Недоступность, которую не лечат выборы

10 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 10 марта-17 марта

Очередные выборы приносят очередные трудности — как не ошибиться, отдать предпочтение наиболее достойной политической силе, кандидату в депутаты или на должность городского головы...

Очередные выборы приносят очередные трудности — как не ошибиться, отдать предпочтение наиболее достойной политической силе, кандидату в депутаты или на должность городского головы. А для людей с физическими недостатками, преклонного возраста это — трудности вдвойне. Ведь акт волеизъявления требует от них серьезных, а иногда и сверхчеловеческих усилий. Как власть выполнила «работу над ошибками» прошедших выборов и сумела ли сделать доступным голосование для инвалидов, которых в государстве около трех миллионов?

Получилось, как в школьном анекдоте: плохой ученик довольствуется троечкой. А украинская центральная и местная власть, судя по всему, не приблизилась даже к середнячкам. У многих людей, к которым судьба не была благосклонной, снова возникают проблемы уже на старте избирательного процесса, во время учета избирателей. Ведь ни налоговая администрация, ни милиция, ни органы социальной защиты не владеют точной информацией о лицах, которые из-за тяжелых форм инвалидности, серьезных заболеваний или просто немощности не выходят из дома. Вполне вероятно, что часть этих избирателей не попадет в списки для голосования, то есть может повториться ситуация, сложившаяся во время первого тура президентских выборов-2004.

Еще одна проблема инвалидов — многие из них остро ощущают недостаток информации, касающейся избирательного процесса. Эта проблема возникает каждый раз во время выборов, но она не решена до сих пор. Разве может человек с недостатками слуха быть хорошо проинформирован, если сурдоперевод в информационном пространстве — довольно редкое явление. Он появляется только в некоторых выпусках новостей на общенациональных каналах. Национальная ассамблея инвалидов, объединяющая общественные организации инвалидов Украины, требует от Национальной телекомпании и ЦИК обеспечения сурдоперевода по крайней мере в передачах, где разъясняется избирательное законодательство.

Но самые тяжелые испытания ожидают инвалида в день голосования. Нужно добраться до избирательных участков. Часто они расположены на втором или третьем этаже, что делает доступ к ним людей с ограниченными физическими возможностями и лиц, их сопровождающих, адским мучением. И даже если избирательные участки в школах, учреждениях профтехобразования, вузах, домах культуры размещены на первом этаже, это совсем не означает, что барьер недоступности для инвалидов, людей преклонного возраста, родителей с маленькими детьми ликвидирован. Мониторинг, который в ходе минувших президентских выборов провели общественные организации инвалидов — фонд «Реабилитация инвалидов» и СОЗАРИН («Социальная реабилитация инвалидов») — при поддержке Международного фонда «Возрождение», засвидетельствовал: ни на одном из 400 избирательных участков во Львове не учтены особые потребности инвалидов и ни один не соответствовал строительным нормам. Перилами и пандусами не были оборудованы тысячи других избирательных объектов в городах и селах Украины.

Законодательство молчит? Вовсе нет. Нормативно-правовая база для создания беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан в общественные здания более чем достаточная. Обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры требуют базовый Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов», соответствующая правительственная программа и президентский указ. Но законодательные акты не выполняются. И сейчас, перед выборами-2006, вряд ли найдется хотя бы один участок в Украине, соответствующий важным критериям доступности. А это обеспечение беспроблемного входа в здание для человека на коляске, на протезе, человека с плохим зрением и тому подобное через широкие входные двери, возможности прочитать с коляски предвыборную информацию, подъехать или подойти к столу регистрации, полноценно заехать или зайти в кабину для голосования, заполнить бюллетень и лично опустить его в урну.

Создание условий для доступа инвалидов к общественным зданиям не требует больших физических усилий и финансовых затрат. И если руководители учреждений не хотят сделать эту «мелочь», то существуют законодательные требования, которых они обязаны придерживаться. Но какова ответственность за невыполнение закона? В сущности, никакой. Народный депутат, председатель подкомитета комитета ВР по делам инвалидов Валерий Сушкевич считает, что «наилучшим вариантом для ликвидации недоступности общественных зданий для инвалидов и маломобильных людей было бы объединение фискальных методов, административной ответственности со способами поощрения, например, премированием, частичным освобождением от уплаты местных налогов...» Безбарьерность, как считают в Европе (у них даже существует программа: «2010: Европа, доступная для всех»), должна быть глобальным интегрирующим началом, объединяющим не только моменты физической доступности, но и доступности образования, здравоохранения, трудоустройства, государственных институтов, информационных пространств и, наконец, избирательной доступности.

Во время голосования немало инвалидов в Украине, в частности с проблемами зрения, ощущают свою беспомощность как никогда. Так, ЦИК планирует изготовление трафаретов для бюллетеней (по методу Брайля). Но проблемы при голосовании таких граждан накладываются одна на другую. Прежде всего шрифтом Брайля владеют только от 20 до 40 процентов слепых людей в Украине. И даже если инвалид овладел этой наукой, то как ему, совершенно слепому, правильно совместить строки трафарета и бюллетеня? Кроме того, он практически не может убедиться в том, что расписался в получении бюллетеня. Разве не очевидно, что для уверенности в правильной подписи при прохождении в кабину для голосования, во время вбрасывания бюллетеня в урну, такому инвалиду нужна посторонняя помощь? Народный депутат Валерий Сушкевич внес законопроект об изменениях в избирательное законодательство относительно особенностей голосования избирателей с существенными недостатками зрения. По сути дела речь идет о праве избирателя — инвалида 1 группы по зрению — на помощь доверенного лица, которое должно помочь невидящему человеку получить бюллетень, ознакомиться с ним, вместе пройти к кабине для тайного голосования, сделать пометку и опустить бюллетень в урну. Верховной Раде остается только успеть понять потребности избирателя-инвалида, который хочет проголосовать.

Инвалиды стремятся быть интегрированными в общество, чувствовать себя полноценными гражданами. И, к сожалению, украинское общество до сих пор не приблизилось к цивилизованному восприятию инвалидности и созданию условий доступности. И такое состояние можно без преувеличения сравнить с болезнью, которая почему-то не лечится — от выборов до выборов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно