Обряды рождения времени

Поделиться
Процесс выдвижения кандидатов в президенты, по крайней мере на примере последних съездов Партии р...

Процесс выдвижения кандидатов в президенты, по крайней мере на примере последних съездов Партии регионов и партии «Батьківщина», показал, что адаптация заимствованных социальных институтов, одним из которых являются демократические и всенародные выборы президента страны, завершилась по четким мифологическим правилам, ярко продемонстрировав, как мифологическое, пытаясь перенять рациональное, изменяет его до неузнаваемости или полностью хоронит под своей мистической плотью.

Для обоих случаев выдвижения кандидатов была характерна изощренная обрядовость, ничего общего не имеющая с регламентами вышеупомянутых партий и с реальным процессом, отработанным на протяжении веков западными политическими системами. Акцент делался на зрелищности. Просто в одном выдвижении зрелищность была связана с народным празднеством, карнавалом, представляющим собой один из видов обряда перехода. А во втором — как бы виртуализировалась и покрывалась глянцем тайны и особой избранности ее участников, хотя и ее можно было наблюдать, однако не непосредственно, а через экран монитора.

В основе сценария обоих процессов выдвижения лежит архетипическая, основанная на работе подсознания модель поведения, которая в шаманских практиках и архаических представлениях носит название «поиск силы». Кто читал произведения Карлоса Кастанеды, тот, наверняка, помнит, что дон Хуан в качестве места, где можно было бы передать особые знания шамана-воина Кастанеде или где могли бы реализоваться особые мистические видения, посредством которых можно было бы найти нагваля — мистического духа-помощника, всегда искал особую территорию, иногда представляющую собой просто небольшой клочок земли (или камень), которую он называл «местом силы».

Для «Батьківщини» «местом силы» стал Майдан Незалежности. В коллективных представлениях украинцев после оранжевой революции Майдан —место, через которое проходит вертикальная Ось Вселенной, или Мировая Ось, связывающая миры (горний и нижний) и времена (будущее и прошедшее). Данные представления можно было наблюдать непосредственно во время оранжевой революции: наиболее экзальтированные или мистически настроенные ее участники утверждали, что над Майданом открылся своеобразный канал, через который можно общаться с Богом, отверзлась сфера положительной, даже духовной энергии. Такие ощущения были подогреты в том числе и одним из образов украинского мироощущения, то есть ощущением рождения чего-то нового на центральной площади, где собираются люди всем миром, всей громадой. «На майдані біля церкви революція іде. — Хай чабан, — усі гукнули, — за отамана буде» (П.Тычина).

В случае выдвижения кандидата в президенты энергия «места силы» была удвоена народным празднеством с фольклорным антуражем, проявляющимся не только в особом настроении, но и в стиле одежды Юлии Тимошенко. Сила умножалась благодаря процессу карнавализации. Карнавал в коллективных представлениях любого народа в любой исторический период — торжественное и праздничное действо, во время которого различные времена (прошлое, настоящее и будущее) как бы переплетаются между собой, смешиваются и создают своеобразный хаос, вследствие чего родится нечто новое. Исходя из семантики последнего «карнавала» на Майдане, родился новый, демократический президент. Будущее, внедрившись в настоящее, «показало» будущего президента в виде Юлии Тимошенко. И, естественно, оно же «проявило» себя якобы в виде той атмосферы взаимоотношений, которые после избрания президента вступят в силу между представителями власти и народом — то есть братание и полная идиллия.

Все основные детали действа древнего празднества, обеспечивающего своевременный уход в прошлое чего-то или кого-то старого и рождение чего-то или кого-то нового, были воспроизведены на Майдане.

На карнавале символическое изображение переплетения, смешивания, диффузии миров и времен происходит за счет изменения (только на время карнавала) социального статуса или семейного положения участника карнавала. Отсюда сексуальные вольности или другое, непозволительное для обыденной жизни поведение, характерное почти для всех карнавальных действ, где бы они ни проходили — в Бразилии, Украине или в Венеции. В данном случае непозволительное поведение в обыденной жизни — это панибратское обращение простого человека с власть имущим, что мы и наблюдали на Майдане. На классическом западноевропейском карнавале король облачался в костюм шута или раба, а шут или раб, облачившись в костюм короля, точно так же на время становился королем.

Члены партии «Батьківщина», стоя среди простых людей на Майдане, как бы производили символическую диффузию своей партии в недра простого народа. И, на время обряда перехода, сами как бы становились представителями простого народа, без денег и власти. Обряд совершался под открытым небом, как и должно быть в случаях, связанных с народными верованиями и представлениями.

У Партии регионов все тоже подчинялось архетипической модели поиска «места силы», с тем лишь отличием от аналогичного обряда, совершенного партией «Батьківщина», что «место силы» исторически не было обозначено и обусловлено. В архаических верованиях некоторых народов «место силы» возникает там, где избранные, совершая тайный или полутайный обряд, своим радением открывают канал, соединяющий миры и времена. Мировая Ось в них не имеет стабильного местонахождения и каждый раз возникает благодаря священной церемонии избранных. Присутствие представителей духовенства возле Януковича еще более усиливало сходство.

Место выдвижения кандидата в президенты Партия регионов, в отличие от «Батьківщини», выбрала не под открытым небом, а в помещении международного выставочного центра. Церемонию проводили стоя. Ни одного стульчика не было в то время в зале, что тоже сильно напоминало обряд в православном храме. Съезд Партии регионов не был открытым — журналистов на него не пустили, последние могли наблюдать за событием с экрана монитора, расположенного в соседнем помещении. Однако съезд транслировался не полностью, а избирательно: у простых людей не было возможности самим выбирать угол зрения, а тем более наблюдать ход съезда изнутри. Мистерия протекала отдельно от народа, так же, как отдельно от наблюдающих за впавшим в транс шаманом происходит путешествие его души вдоль Мировой Оси по трем мирам в поисках силы. Происходило нечто, что сильно напоминало обряд общения с потусторонними силами и с мифологическими героями у некоторых племен центральной и северной Австралии. Священный обряд общения с прошлым или будущим либо же с мифологическими героями аборигены-мужчины проводят отдельно от женщин и детей, а звук вращающейся гуделки выдают за голос того или иного мифологического предка, на короткое время обряда внедрившегося в действительность. Именно так аборигены объясняют женщинам странный жужжащий звук, доносящийся с места проведения священной церемонии в зарослях, и женщины твердо верят, что имели возможность услышать голос мифологического существа.

Как и на съезде партии «Батьківщина», на съезде Партии регионов будущее тоже внедрилось в настоящее и было явлено глазам избранных и с их позволения глазам всего остального населения нашей страны в виде избранного в будущем президента Украины. Вот в чем состоял смысл таинства, ибо, согласно коллективным представлениям членов ПР и ее симпатиков, видеть будущее способны только избранные, которые потом передают свои «видения» простому народу. Именно в этом кроется объяснение странной для современного человека согласованности у симпатизирующих ПР начальников и подчиненных.

«Батьківщина» выбрала место соединения миров, где благодаря церемонии перехода происходит исторически, ментально и культурно обусловленное рождение нового (года, времени, события или государственной должности), Партия регионов выбрала закрытое, как внутренность храма или пещеры, помещение, где обычно происходят выставки народного хозяйства, да и вообще продукции современного производства. Чувство, мироощущение, которое толкнуло проводить выдвижение кандидата в президенты именно в таком месте и именно таким образом, напоминает чувства и мироощущение тех, кто проводил религиозные церемонии по умножению плодородия 15—20 тысяч лет назад в пещере Альтамира, на стенах которой нарисованы бизоны, мамонты и олени —продукты деятельности первобытного способа производства. В случае с ПР продукты деятельности современного хозяйства как бы незримо присутствовали в выставочном зале, да к тому же, поскольку происходила связь времен вдоль Мировой Оси, ощущались как присутствующие в прошлом и изготовленные в будущем.

Картины мира неосознанной религиозности, послужившие реальному осуществлению двух церемоний на Майдане и в международном выставочном зале, говорят о том, что, во-первых, сознание критической массы жителей Украины, как и народных избранников, глубоко мифологично. А во-вторых, пребывает во власти одной из двух мифологических систем, одна из которых вырастает непосредственно из народной украинской обрядности и имеет глубокие национальные корни; а другая — из обрядности, присущей советскому периоду, не связанной с народной, родовой демократией и уходящей своими корнями в семантику проведения съездов КПСС как особого религиозного ордена. Именно поэтому коммунистам регионалы всегда будут ближе, чем оранжевые. Хотя и те, и другие, по словам тех же коммунистов, — олигархи и капиталисты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме