ОТ «КНЯЖЕЙ РЕГАТЫ» —К ОЛИМПИЙСКИМ МЕДАЛЯМ

19 января, 1996, 00:00 Распечатать

В 1887 году в Киеве был создан яхт-клуб. У его истоков стоял известный общественный деятель, энтузиаст развития спорта доктор Гарнич-Гарницкий...

В 1887 году в Киеве был создан яхт-клуб. У его истоков стоял известный общественный деятель, энтузиаст развития спорта доктор Гарнич-Гарницкий. И хотя по уставу яхт-клуб был достаточно замкнутой организацией, в которую не так просто было попасть, но одновременно были в его регламентирующих документах и демократические принципы, позволявшие заниматься водными видами спорта рабочей молодежи.

История киевского яхт-клуба интересна и многообразна. Менялись времена, один режим приходил на смену другому, но клуб не исчезал. После революции, формально закрытый, он возрождался в парусных кружках, секциях разнообразных организаций. Потому что яхтинг был в крови у киевлян. Мальчишки бредили парусами, лодками, и, вопреки всем сложностям, киевский парус жил. В трудные послевоенные годы, когда одна яхта была на несколько экипажей, когда зачастую приходилось часами добираться до водных баз Труханового острова, парус переживал второе (а может быть - третье) рождение. С ранней весны до поздней осени проводились на Днепре соревнования. Особым шиком считалось удачно пройти наиболее опасные участки реки под мостами, где всегда была круговерть воды и минимум ветра. Киевские яхтсмены потому и славились умением ходить в любых условиях, что Днепр служил для них суровым экзаменатором. На речных просторах выковал свое мастерство Валентин Манкин, ставший впоследствии одним из величайших яхтсменов мира. В своей книге «Белый треугольник» он писал о том, что его воспитал, вырастил Днепр.

Но настали в Киеве такие времена, когда судоходная инспекция вдруг решила, что яхты мешают речным судам. Не долго думая, запретили выход в Днепр спортивным лодкам. И на долгие десятилетия киевляне были лишены возможности наблюдать за парусными гонками. Хотя в других городах бассейна главной реки Украины яхты по-прежнему пользовались уважением речных капитанов.

Как ни бились руководители городского парусного спорта, чтобы вернуть яхты на Днепр в пределах города, ничего не получалось. И видели киевляне белоснежные треугольники над речными водами лишь намного ниже Киева, когда собирались там яхты, чтобы взять старт очередной крейсерской регаты, маршрут которой обязательно пролегал в южном направлении, подальше от города (будто бы там прекращалось то самое интенсивное судоходство, из-за которого формально и наложили запрет).

Но вот в прошлом году произошло событие, ознаменовавшее, будем надеяться, новый этап в более чем вековой истории киевского паруса. В День Киева состоялась «Княжья регата». На дистанции между киевскими мостами, то есть практически в самом центре столицы, на протяжении 24-х часов длилась гонка крейсерских яхт. За ней можно было наблюдать с набережной, со смотровых площадок приднепровских парков, с тех самых мостов, под которыми снова, как в далекие 50-е, спортсмены боролись с коварными водоворотами. Тогда победителем стал экипаж яхты «Оксамит України» из Славутича во главе с Василием Колобовым. Он совершил наибольшее количество кругов под мостами за 24 часа.

Регата настолько понравилась киевлянам, спонсорам, вложившим деньги в ее организацию, так как они поняли широкие возможности для рекламы своей деятельности, администрации Киева, что было решено сделать ее традиционной. Но на этом дело не закончилось. Яхтсмены, любители парусного спорта решили пойти дальше. И они создали Киевский фонд яхтсменов, общественную организацию, призванную укреплять традиции яхтинга, способствовать развитию всех водных видов спорта. Кто знает, может быть именно фонд наконец-то добьется того, что не под силу было всем его предшественникам. А именно - построит-таки в Киеве яхт-клуб, достойный столицы большой державы, имеющей блестящие традиции именно в парусном спорте.

Но это - из области мечтаний. А пока что Фонд стремится объединить усилия тех, кто хочет и может помочь спортивным организациям укрепить позиции яхтинга. Дело в том, что парусный спорт - не только один из наиболее титулованных в олимпийской программе. Но он также удел тысяч любителей, которые не мечтают о лаврах победителей в международных регатах, а просто отдают свое свободное время яхтам. Для них парусный спорт, регаты - это отдых, содержательный и захватывающий. Именно для такой категории яхтсменов Фонд запланировал на этот сезон четыре регаты на акватории Днепра между киевскими мостами. Во второй раз состоится «Княжья регата» в последние выходные мая, когда Киев празднует свой День. А потом еще будут проведены «Днепровская слава» (6 июля в день работников морского и речного флота), «Независимость» (24 августа в День Независимости Украины), «Созвездие (7 сентября в День физкультурника).

Фонду предстоит нелегкая организаторская работа, поэтому он широко раскрыл свои двери перед всеми, кто может сделать свой взнос в возрождение традиций массового яхтинга в Киеве. В планах Фонда не только проведение соревнований. Его учредители в свое время были активными участниками проекта «Уитбред», когда украинская яхта «Гетьман Сагайдачний» готовилась к самой престижной кругосветке под парусами. И эту традицию хочет поддержать новорожденная общественная организация. Также как и тех судостроителей, которые создают в Киеве новые гоночные крейсерские яхты или еще только приступают к подобной работе. Ведь и тот, столетней давности Киевский яхт-клуб тоже не только учил молодежь умению управлять спортивными судами, но и строил их. Причем никакого государственного финансирования их работы, естественно, не было. Членские взносы, добровольные пожертвования, хозяйственная деятельность клуба - вот источники тех доходов. И эту традицию хотел бы возродить Фонд, призывая к сотрудничеству всех желающих. Летом в Саване состоится очередная олимпийская парусная регата. За право участвовать в ней еще продолжает борьбу киевский яхтсмен Юрий Токовой. Кстати, именно в классе «Финн», в котором Валентин Манкин завоевал первое олимпийское золото. В экипаже швертбота «470» мы увидим киевлянку Елену Пахольчик, которая в прошлом сезоне со своей напарницей рулевой Русланой Таран стала серебряным призером чемпионата мира, обладательницей «золота» европейской пробы. Девушки выиграли по итогам года Кубок мира и Кубок евроспорта. Реальны их претензии и на олимпийский успех. В сборной команде Украины еще один киевлянин - Родион Лука. Впрочем, он по формальному признаку является представителем не города, а области, ведь вырос он в парусном коллективе Киевской ГЭС на водохранилище, куда вынуждены были перекочевать яхтсмены города, когда закрыли для них Днепр.

Традиции киевского паруса живы. А создание Фонда - чудесная возможность укрепить их ощутимо.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно