ОПТИМИЗМ ПО-ЯПОНСКИ: ЧТОБЫ СТАЛО ЛУЧШЕ, НУЖНО, ЧТОБЫ СТАЛО ХУЖЕ

Поделиться
30 лет назад Страна восходящего солнца уже явила миру пример «японского чуда». Сейчас в мире все чаще поговаривают об очередном экономическом японском чуде, правда, совершенно противоположном...

30 лет назад Страна восходящего солнца уже явила миру пример «японского чуда». Сейчас в мире все чаще поговаривают об очередном экономическом японском чуде, правда, совершенно противоположном. Причины, по которым Япония никак не может выбраться из состояния затяжной рецессии, не являются непреодолимыми. Тем не менее японцы, славящиеся своим упорством, преграды упорно не преодолевают.

Залогом японского экономического чуда 70-х послужили меры, направленные на установление социальной гармонии и защиту национального производителя. Пожизненное трудоустройство, централизованное перераспределение финансовых потоков, искусственное удешевление йены, психологическое неприятие системы банкротства — эти факторы, давшие толчок экономическому развитию Японии после сокрушительного поражения во Второй мировой войне, сейчас его полностью тормозят. Тем не менее отказаться от действующей системы у правящей (по мнению некоторых экспертов, слишком долго правящей) либерально-демократической партии не хватает решимости. Как утверждает советник по экономическим вопросам Буша-старшего Клайд Престович, возглавляющий американский институт экономических стратегий, японцам просто еще не настолько плохо живется, чтобы они решились изменить свою жизнь к лучшему.

Впрочем, как утверждают специалисты, скоро им таки станет совсем уж плохо. Вот тогда и начнутся наконец структурные реформы. Если со всех промежуточных точек траектории взлетов и падений можно двигаться в разных направлениях, то со дна путь существует лишь один — вверх.

Недавние опросы, проведенные среди японской молодежи, свидетельствуют, что в стране идет глубокая социальная перестройка. Только 5 процентов подростков выразили свое восхищение должностью топ-менеджеров, тогда как преимущества работы гувернантки прельстили 7 процентов опрошенных. За последнее десятилетие резко сократилась доля абитуриентов технических вузов и столь же резко возросло число парней и девушек, стремящихся в модельный бизнес, шоу-индустрию и индустрию развлечений. Количество студентов, прогулявших за год более 50 учебных дней, возросло с 1980 по 1995 годы с 10 тысяч до 50, а за последние пять лет подпрыгнуло до 90 тысяч. Зато количество избирателей в возрасте 22—24 лет, активно участвующих в выборах, за тот же период сократилось почти в два раза. Все больше выпускников колледжей не стремятся найти подходящую работу, сделать достойную карьеру и создать полноценную семью, а предпочитает провести еще несколько лет на иждивении родителей, посвящая свое время путешествиям и развлечениям. Причем подобные решения принимаются без учета мнения родителей, от которых требуется лишь финансовое обеспечение. Как ни странно, родители в обеспечении детям вовсе не отказывают. Прежде всего потому, что поколения отцов и детей вообще не могут найти общий язык — хотя бы для того, чтобы обсудить возникшие противоречия. Отцы называют детей «космическими пришельцами» и ведут себя так, будто эти дети действительно в один далеко не прекрасный день свалились с неба.

Ситуация усугубляется еще и тем, что уже к 2010 году численность молодых людей сократится на 4 миллиона, по сравнению с нынешним годом, тогда как численность японцев старше 65 возрастет с 17 процентов до 25. Такая социальная структура предполагает, что молодое поколение должно быть более трудолюбивым и инициативным, чем их родители, хотя в действительности все происходит с точностью до наоборот.

Один из ведущих японских экономистов Наоюки Камейама основной проблемой нынешней молодежи считает то, что «они не голодны». Избалованные дети второй по богатству нации в мире успели насладиться своими преимуществами, однако за последнее десятилетие успели привыкнуть к обилию негативного. Подобное самым плачевным образом сказалось на их психическом состоянии. Согласно результатам недавнего опроса, проведенного японо-корейским культурным фондом, 50 процентов подростков считают себя несчастными и только 47 процентов верят в то, что в дальнейшем смогут создать счастливую семью. И лишь 34 процента опрошенных подтвердили, что готовы играть в недалеком будущем активную социальную роль (в Южной Корее доля студентов, готовых к социальной активности, составила 79 процентов).

Нежелание японской молодежи заниматься математикой и инженерными науками грозит нации, прославившейся своей электроникой и автомобилями, перспективой оказаться в самом хвосте технического прогресса, ускорению которого она столь активно содействовала в свое время. Лишь 9 процентов японских подростков проявляют интерес к точным наукам. По этому показателю Япония занимает 37-е место среди 38 технологически развитых стран. Зато самыми популярными профессиями японские мальчишки считают профессии визажиста и парикмахера. Профессии же политика и бизнесмена — наименее престижные. А перспектива всю жизнь проработать на одном и том же рабочем месте, которая так восхищала поколение нынешних отцов, откровенно пугает.

По словам г-на Камейамы, молодежь имеет право на романтические мечты. Однако это не избавляет ее от необходимости строить реалистичные жизненные планы. А научить этому может лишь суровая жизненная необходимость. И, по всей видимости, встретиться с этой необходимостью японской молодежи придется в самое ближайшее время.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме