НУ, СОВСЕМ КАК В ПАРИЖЕ!

31 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 31 января-7 февраля

В столице Франции издается много разных газет и журналов. Общий тираж их — тьма. Парижане вместе с гостями города не в состоянии «переварить» такое количество изданий...

В столице Франции издается много разных газет и журналов. Общий тираж их — тьма. Парижане вместе с гостями города не в состоянии «переварить» такое количество изданий. И тем не менее они существуют. Часть из них прямо из-под печатного станка отправляется в макулатуру. Секрет прост: тиражи необходимы для привлечения рекламодателей.

Кто читает газеты в Херсоне?

В настоящее время в Херсоне регулярно выходит 12 общественно-информационных изданий (газет), рассчитанных на массового потребителя. Газеты продаются на каждом шагу: их предлагают распространители, можно купить в киоске и т.п. А ещё можно подписаться на то или иное издание в любом отделении связи. Кроме того, существуют частные фирмы, специализирующиеся на распространении периодических изданий.

Методология подсчета потребителей печатной продукции предполагает, что количество читателей соотносится с общим количеством жителей города или региона. По мнению автора, подсчеты на «душу населения» некорректны. В областном центре, например, проживают около 100 тыс. пенсионеров и почти столько же детей и учащейся молодёжи. Не будет же детсадовец интересоваться газетой для взрослых. Херсонские газеты «потребляет» в основном население областного центра с близлежащими населёнными пунктами. Это около 400 тыс. жителей. Согласно социологическим нормативам, принято считать, что обычная семья состоит из трех человек. Делим. Получается 133 тыс. семей. Так как сейчас покупается или приходит в семью по подписке, как правило, одна газета (с ТВ программой), то максимальным общим тиражом можно считать 133 тыс. экземпляров.

Маркетинговые исследования, проведенные редакцией одной местной газеты, показывают, что 10—15% «читающей публики» покупают (подписывают) две газеты. Однако это оптимистический прогноз. В действительности многие люди забыли, когда просматривали какую-нибудь газетку. Реально только 60 — 70% представителей обозначенной группы населения интересуются «что там пишут».

Уровень популярности издания в известной мере отражает подписка. Всего в области на 2003 год подписано 293 тыс. экз. газет и журналов. (Для справки: в 1980—90-е годы этот показатель «зашкаливал» за 2 млн. при лимитированной подписке на отдельные издания.) По количеству подписчиков одновременно лидируют газеты «Гривна» (основной выпуск) — 20700, «Гривна СВ» — 21500 и «Новий день» —30 тыс. (массовый читатель — сельчанин). Из «ненашенских» изданий самой популярной остаётся «Порадниця» — более 20 тыс. экз. Газета ВР Украины «Голос Украины» распространяется практически по ведомственной подписке —2544 экз.

Громадье печатной продукции

Суммарный тираж газет, издающихся в Херсоне, составляет 232 тыс. экз.

К сему нужно прибавить конкурентов, газетный «импорт» — киевские и другие издания. А это ещё 10 — 15 тыс. (Автор не считает нужным приплюсовывать местные рекламные, партийные, конфессионные и ведомственные издания.) Кроме того, в райцентрах херсонскую прессу «забивают» районки. Вычтем из тиража «Нового дня» 30 тыс. сельских читателей. Выходим на искомую цифру общего еженедельного тиража газет, предлагаемых массовому читателю в Херсоне с его окрестностями, — 220—230 тыс. экз.!

Мы уже выяснили, что граждане, готовые купить газету в Херсоне с близлежащими населенными пунктами, могут «переварить» около 120 тыс. экз. Прибавим еще пяток тысяч подписчиков по безналу (коммерческие структуры, госучреждения). Какое-то количество «раскрученных» газет разойдется по городам и райцентрам области («Гривна» продается в розницу практически во всех райцентрах и городах области). Но даже при таком «раскладе», как не крути, а концы с концами ни сходятся. Куда-то пропадает изрядная часть общего газетного тиража. Ну, совсем как в Париже!

Следует отметить, что до сих пор газетный рынок Херсонщины не структурирован, существующие газеты тематически однообразны. Нет информационно-аналитического издания «для умных», нет молодёжной газеты, отсутствует по-настоящему бульварное чтиво и т.д. В попытке заполучить как можно больше читателей местные печатные СМИ ориентируются на «пересічного громадянина». А у последнего в кошельке мало денег. Потому и есть спрос на продаваемые в киосках предприятия «Херсоноблпресса» уценённые, но читабельные киевские газеты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно