ОН ТВЕРДО ВЕРИЛ В УКРАИНУ

Поделиться
В этом году исполнилось 150 лет с начала деятельности в Киеве тайной организации, получившей название Кирилло-Мефодиевского общества...

В этом году исполнилось 150 лет с начала деятельности в Киеве тайной организации, получившей название Кирилло-Мефодиевского общества. Это был период пробуждения народов России. Деятели общества выступали борцами за развитие и утверждение национального языка и культуры украинского народа, горячо переживали за его судьбу, верили в его лучшее будущее и всячески содействовали его приближению. Основателями общества стали: чиновник Н. Гулак, адъюнкт-профессор Киевского университета святого Владимира Н. Костомаров и его студент М. Белозерский. К обществу также присоединились: поэт Т. Шевченко, учителя П. Кулиш, Д. Пильчиков, студенты университета А. Навроцкий, А. Маркович, И. Посяда, Г. Андрузский, А. Тулуб, помещик А. Савич. Около 100 человек поддерживали связи и дружеские взаимоотношения с членами Кирилло-Мефодиевского общества. Несмотря на то, что общество просуществовало всего лишь 15 месяцев, оно внесло заметный вклад в дело активизации освободительного движения в Украине. Либеральное крыло в Кирилло-Мефодиевском обществе возглавлял один из его основателей, адъюнкт-профессор Киевского университета Николай Иванович Костомаров, отдававший работе в этой организации все свои силы, всю энергию, весь свой исключительный талант руководителя и наставника. В написанном им программном документе общества «Законе Божием» он сочетал идеи демократической федерации славянских народов (где «начальники и правители обязаны подчиняться закону и народному собранию») с идеализацией украинского казачества как свободного крестьянского братства. Он твердо верил в то, что настанет время и «восстанет Украина из своей могилы», а вслед за ней вся «славянщина, и не останется ни царя... ни пана... ни холопа...». Следует заметить, что организация и становление Кирилло-Мефодиевского общества - это всего лишь скромная часть того, что сделал за всю свою жизнь Костомаров. Он прославил Украину своими блестящими историческими трудами, показав себя одновременно талантливым фольклористом, этнографом, а также способным поэтом и прозаиком. Именно Костомаров стал первым критиком в украинской литературе. О жизни и трудах Николая Ивановича Костомарова и пойдет речь.

Николай Иванович Костомаров родился 4 (17) мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Слободско-Украинской губернии в семье великорусского потомственного дворянина Ивана Петровича Костомарова. Его мать - малороссиянка Татьяна Петровна Мельникова была крепостной отца. Женился отец на ней спустя три месяца после рождения сына. И хотя после женитьбы Татьяна Петровна освободилась от крепостной зависимости, сын, считавшийся незаконнорожденным, по тогдашнему положению все еще оставался крепостным.

Прошедший с Суворовым пол-Европы и не получивший в свое время должного образования, отец Николая Костомарова постоянно стремился повысить его уровень. Читал он, что называется, запоем. Особенно увлекался книгами знаменитых французских энциклопедистов XVIII века. Из русских же поэтов отдавал предпочтение В. А. Жуковскому и А. С. Пушкину, с творчеством которых знакомился с детства и Костомаров-младший, чему немало способствовал отец. Взгляды своего батюшки Костомаров, уже позднее, так охарактеризовал в своей «Автобиографии»: «В политических и социальных понятиях моего покойного родителя господствовала какая-то смесь либерализма и демократизма с прадедовским барством».

В 1827 году, десяти лет от роду, Николай Костомаров был принят в московский частный пансион. В июле 1828 года в семье Костомаровых случилась трагедия: вечером в лесу, в трех верстах от имения, был зверски убит своими крепостными отец Николая Иван Петрович. После смерти отца учение Николаю пришлось на время прервать. Как раз тогда же на имение И. П. Костомарова предъявили свои претензии его двоюродные братья. Ради того, чтобы они дали вольную Николаю, Татьяна Петровна вынуждена была пойти на не совсем выгодный для нее компромисс.

Вскоре мать определила Николая в частный воронежский пансион, где он проучился два с половиною года. Затем, уговорив мать дать ему возможность учиться в местной гимназии, он поступил туда в 1831 году. По окончании ее в 1833 году, он, единственный из выпускников, поступил в Харьковский университет на историко-филологический факультет. По собственному признанию Костомарова, первые два года учебы в университете мало что дали ему, так как преподавательский состав этого высшего учебного заведения оставлял желать лучшего. Но вот в 1835 году в университете произошло пополнение: на кафедры прибыли из-за границы хорошо подготовленные, опытные отечественные профессора. Кафедру всеобщей истории на факультете, где учился Николай Костомаров, занял талантливый профессор М. М. Лунин. Его лекции оказали на студента громадное влияние и произвели в его жизни решительный поворот: он полюбил историю более всего и с тех пор с жаром предался чтению исторических книг. В январе 1837 года, сдав экзамен на степень кандидата, Костомаров уехал в деревню и, некоторое время спустя, определился на службу юнкером в Кинбурнский драгунский полк, стоявший в то время в уездном городе Острогожске. Военная служба у него явно не сложилась: не прошло и месяца как она ему и вовсе опостылела. Каким-то образом узнав, что в городе есть богатый старинный архив, он стал посещать его да так при этом увлекся разборкой исторических бумаг, что стал поздно являться в казарму, чем, естественно навлек на себя гнев командира полка. Юнкеру Костомарову было предложено уволиться со службы, что он с удовольствием и сделал. Только теперь перед ним открылось великое поле деятельности: он целое лето вел поиск материалов по истории Острогожского слободского полка и, в конце концов, им была написана история этого полка, к которой он приложил найденные в архиве документы. Труд этот лежал уже подготовленный к печати, но так и не увидел света, потому что был отобран при аресте Костомарова в 1847 году и с тех пор следы его окончательно потерялись.

Той же осенью Костомаров, почувствовав, что в его образовании многое упущено, вновь стал с каким-то особенным вниманием слушать лекции своего любимого профессора М. М. Лунина. Частое слушание интересных лекций, штудирование разнообразной исторической литературы навело его на один, довольно принципиальный вопрос: почему, дескать, вся наша история - это сплошные цари да государственные деятели и иже с ними?! Ведь есть еще и народ, который в немалой степени делает эту самую историю и поэтому имеет полное на то право, чтобы обратить на себя внимание историков? С чего же начать изучение народа? Да конечно же с изучения его творчества. Но так как он, Костомаров, живет не в России, а в Малороссии, то и начинать ему следует с изучения малорусской «ветви». И Костомаров, движимый этой идеей, где-то добыл малорусские песни Максимовича 1827 года и принялся их читать. Эти песни до того охватили его воображение, что в какой-нибудь месяц он уже знал наизусть весь сборник Максимовича.

В Харьковском университете значительное влияние на формирование взглядов Костомарова оказал И. И. Срезневский, развивавший идеи федерации славянских народов, и профессор всеобщей истории, уже известный читателю М. М. Лунин. В этот же период Костомаров сблизился с кружком малороссийской молодежи, познакомился с А. Л. Метлинским и Г. Ф. Квиткой. Он достаточно много времени уделял собранию украинского фольклора - им было записано более 500 народных песен. Костомаров с не меньшим увлечением изучал сборники дум, с увлечением читал повести Н. В. Гоголя и, думается, под их впечатлением сам взялся за перо. Свое первое драматическое произведение «Сава Чалий» он написал на украинском языке. Все лето 1840 года Костомаров провел в Харькове, где занимался историей с целью держать экзамен на степень магистра. В это время печатался сборник его украинских стихотворений. После успешной сдачи экзаменов Костомаров стал работать над диссертацией «О причинах и характере Унии в Западной России». Весной 1841 года диссертация была подана на факультет. Защита ее началась на будущий год, но по велению министра народного просвещения С. Уварова она была уничтожена, а Костомарову было «дозволено писать новую диссертацию». Новая его диссертация «Об историческом значении русской народной поэзии» была подана на факультет весною 1843 года и лишь 13 января 1843 года состоялась ее защита. За эту диссертацию Николаю Ивановичу Костомарову присвоили ученую степень магистра исторических наук. Пресса, что называется, в штыки встретила известие о защите этой диссертации: ей явно не по нутру пришлась мысль Костомарова о том, что народная поэзия имеет свое историческое значение. После защиты диссертации Костомаров еще в течение нескольких месяцев занимался обработкой материалов по истории Богдана Хмельницкого. Желая своими глазами увидеть места сражений войска славного гетмана Украины, он подает прошение о своем переводе в Киевский учебный округ с тем, чтобы на первых порах поучительствовать в Ровно. Некоторое время спустя прибыло извещение о переводе Костомарова с предписанием явиться в Киев.

8 октября 1844 года Костомаров впервые в жизни приехал в Киев. Здесь ему действительно повезло. Он познакомился с замечательным украинским поэтом, собирателем фольклора. Пантелеймоном Кулишом. Кулиш и стал его добровольным гидом в экскурсиях по историческим местам древнего города.

Неописуемой радостью для Костомарова явилось его непосредственное знакомство с Михаилом Александровичем Максимовичем, чьи сборники песен он читал ранее с великим наслаждением. Через десять дней Костомаров выезжает на новое место работы - учителем истории в городе Ровно. В праздники, когда учеников гимназии отпускают на вакации, учитель истории Костомаров посещает исторические места Ровенщины. Побывал Костомаров и в Пересопнице, и в Кременце, и в Почаеве, и в Вишневце. С замиранием сердца осматривал он в Берестечке поле битвы войска Богдана Хмельницкого с воинством крымского хана. На Ровенщине Костомаровым и его помощниками-учениками, по его же просьбе, было собрано много фольклорных материалов.

В мае 1845 года Костомаров получил из Киева депешу - он назначен учителем истории в Первую киевскую гимназию. Вслед за этой депешей пришла и другая: его приглашают читать историю в образцовый пансион. В августе того же года Николай Иванович в основном ведет уроки истории в Первой Киевской гимназии и попутно, в малой мере, преподает тот же предмет и в Образцовом пансионе мадам де Мельян. Здесь его внимание привлекла одна из учениц выпускного класса Алина Крагельская. В этой девушке Костомарова заинтересовала не ее внешность. Он слышал о ней как о гордости всего пансиона и хотел, общаясь с нею, постичь загадку феномена этой юной особы - не только отличной ученицы, но и высокоталантливой пианистки.

Февраль 1846 года. Костомаров, продав имение матери, перевозит ее в Киев, где они поселяются на Крещатике. По чьей-то рекомендации он знакомится с Тарасом Шевченко, проживавшим недалеко от дома Костомаровых. С первой же встречи Костомаров и Шевченко стали добрыми друзьями. Поэт в тот же день давал читать Костомарову рукописи еще не опубликованных своих произведений.

По приглашению совета университета св. Владимира Костомаров прочел пробную лекцию по русской истории, после чего в результате баллотировки ему сообщили, что он принят единогласно.

Как-то в середине июня 1846 года, совершенно неожиданно, в Одесском оперном театре встретились дочь и мать Крагельские с Николаем Ивановичем Костомаровым. Оказывается они уже с месяц отдыхают в Одессе, а Костомаров, пользуясь летними вакациями, только недавно приехал сюда на морские купания. Встреча со своей бывшей ученицей, которая первая окликнула Костомарова, была приятной для него. Алина Крагельская много шутила, смеялась и, конечно же, не забыла представить своего экс-учителя истории строгой мамаше, которая пригласила Николая Ивановича посетить их дом здесь, в Одессе, а впоследствии быть их гостем и в Киеве. Шло время. Молодые люди стали все больше познавать друг друга. Незаметно их романтическая дружба переросла в любовь. Они признались друг другу в этом святом человеческом чувстве, и тогда Костомаров попросил у пани Крагельской руки ее дочери Алины. Скрепя сердце она согласилась на брак своей дочери с «демократом» Костомаровым. Обручение их было назначено на середину февраля следующего года, а свадьба - на конец марта.

Наступил новый 1847 год. Костомаров, как всегда, ходил на лекции в университет. Находил также время и для того, чтобы вплотную заниматься делами Кирилло-Мефодиевского общества.

Как-то на квартире Николая Гулака собрались: сам хозяин, старинный друг Костомарова по Харьковскому университету Савич да еще Тарас Шевченко. Разговоры у них велись о будущей федерации славян. Они и думать не думали, что их беседу слушает через стенку студент университета А. Петров, поспешивший доложить обо всем кому следует.

Костомаров готовится к семейной жизни: присматривает для себя и невесты домик на Большой Владимирской, поближе к университету, выписывает для Алины рояль из самой Вены. 13 февраля 1847 года произошло их обручение. Свадьба должна была состояться 30 марта. Но она не состоялась. По доносу А. Петрова Костомаров был арестован, допрошен и отправлен под охраной жандармов в Подольскую часть. Затем, спустя два дня, его привезли для прощания на квартиру его матери, где его ждала вся в слезах невеста Алина Крагельская. В тот же день Костомаров был увезен в Петербург. В Петербурге его доставили в недоброй памяти 111-е отделение корпуса жандармов, где им сразу же «занялся» сам генерал Дубельт. Дубельт знал свое: он вел допрос за допросом, стараясь измотать своего «подопечного», но Костомаров стоял на своем - он брал всю вину на себя. Только позже он узнал, что на последнем допросе Николай Гулак тоже взял на себя всю вину. Вот тогда Дубельт и доложил в «верха», что главный виновник Николай Гулак, а Костомаров тоже виновен, но не в такой мере... В результате без всякого суда, по воле Самого Николая I, Н. Гулак был приговорен к тяжелому заключению в Шлиссельбургской крепости на три с половиною года, а Николай Костомаров - к заключению в Петропавловскую крепость на один год, а затем в административную ссылку в Саратовскую губернию под особый строжайший надзор.

После смерти Николая I пришло «помилование»: «Костомарову дозволено было стать безнадзорным ссыльным. Это произошло в 1856 году. И вот тогда Костомаров получил возможность опубликовать свои работы «Богдан Хмельницкий», «Очерки торговли московского государства в XVI-XVII столетиях», «Бунт Стеньки Разина».

В апреле 1859 года Костомаров был избран экстраординарным профессором русской истории Петербургского университета. В Петербурге у него сложился кружок - Т. Г. Шевченко, В. М. и Н. А. Белозерские, А. А. Котляревский, С. В. Максимов и др. Большую, щемящую сердце печаль вызвала у Костомарова смерть Тараса Шевченко в марте 1861 года, которую тогда глубоко переживала и русская, и украинская прогрессивная общественность. Костомаров дал высочайшую оценку творчеству Кобзаря, как борца за дело народа, гениального выразителя народных дум.

1862 год был для Костомарова очень печальным. Против него начались всевозможные козни, и он, не имея сил и нервов бороться с ними, вынужден был подать прошение об уходе из Петербургского университета.

Костомаров был первым украинским критиком. В своих статьях в сборнике «Молодик», в журнале «Основа» и позднее в статье «Украинофильство» он отстаивал право на самостоятельное бытие украинского языка и литературы. При этом его всегда возмущала нелепость возводимых на него обвинений в политическом сепаратизме: «Судьба связала малорусский народ с великорусским неразрывными узами... Между этими народами лежит кровная, глубокая, неразрывная связь, которая никогда не допустит их до нарушения политического и общественного единства».

Оставление университета не обезоружило подлинного ученого, каким был Костомаров. Он, как член Археографической комиссии и Русского географического общества, редактирует «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России», «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край», продолжает заниматься историей России, Украины и Польши. Работа его «Последние годы Речи Посполитой» была удостоена премии Академии наук. Позднее он был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1873 году, после путешествия по Запорожью, Костомаров посетил Киев. Здесь он случайно узнал, что в Киеве находится на лечении его бывшая невеста Алина Крагельская, ныне носящая фамилию покойного мужа - Кисель. Она живет в городе с тремя детьми. Эта весть глубоко взволновала 56-летнего и так уже измотанного жизнью Костомарова. Он буквально загорелся желанием увидеться с Алиной. Получив ее адрес, тотчас написал ей коротенькое письмо с просьбой о встрече. Ответ был положительным. Встреча оказалась и до слез волнующей, и до боли печальной. Перед ним сидела в кресле немолодая уже, больная женщина. Здесь были и слезы и какая-то неподвластная времени душевность, и горькое сожаление о том, что жизнь их фактически уже прошла. Весь вечер Костомаров провел в этом сердечном, гостеприимном доме. Когда уезжал в Петербург, то взял с собою старшую дочь Алины - Софью - с тем, чтобы устроить ее в Смольный институт.

В 1874 году Костомаров дважды приезжал на Украину и дважды находился на отдыхе в имении Алины Леонтьевны - Дедовцах на Полтавщине, где наслаждался волшебством украинской природы.

Костомаров продолжал работать над своим крупнейшим трудом - «Русской историей в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Но тяжелая болезнь валит его с ног. Она принимает столь угрожающие размеры, что группа опытных врачей изо всех сил старается вырвать его из когтей смерти. Оповещенная телеграммой Алина Леонтьевна быстро собирается и едет в Петербург. Она приложила все силы, чтобы выходить «своего Николая». И выходила!

9 мая 1875 года Алина Леонтьевна Кисель обвенчалась наконец с Николаем Ивановичем Костомаровым. Это произошло в тех же маленьких Дедовцах, в бедной сельской церквушке. Но и там скромное венчание было для них обоих счастьем, хотя и поздним. А жизнь продолжалась и шла она не в лучшую сторону. Зрение у Костомарова сдавало и сдавало. И тут, несмотря на свою немалую хворь, на больные ноги, Алина Леонтьевна Костомарова, как верная подруга, в светлые петербургские дни совершала со своим супругом большие переходы, то в библиотеку, то в архив, где активно помогала ему в работе, от которой он не хотел отказываться. Когда же наступали темные пасмурные дни, они вдвоем коротали долгие вечера, и она читала ему все, что только было для него необходимо. Это продолжалось до тех пор, пока не наступило резкое ухудшение здоровья.

7 апреля 1885 года он умер. Похороны его состоялись в этот же день. Как свидетельствовал один из очевидцев, «погребальная процессия со множеством венков, крестов, хоругвей от разных корпораций тянулась не менее как на версту». Похоронили Костомарова на Волковом кладбище у известных «Литераторских мостков».

Чтобы уяснить, какой же была отдача Костомарова как ученого, достаточно привести всего один пример: за период с 1866 по 1885 год он опубликовал только в одном «Вестнике Европы» 36 своих произведений.

Наверное, лучшей характеристики, чем дал Костомарову историк литературы Александр Николаевич Пыпин и не было:

«В Костомарове русская литература потеряла многое: прежде всего - талантливого историка, с такой особенностью дарования, которая до него не была никем представлена в нашей литературе и теперь не представлена никем другим. Он был живой связью нашей литературы с местной украинской и был убежденным и компетентным защитником последней от окружающей ее вражды и непримиримости. Она потеряла писателя с большим этнографическим личным опытом, который, к сожалению, так редок среди кабинетных ученых, далее - оригинального поэта на малорусском языке и исторического беллетриста. Любовь к малорусской народности исходила не из одного только случайного обстоятельства, что подле него жили люди молоруссы, а оттого, что эта народность была в самой его крови, что он вырастал в ее среде под ее влиянием, во всем его характере малорусского было именно гораздо больше, чем великорусского. Его любовь к малорусской народности, языку, поэзии, объясняется органически - это было для него родное, наследственное. Малорусская история и этнография до конца остались его ближайшим и глубоким интересом».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме