ОНА УШЛА В ОБЛАКА

4 мая, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 4 мая-18 мая

Указом Президента СССР М.С.Горбачева 6 мая 1990 года гвардии лейтенанту Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)...

Указом Президента СССР М.С.Горбачева 6 мая 1990 года гвардии лейтенанту Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

 

ТАСС

 

Самой результативной советской летчицей, летавшей во время Второй мировой войны на истребителе, и, таким образом, самой результативной в мире летчицей-истребителем была лейтенант Лидия Литвяк, служившая в смешанном 73-м гвардейском истребительном полку. Она погибла в бою 1 августа 1943 года в возрасте 22 лет, имея на своем боевом счету 12 подтвержденных воздушных побед, которые одержала, летая на истребителе Як-1.

 

М.Тейлор, Д.Мандэй. Книга Гиннесса об авиации.
Рекорды, факты, достижения. — 1992.

 

Белокурая и синеглазая, влюбленная в небо, Лида первый самостоятельный полет совершила в 15 лет. Закончив школу, уехала учиться в Херсонское летное училище. Вскоре вернулась в родной аэроклуб уже летчиком-инструктором. Летала уверенно, с азартом. Была одним из лучших инструкторов Московского аэроклуба. Дала путевку в небо сорока пяти курсантам.

После начала Великой Отечественной войны Лидия рвалась на фронт и добилась зачисления в женский истребительный авиационный полк. Переучилась на Як-1, стала летчиком-истребителем. Охраняла воздушные подступы к Саратову. А в сентябре 1942 года в составе женской эскадрильи лучших пилотов ее переводят в 437-й истребительный авиаполк 8-й воздушной армии, сражавшийся в районе Сталинграда. Воевала наравне с мужчинами. 13 сентября, во время второго боевого вылета, одержала первую победу — сбила бомбардировщик «Юнкерс-88».

Несколькими днями позже в одном из боевых вылетов Лида одержала трудную победу над «Фокке-Вульф-190», сбив немецкого летчика из эскадры «Рихтгофен». Пилот чудом спасся, выпрыгнув из горящего самолета на парашюте. На допросе он попросил показать ему русского аса, который победил его, ни разу не знавшего поражений и имевшего огромный опыт войны в Испании и Франции. Когда к нему привели красивую девушку, он не поверил и подумал, что над ним насмехаются. Лидия жестами повторила все эпизоды воздушного боя, и немецкий капитан понял, что это именно она сбила его истребитель. Кавалер высшей награды Германии, барон преклонил колено перед светловолосой девушкой в летном комбинезоне, протянув ей в знак уважения дорогие наручные часы.

В дальнейшем при возвращении после удачно проведенного боя Лидия обязательно выполняла над аэродромом каскад фигур сложного пилотажа, воспроизводя на глазах у однополчан картину воздушного поединка. Правда, первое время ей поделом доставалось от командира полка Н.Баранова. Но вскоре ей стали это снисходительно прощать и иначе, как «небесной Дианой», не называли. После каждого боевого задания ее сослуживцы, глядя на то, как она подлетает к аэродрому, уже могли с уверенностью сказать, как прошел вылет. Если самолет Литвяк выделывал при подлете «бочки» и «иммельманы» — значит, все было в порядке. Но если Лида заходила на посадку сразу, без предварительной демонстрации мастерства, — все становилось ясно без слов. Свободные в этот момент от службы бежали к месту приземления, чтобы помочь своему хрупкому синеглазому кумиру.

Ее успехи в пилотировании были очевидны, но асом молодую летчицу признали только после одного сложнейшего боя. В самом начале Лидия вместе с небольшой группой истребителей атаковала 12 «юнкерсов». Вскоре она сбила один из вражеских бомбардировщиков, но при этом ее ранили в ногу. Сразу оглянулась и обнаружила — немцы заходят в хвост. Тут же бросила свою машину в вираж, но было уже поздно. Пулеметная очередь прошила плоскость, а осколком разорвавшегося снаряда из автоматической пушки летчицу ранило вторично. На развороте успела увидеть новую пару «мессершмиттов». Они атаковали. К ним присоединилась и два других немецких истребителя. Тогда Лидия бросилась в контратаку… Летчики люфтваффе ожидали от советского самолета поспешного выхода из боя и готовились его догнать и уничтожить, а тут — он сам пошел в атаку! Как правило, немцы старались уклониться от столкновения машин в воздухе. Более того, Геринг разослал циркуляр, предписывавший не приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров во избежание лобовых атак, ударов винта или крыла со стороны противника... От неожиданности «мессеры» веером разлетелись в разные стороны. Но Литвяк уже выбрала конкретную цель. Точно нажала на гашетку. Короткая очередь из пушки «яка» разорвала фюзеляж «мессершмитта» на части.

Несмотря на победу в воздушном бою, на этот раз Лида необычно тихо приземлилась на аэродроме. Успев доложить, что задание выполнено, летчица потеряла сознание. Смелая, упорная Лидия Литвяк в качестве ведомого была надежной опорой своего командира в воздушных поединках с противником, прикрывая его атаки и неотступно следуя за ведущим. Но, как показали события, Лида сама была способна принимать верные решения и выходить из боя с победой.

Генеральный конструктор С.Яковлев как-то писал, что не каждый летчик, хорошо овладевший своей машиной, может быть асом, так как черты аса нельзя приобрести ни в какой летной школе, ни в какой академии — они приобретаются в бою, асы не ждут противника, они его находят и уничтожают. Эти слова в полной мере относятся к летчику-истребителю Лидии Литвяк.

5 мая 1943 года после госпиталя Лида вернулась в свою воинскую часть и в первом полете сбила «фокке-вульф», а двумя днями позже одержала следующую победу. Ее самолет с белой лилией и постоянно растущим числом нарисованных на фюзеляже звездочек, означавших сбитые фашистские машины, уже знала вся 8-я воздушная армия.

На фронте небесная Диана влюбилась в командира эскадрильи, Героя Советского Союза Алексея Соломатина. Но недолго длилось их счастье. В одном из воздушных схваток капитан был тяжело ранен, сумел дотянуть свою машину до аэродрома, но на подлете к месту посадки его истребитель неожиданно взорвался. Все это произошло на глазах у невесты. Лида словно надломилась. Лишь спустя какое-то время с трудом смогла взять себя в руки. Надо было жить, сражаться с врагом и мстить. За поруганную Родину, погубленную любовь.

15 июня 1943 года летчица сбила «юнкерс» и «фоккер», но во время воздушного боя вновь была ранена. На этот раз она не согласилась, чтобы ее отправили в госпиталь, и продолжала совершать боевые вылеты. Однажды Лидия сбила немецкий аэростат, с которого велась корректировка артиллерийского огня. Все попытки до нее выполнить эту задачу заканчивались неудачно. Немцы вовремя замечали на подлете наши истребители, быстро и умело спускали аэростат на землю. Лиде помогла смекалка. На бреющем полете со стороны противника незаметно подлетела вплотную к аэростату и в упор расстреляла его.

1 августа 1943 года гвардии лейтенант Лидия Литвяк не вернулась из последнего 168-го боевого вылета. Несколькими днями раньше в разговоре со своей подругой — летным техником И.Паспортниковой, она сказала, что боится только одного: пропасть без вести. (В 1937 году такая судьба постигла ее отца, который был объявлен «врагом народа».) Боевую награду — орден Отечественной войны 1-й степени получила за дочь мама Лиды Анна Васильевна. Еще раньше за мужество и отвагу Лидия была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.

Шли годы, десятилетия. Родные, боевые друзья Лиды и в первую очередь И.Паспортникова вместе с мужем постоянно искали место гибели бесстрашной летчицы, но тщетно… «К поиску, — пишет полковник М.Попович, кандидат технических наук, военный летчик-испытатель, — подключились ребята из Красного Луча. Инициатором этой работы была В.Ващенко, их учительница».

23 июля 1969 года во время похода по местам боев авиаполка 8-й воздушной армии у села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области следопыты узнали от старожила Ф.Михайлова о том, что в конце июля 1969 года близ хутора Кожевня (3 км от села) местные мальчишки обнаружили останки погибшего летчика.

С помощью Ф.Михайлова удалось разыскать этих ребят — теперь уже взрослых людей. Ими оказались два брата — Федор и Николай Сачки, а также Сергей Сапицкий. Они подтвердили, что действительно в то время на окраине хутора, у лесополосы, раскапывая нору, чтобы достать из нее ужа, наткнулись на останки человека, собрали их и показали взрослым, а те сообщили в сельсовет и военкомат.

Череп обнаруженного летчика покоился в летном шлемофоне, в лобной части имелось небольшое круглое отверстие. Кроме кобуры на ремне и обгоревшего планшета, при летчике ничего не было. Одежда и обувь истлели, остались лишь отдельные их фрагменты.

26 июля 1969 года в селе Дмитриевка намечалось перезахоронение еще 12 воинов, останки которых вымыли из земли ливни. Решили одновременно похоронить и прах летчика. Для консультации пригласили местных врачей. В результате осмотра было установлено, что кости таза — женские. Кроме того, обнаружили бюстгальтер из парашютного шелка. Сомнений не оставалось, погибший летчик — женщина. Останки захоронили в братской могиле №19 в центре села Дмитриевка.

Следопыты разыскали членов комиссии по захоронению останков погибших воинов, которые подписали акт от 26 июля 1969 года. И.Паспортникова, техник самолета Лидии Литвяк от бывшего председателя сельсовета Г.Чепурного узнала, что 26 июля 1969 года в братской могиле №19 была похоронена неизвестная летчица.

Ребята разыскали старожилов хутора Кожевня, которые после освобождения его от фашистов первыми возвратились домой из Ростовской области, куда были эвакуированы. Те рассказали, что 3 августа 1943 года они обнаружили в балке полусгоревший советский самолет. Рядом лежали парашют и гильзы. Летчика не было. Его, видимо, похоронили наступавшие на село Мариновку наши воины. Возможно, они и забрали документы и оружие. Мариновка же, как и Кожевня, несколько раз переходила из рук в руки. Поэтому, вполне вероятно, что те воины могли сами погибнуть. Люди, видевшие остатки самолета, на фотографии указали на Як-1.

1 августа 1943 года Лида сражалась в районе села Мариновка. Бой был неравный. Когда ее самолет подбили, она направила его в облака. Герой Советского Союза И.Борисенко последовал за ней, чтобы прикрыть отход. Пройдя облачность, Борисенко машину Литвяк не увидел. Совсем чуть-чуть не хватило летчице дотянуть до своих.

После того как юные следопыты сообщили о своей находке в совет ветеранов 8-й воздушной армии, было установлено, что летом 1943 года в воздушных боях над Донбассом участвовали девушки-летчицы 73-го гвардейского авиаполка Катя Буданова, Маша Кузнецова и Лида Литвяк. Буданова погибла в июне 1943 года. Ее похоронили в селе Ново-Красновка Луганской области. Кузнецова была жива и служила в другом полку. Значит, останки, обнаруженные следопытами, могли принадлежать только Лидии Литвяк.

Средства на памятник отважной летчице собрали учителя и учащиеся местной школы. Зодчие Н.Щербаков и Б.Челобитько запечатлели Лидию Литвяк в кабине горящего истребителя в последние мгновения боя. На одной стороне гранитной стелы — белая лилия — символ летчицы, а на другой — 12 звездочек — количество одержанных в воздухе побед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно