавности в кознях «злых соседей». В этом смысле украинская мартирология — феномен естественный. Без образа злых псов, веками терзающих неньку-Украину, наша история логически невозможна. Мы завиваем горе безгосударственности веревочкой (чередой) вражеских козней, топим тоску по державности в хмельном вине мифов о терзающих нас силах зла. Мы «пиятики» со стажем, мы умеем пить.

Великорусская история-мартирология озадачивает, если не изумляет. Тысячелетняя же Россия! Создается впечатление, что наши братья, однажды (после «ига» или «смуты») хлебнув «огненной воды» мифов про мучеников за Россию, сильно подсели на этот наркотик.

Очевидно, у них, как у северного народа, отсутствуют ферменты, расщепляющие соответствующие алкалоиды. Как итог — delirium tremens, когда всюду видятся происки «пепсикольной страны» и мерещатся «злые псы с слюной текущею из пасти». Любители географии расставят близкие их душе «пунктиры» на карте: тут тебе и Вашингтон, и Лондон, и Рим с Ватиканом, и Киев в недалеком прошлом, и Тбилиси с Варшавой…

«Ліками на це може стати перефокусування «страдницької» історії на, сказати би, історію «оптимістичну» (Н.Яковенко). Совместный учебник положительной истории, написанный под благодетельным и квалифицированным украинским руководством, поможет следующему поколению северных братьев побороть пагубную страсть.

Как говорилось в культовом фильме про Шурика: «Мы вас вылечим. Алкоголики — наш профиль».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно