Об идеологии и политике Украинского института национальной памяти

26 октября, 2007, 12:51 Распечатать Выпуск №40, 26 октября-2 ноября

Идея создания Украинского института национальной памяти (УИНП) принадлежит президенту Украины Виктору Ющенко...

Идея создания Украинского института национальной памяти (УИНП) принадлежит президенту Украины Виктору Ющенко. По его поручению в мае 2006 года появилось официальное постановление Кабинета министров Украины №764, подписанное премьер-министром Юрием Ехануровым, «О создании Украинского института национальной памяти» как центрального органа исполнительной власти в сфере восстановления и сохранения национальной памяти Украины. Институт является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом.

Тем не менее только спустя семь месяцев институт получил небольшое помещение в доме по ул. Липской, 16. Ремонт в восьми комнатах мы произвели за спонсорские средства, а также благодаря помощи Службы безопасности Украины и Государственного управления делами.

В правительстве Виктора Януковича нам выделили средства на содержание штата только из 25—30 человек. Учитывая то, что УИНП должен иметь определенный минимальный штат административного управления, фактических исполнителей задач института чрезвычайно мало.

Главным распорядителем средств УИНП почему-то назначен Госкомархив Украины, которым сейчас руководит представительница КПУ Ольга Гинзбург. Нашим непосредственным руководителем является вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник. О своем верховенстве над институтом заявляет и О.Гинзбург.

Во исполнение распоряжения президента Виктора Ющенко мы подали законопроект, и благодаря его личной инициативе Верховная Рада приняла Закон «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине». Мы разработали и подали в Кабмин концепцию Общегосударственной программы о Голодоморе 1932—1933 гг. и прошли все стадии формальных рецензий и согласований. Но рассмотрение документов в Кабинете министров задерживается. Несмотря на затягивание, мы заканчиваем работу над выставкой «Голодомор 1932—1933 годов в Украине», которая объединяет материалы выставок СБУ, Фонда «Украина 3000» и других собраний. На основании постановления Кабмина от 13 июня 2007 года №820 Национальный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы» подчинен УИНП.

Во исполнение распоряжения президента и Кабинета министров, уладив все формальности, мы подали на утверждение в Кабмин концепцию закона Украины об украинском освободительном движении 20—50-х годов ХХ века. Согласно этой концепции, участниками освободительного движения за независимость Украины являются: участники освободительной борьбы на Левобережной и Правобережной Украине в 1918—1923 годах (армия УНР, антибольшевистские повстанческие и партизанские организации), участники освободительной борьбы 1928—1932 гг., участники Карпатской Сечи 1938-1939 гг., борьбы ОУН и УПА 1941—1955 годов. Вся Украина от востока до запада боролась за свою независимость.

Для чего, собственно, создавался УИНП? Основная его задача — развертывание мероприятий, направленных на консолидацию и возрастание творящего государство патриотизма народа Украины.

Украинская политическая нация — граждане Украины разного этнического происхождения — должна осознать себя как нация государственная. Воскрешение памяти о жертвах и притеснениях, которые испытала украинская нация, должно убедить сегодняшнее поколение, что наши соотечественники сполна заплатили за независимость и что его моральная, экономическая, политическая да и просто жизнь может быть гарантирована только в независимом Украинском государстве. Осмысление прошлого должно мобилизовать нацию для создания цветущего, зажиточного Украинского государства. Как раз достижению такой цели будет служить правдивое раскрытие страниц прошлого и целенаправленное их использование в развитии государства.

УИНП должен развернуть работу по собиранию и систематизации в электронном формате всех материалов, которые касаются прошлого Украины, как например, архивов НКВД и КГБ СССР, архивов КПУ, Минобороны, МВД, научно-исследовательских учреждений, библиотек, фондов отдельных юридических и физических лиц, свидетельств очевидцев и других источников. Институт будет работать над созданием музеев, памятных мест и заповедных территорий памяти. Сюда относятся места больших битв эпохи Казатчины, Первой и Второй мировых войн. Нужно возродить музей Запорожской Сечи, создать музей Голодомора и тому подобное.

В обязанности УИНП будет входить и восстановление памяти о большом творческом потенциале украинского народа. Широкой общественности должны стать известны имена инженеров, ученых, писателей, деятелей культуры и образования, полководцев и строителей, спортсменов, прославлявших нацию своими выдающимися достижениями, а также имена выдающихся меценатов, поддерживавших развитие украинской культуры. Институт национальной памяти будет инициировать разработку и исполнять соответствующие государственные программы.

Об идеологии

Анализ далекого прошлого, событий ХХ века и шестнадцати лет нашей независимости свидетельствует, что аналитическая деятельность УИНП должна основываться на утверждении в Украине трех основных положений будущего постоянного развития нашего государства:

первое: в основе политики законодательной и исполнительной власти в Украине лежит национальная идея;

второе: политика государства направлена на создание в украинском обществе мощного среднего класса;

третье: украинское общество бережет и улучшает природу Украины.

Все эти положения являются базовыми для развертывания целенаправленной работы УИНП. Некоторые аргументы относительно каждого из них.

Относительно первого положения. Государство существует и развивается на основе самосознания украинской политической нации. Универсальным является принцип единства народа и территории, согласно которому нация и заселенная ею территория представляют стойкую природную целостность. Устойчивость и непобедимость украинской нации на ее исконной земле ярко подтверждена историей нашего полутысячелетнего сопротивления оккупантам и созданием независимого государства.

Следовательно, действия государственных властей должны направляться на развитие национального сознания, национального досто­инства, благородства и осознанной государственной дисциплины. Эти необходимые черты укоренены в каж­дой европейской стране через представителей национальной элиты. У нас нет такого богатства. Наши знатные роды были уничтожены или ассимилированы на протяжении долгих веков. Но корни украинской нации неистребимо вросли в украинскую землю. И об этом ярко сви­детельствовали события ХХ века.

Невообразимо большими человеческими потерями для Украины в ХХ веке обозначился период существования СССР. Советский Союз как государство, основанное на принципах марксизма-ленинизма, не могло существовать без применения террора. Оно распалось по объективным причинам, и широкой украинской общественности необходимо это знать.

Каждая общественная система имеет присущий ей запас внутренней энергии и присущее ей умение использовать информацию. Их можно направить на осуществление террора, на изоляцию системы от внешних влияний, но тогда не хватит средств для повышения уровня жизни. Как раз это происходило на протяжении всего периода существования СССР. В конце концов средства для поддержки террора истощились, национально-освободительные движения победили и утопическое государство распалось. Чрезвы­чай­но важно донести это до современного украинского общества, если хотим добиться его консолидации.

Борьба украинцев за независимость в разные периоды приобретала различные формы. Судьба участников этой борьбы всегда была трагической. Но трагической еще и потому, что их имена, память о них попирались правящими режимами. В официальных документах государств-оккупантов борцы за независимость значатся как «бандиты», «предатели», «шпионы», «саботажники» и тому подобное. И это пренебрежение впечатывалось в память нации десятилетиями. Нацию в ее вековой борьбе за независимость пытались сделать беспамятной.

Борьба украинцев должна быть справедливо описана с позиций пра­ва нации на государственное самоопределение. Все, кто боролся за Укра­ину, мучился, погибал, должны трактоваться как национальные герои Украины. На основании каких исторических источников это можно сделать? Ведь как в польской и российской имперской, так и в советской историографии, в архивах СССР и Польши все украинцы-патриоты изображены исключительно как отрицательные персонажи. К счастью, в Украине еще жива память народа. И она составит значительную часть исторического архива современной Украины.

Мы утверждаем, что на протяжении всей истории перманентным было движение украинской нации к государственной независимости. И это объективный закон. Украинцы заселяют свою землю, землю своих отцов. Основанная на здравом смысле политика всех государственных учреждений должна иметь в своей основе украинскую идею. Другого просто не дано.

Относительно второго положения — создания в Украине доминирующего среднего класса.

Национальная память должна иметь в обществе эффективного носителя памяти и национальной идентичности. Носителя сознательного, умного, творческого, преисполненного достоинства. Кому такие черты могут быть присущи? Хорошему специалисту, знатоку своего дела, конкурентоспособному производителю материальной или духовной продукции. По определению, такими чертами в обществе наделена та его часть, которая носит название «средний класс».

В существующих нынче общественных устройствах в большинстве стран западного мира доминирующим является средний класс. К среднему классу европейского типа относятся учителя, врачи, ученые, артисты, писатели, офицеры, судьи, инженеры, техники, квалифицированные мастера, мелкие и средние предприниматели, квалифицированные рабочие, фермеры, работники управления... Считается, что средняя заработная плата представителя среднего класса соответствует зарплате учителя. Она определяется двумя условиями: 12% от этой зарплаты представляют затраты на пищу и предметы первой необходимости и 35% — сбережения в банке. На протяжении десятилетий она держится в Европе на уровне стоимости 885 кг хлеба (рентабельного хлеба) в месяц.

В обществе, где доминирует средний класс, около 80% товаров и услуг про­изводит как раз он. Сред­ний класс является и основ­ным потребителем выработанного им. Цены на товары потребления и долгосрочного употребления зависят от покупательной спо­собности доминирующего среднего класса. Экономичес­ки система с доминирующим средним классом является самодовлеющей, самосогласованной и конкурентоспособной.

Доминирующий средний класс никогда не образуется сам по себе, и его становление не будет устойчи­вым, если в стране будет проводить­ся «либеральная, демократическая» политика равных возможностей.

Как доказано на основе современного компьютерного моделирования, доминирование среднего класса может быть обеспечено только четкой системой законодательных положений и целенаправленными действиями исполнительной власти. Определение таких положений для Украинского государст­ва является одной из задач УИНП.

В частности, противодействие массовому выезду за границу наиболее трудоспособной части населения становится животрепещущей проблемой будущего Украины. Как уже отмечалось, знатные украинские семьи, носители национальной памяти, национальной идеи, практически истреблены. Но жизнь продолжается. Каждый год сотни тысяч молодых людей получают профессио­нальное образование в нашей стране. Получают... и массово выезжают за границу, где заработная плата по их специальности значительно выше. Низкая заработная плата квалифицированных работников на протяжении всех лет независимой Украины была источником обогащения хозяев предприятий. А с другой стороны, обесценила квалификацию, повлекла низкое качество и произво­дительность труда как раз в Украине. В таких обстоятельствах скоро не с кем будет создавать доминирующий средний класс. А именно он является основным носителем национальной памяти, прогресса и патриотизма, основой здорового воспитания нации и ее консолидации.

Относительно третьего положения — защиты окружающей среды, а также защиты человеческой психики, освобождение ее от привитого бывшим коммунистическим режимом инстинкта страха.

Выживанием в условиях невероятного морального и физического давления украинская нация во многом обязана родной земле. Там, где природа менее уничтожена, сильнее украинский дух. Там хранится память нации, там берегут традиции национальных героев. Там, где природа искалечена, господствует космополитический «винегрет». В тех районах Украины самый высокий уровень преступности, самое большое различие в имущественном состоянии людей, там представители европейского аналога среднего класса занимают второстепенное положение в обществе.

Украина долго будет пожинать плоды двух громадных рукотворных катаклизмов: аварии на Чернобыльской АЭС и создания каскада водоемов на Днепре. Обществу необходимы знания о происхождении и последствиях обоих явлений. Это тоже — проблема памяти, которую должен рассматривать УИНП.

В общем, раскрывая память о прошлом, нужно делать выводы относительно путей построения будущего как с точки зрения выбора оптимальной системы функционирования государства, так и с точки зрения готовности национальных кадров.

Память народа формирует его историю. История Украинского государства пишется на базе разных источников памяти. Так что одной из центральных задач УИНП является анализ существующих способов подачи истории Украины, прежде всего в школьных учебниках.

Подобно тому, как это было сде­лано в Ирландии, Финляндии, Словении, Норвегии, Швеции, Болгарии и многих других странах мира, как ставших на путь независимости, так и берегущих свою независимость, Украина должна осознать принципы, которые закладываются в учебную суть пособия. Базовый учебник по истории Украины должен основываться на объективном освещении исторических событий. Но государственный учебник по истории Украины должен целеустремленно наполняться полезной для развития государства информацией, касающейся исторических событий. Мы все осознаем, что учебник по истории в нынешней украинской школе — это одно из основных учебных средств для воспитания идентичности гражданина Украины. Сейчас в нашей стране есть сотни различных учебников по истории с разнополюсным идеологическим содержанием.

УИНП инициирует создание группы авторитетных историков, которые будут работать над просмотром содержания учебников и пособий по истории Украины с точки зрения такой трактовки исторической памяти украинского народа, которая будет содействовать развитию патриотизма, национальной гордости и достоинства у молодого поколения.

О статусе УИНП

Вопрос статуса УИНП до сих пор не решен до конца. Институт является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, как, например, Служба безопасности Украины, Государственная налоговая администрация, Антимонопольный комитет и пр. Финансово институт подчинен Государственному комитету архивов. И это создает трудности в планировании работы УИНП. Сфера его деятельности выходит далеко за рамки компетент­ности Госкомархива. Институт национальной памяти должен быть главным распорядителем бюджетных средств. Подобно аналогичным институтам в Польше, Литве, Словакии, институт должен иметь статус, делающий его независимым от действующей исполнительной власти. Глава института должен по представлению президента Украины утверждаться Верховной Радой Украины и быть подотчетным только им, не принадлежа к политическим пар­тиям. Поэтому в парламенте должен быть одобрен закон об Укра­инском институте национальной памяти. Так, например, Польскому институту национальной памяти предоставляются прокурорские полномочия. Среди подразделений генеральной прокуратуры Польши есть прокуратура Института национальной памяти. Главной ее задачей является осуществление преследований по преступлениям против польского народа. Сюда же входит и проблема люстрации.

Меня часто спрашивают: будет ли заниматься институт вопросами, связанными с люстрацией? Украинский УИНП не будет заниматься люстрацией, связанной с местом работы граждан Украины до провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года. Вместо этого мы будем инициировать законы Ук­раины о признании коммунистического и нацистского геноцида относительно украинского народа 1917—1989 гг. и разработаем проекты законов об участниках освободительных соревнований за независимость Украины. Во всех этих законах будут статьи, которые будут предполагать наказание за непризнание преступлений против человечества и геноцида относительно украинской нации со стороны коммунистического и нацистского режимов и за отказ воздавать государст­венные почести участникам освободительных соревнований. Мы будем стимулировать судебное преследование лиц, дейст­вовующих вопреки означенным законам.

Есть еще один принципиальный вопрос относительно деятельности института. Не вызовет ли раскрытие трагических страниц прошлого враждебного отношения к России и к Польше в украинском обществе?

Реально Украина и Россия пережили однотипную социально-политическую трагедию — господство большевистского режима Ульянова-Ленина, Джугашвили-Сталина и их последователей. Режима, пытавшегося создать утопическое государство, основанное на ошибочной, даже преступной доктрине.

Различие между нашими странами состоит в том, что большевистский Советский Союз был по-насто­ящему правопреемником царской России, а современная РФ считает себя правопреемницей СССР. Ук­раи­на же стала независимой благода­ря стремлению к государственной независимости, постоянно жившему в ее обществе. Это стремление име­ло две формы во времена СССР: форму открытой борьбы украинских патриотов-националистов и форму домогательств, опирающихся на формальные статьи Конституции СССР о праве республик на отделение и создание независимого государства. Украина отвое­вала государственность. Это признает Россия, это признает весь мир.

В памяти украинского народа относительно событий, происходивших в СССР в конце 80-х и в начале 90-х годов ХХ в., останется благородная позиция Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и русской интеллигенции по признанию демократических движений в республиках Прибалтики и Закавказья, в Украине. Воспроизведение в памяти украинцев этих событий, как и истории дружеских отношений в научной, производственной и культурной сферах, будет служить основой для развития сотрудничества и дружественных отношений между Украиной и Россией. И эта тема активно будет развиваться в УИНП.

Польша — вторая после России страна, оккупировавшая украинские земли на протяжении веков. Ок­купация эта проявлялась фактически в насильственном присвоении земель украинских крестьян польс­кими колонистами, что было причи­ной междоусобных войн, восстаний, преследований, массовых убийств. Большой мудростью прези­дентов Украины и Польши — Виктора Ющенко и Александра Квасьнев­ского — было установление крестов-знаков взаимного прощения.

Украинская земля хранит останки такого большого количества павших в войнах, уничтоженных нацистскими и коммунистическими палачами, как ни одно государство в мире. Обязанностью УИНП является сооружение памятных знаков над могилами трагически погибших.

В частности это касается воздаяния почестей праху расстрелянных органами НКВД в Быковнянском лесу в конце 30-х — начале
40-х годов ХХ века. Там, в земле, лежат уже перемешанные кости. Эту территорию не раз разоряли копатели-воры. Там были расстреляны украинцы, россияне, евреи, поляки, татары, греки, немцы, молдаване, итальянцы и представители других наций. И я как председатель УИНП не хотел бы, чтобы любое государство проводило на том месте раскопки и «делило» кости на польские, украинские или другие. Мы обязаны установить одинаковые для всех государств образцы памятных знаков, чтобы каждый мог прийти туда помолиться, снять с души бремя горя.

Это отступление написано специально для наших польских друзей. Как раз по их инициативе украинское предприятие, используя бюджетные ассигнования, проводит раскопки погребений и делит кости на польские и непольские. Этого делать не следует! Акт примирения и взаимного прощения, подписанный нашими президентами, должен стать примером, как тяжелые уроки прошлого могут служить разумному и рациональному построению будущего между соседними народами и государствами.

Украинский институт национальной памяти искренне признателен Польскому институту национальной памяти за приглашение наших сотрудников в Польшу для заимствования опыта создания и систематизации архивов, проведения исследований, методик люстрации и тому подобного.

Процессы глобализации и Украина

Наше государство ныне открыто миру. Однако полная и неконтролируемая открытость не отвечает настоящему принципу глобализации. А суть его состоит в том, что с увеличением объемов информации наступает ситуация, когда власти одной страны не в состоянии обработать всю необходимую информацию, дать правильные команды, принять правильные решения. Какими бы умными ни были президент, или правительство, или парламент, или суды. И потому государства должны объединяться в общем решении проблем однотипного характера.

Реализацию принципа глобализации можно четко проиллюстрировать на примере государств Европейского союза. Каждое из них является национальным государством, сохраняющим целостность своей территории, целостность культуры общества, защиту интересов рабочих и работодателей, развитие производства и его конкурентоспособность... На это расходуется энергия властных структур каждого из государств ЕС.

Тем не менее существуют общие для всех государств ЕС интересы. Они регулируются Советом ЕС на взносы всех государств союза. В частности, это обеспечение приблизительно одинакового для всех государств высокого уровня жизни населения, согласованность прав граждан, энергообеспечение всей Европы, рациональное распределение производства зерна и стали, объединение систем связи, создание объединенной совокупности вычислительных центров, мониторинг экономических процессов, денежных потоков, устойчивость общей валюты, свободное передвижение граждан, общая оборона и тому подобное.

В свою очередь ООН решает гло­бальные проблемы населения Земли, а именно — сохранение приро­ды, мира, ликвидация последствий глобального потепления, глобального загрязнения и тому подобное.

То есть глобализация означает открытое, добровольное согласование совокупности команд властей и обязанностей общества внутри каждого отдельного государства, внутри объединения государств, а также ООН.

Открытость Европе означает для Украины свободный выезд населения из-за плохих рабочих условий. А Европейский союз открыт для вывоза секонд-хэнда — как технологий (поскольку мы ведь являемся технологически отсталыми), так и товаров долгосрочного употребления. Вследствие этого создается масштабная система спекуляций на различии между ценами закупки за границей и ценами продажи в Украине. Наша нерешительность стимулирует распространение в украинском обществе настроений псевдонейтралитета, а это означает отгораживание как от Европы, так и от России, замкнутость государства с перспективой его распада.

Тяжелые уроки нашего прошлого, опыт стран, бывших ранее оккупированными Россией и СССР, а теперь являющихся членами ЕС, свидетельствуют, что единственным надежным путем для безопасности, национальной независимости и технологического развития Украины является объединение с европейскими государствами и вхождение в Европейский союз как наиболее совершенное и эффективное объединение государств.

Стоит вопрос: когда объединенная Европа примет в свой состав Ук­раину? Первым и самым необходимым условием является внутренняя политическая устойчивость Украины. Устойчивость, демонстрирующаяся патриотизмом всех ветвей власти государства, всего общества. Мы снова пришли к исходному положению, на котором, в частности, будет основываться деятельность УИНП: «В основе деятельнос­ти всех ветвей власти в Украине должна лежать национальная идея».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно