Не носить рыбу, а учить ловить ее. О том, каковы ожидания от популярного образования

Поделиться
— У меня проблема — подыскиваю себе кадры, — тяжело вздохнул в трубку знакомый руководитель туристической фирмы...

У меня проблема — подыскиваю себе кадры, — тяжело вздохнул в трубку знакомый руководитель туристической фирмы. — Только что встречался с претенденткой — киевлянка, учится в магистратуре, изучает международные экономические отношения в сфере туризма...

— И…

— И какую работу я ей доверю? Об Украине знания поверхностные, с материально-технической базой отечественного туризма почти не знакома, Киева не знает, театры, выставки и музеи посещает редко... К тому же слабо владеет иностранным. А мы все-таки иностранных туристов принимаем.

— И на что их нацеливают в вузе?

— Говорит, что готовится работать во Всемирной туристической организации...

В этом разговоре ни слова выдумки. В конце концов, приведенный факт не единичен — кадровая проблема в туристической сфере существует. Скажем, экскурсоводы и гиды-переводчики бьют тревогу — специалисты, подготовленные еще в советские времена, стареют, а на смену им никто не приходит.

Но ведь количество вузов, которые готовят специалистов для туристической сферы, из года в год растет. Как и интерес к нашей стране. Особенно в последнее время, когда об Украине заговорил весь мир. Туристическая сфера перспективна, следовательно, кадры необходимы. Что же происходит сегодня на вертикали «образование—производство»? Это мы и попытались обсудить, собрав за «круглым столом» и тех, кто будущих туристических руководителей, менеджеров и экскурсоводов обучает, и тех, кто сегодня в этой сфере работает. «Туристическое образование в Украине: перспективы, надежды, ожидания» — так обозначили тему.

Борис ЯЦЕНКО,
доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой страноведения
и туризма Киевского национального университета, вице-президент Ассоциации учебных заведений, готовящих кадры
для туристической сферы:

— Во времена бывшего Союза туризм рассматривался как отрасль прикладная, с военно-спортивным акцентом. Это подтверждает тот факт, что в свое время проведением туристических мероприятий руководили даже Буденный и Ворошилов. Специфической организацией, выполнявшей скорее политические, чем туристские функции, был «Интурист». Подготовка не проводилась, считалось, что знаний отставника-офицера, бывшего комсомольского вождя достаточно, чтобы возглавить работу в сфере туризма. Когда в 1991 году Украина стала независимым государством, у нас фактически было только четыре центра подготовки кадров для туризма: Киевский и Симферопольский университеты (причем ведущим — именно Симферопольский), Институт туризма профсоюзов и техникум гостиничного хозяйства. Последний, благодаря активности людей, его возглавлявших, в конце концов стал институтом, а со временем и университетом туризма, экономики и права.

Постепенно появилась целая когорта вузов, колледжей и других учебных заведений — сегодня наша ассоциация насчитывает их уже 75. Из них около 30 — вузы ІІІ—ІV уровней аккредитации. Среди них можно выделить следующие группы. Во-первых, частные вузы высшего уровня аккредитации, работающие по одной программе, которая со временем стала более-менее унифицированной. Особое место в этой группе занимает Киевский университет туризма, экономики и права (КУТЭП). Это комбинированная организация: и частный вуз, и структура, выполняющая государственный заказ. Вторая группа вузов — классические университеты, в которых кадры готовят преимущественно географические факультеты. И третий блок, на мой взгляд, пока слабый, — это частные вузы, которые готовят кадры для гостиничного хозяйства. Здесь все упирается в наличие материальной базы.

На сегодняшний день ситуация такова, что продолжать наращивать количество учебных заведений, готовящих специалистов для туристической сферы, неактуально (за исключением областей, где таких вузов нет, например, Сумской или Житомирской). Сейчас нужно серьезно говорить о качестве подготовки.

Есть три вида программ. Базовая формировалась в результате непростой и мучительной борьбы за право на существование. Вначале все взяли под свое крыло экономисты, и подготовка кадров для туризма осуществлялась в рамках менеджмента организаций. Готовили руководителя на один манер — что для сельскохозяйственного предприятия, что для металлургического, что для туристического. В конце концов туристическое подразделение менеджерского блока взбунтовалось. Хорошо, что были талантливые лидеры, способные организовать процесс: определяющая роль здесь принадлежит Владимиру Кирилловичу Федорченко, ректору КУТЭП. Добились выделения из менеджмента отдельного направления «туризм» с двумя специальностями — «туризм» и «гостиничное хозяйство».

Классические вузы, многие из которых имеют право самостоятельно формировать учебные планы — Киевский, Симферопольский, Львовский университеты, создали свои программы, отличающиеся от стандартной. К сожалению, в стране нет ни одного вуза, который мог бы на добротной научной основе предложить хорошие программы технологической подготовки специалистов для гостиничного хозяйства. В Европе эту специальность приобретают в технологических вузах.

— За нашим «круглым столом» сидят руководители и ведущие специалисты действующих туристических фирм. Некоторые из вас окончили вуз не так давно. Удовлетворены ли вы полученным образованием? И каким — с высоты опыта — вы видите выпускника туристического вуза, которого взяли бы на работу?

Наталья ГОРАЙ,
директор по выездному туризму фирмы «САМ»
:

— Киевский государственный университет (а я выпускница кафедры страноведения и туризма) окончила десять лет назад. Почему именно университет? Хотелось получить как можно более полное на то время образование.

Работать в туристическую фирму пошла сразу же после окончания вуза, и для меня все началось с чистого листа. Было очень сложно — шло становление туризма, организовывались частные, коммерческие фирмы, и каждая хотела взять профессионала с опытом работы, чтобы не тратить время и деньги на его обучение. Сегодня студентам, которые приходят в фирму «САМ», значительно легче — у них нормальная практика. Но большинство студентов, к сожалению, не хотят ни работать, ни учиться. Материально поддерживаемые родителями, они просто не желают тратить годы студенчества на работу.

Окончив высшее учебное заведение с хорошей репутацией, выпускник просит высокую — 250—300 долларов — заработную плату. У нас такие деньги получают менеджеры со стажем и опытом работы. За один только красный диплом им никто таких денег платить не будет. Поэтому нужно с самого начала информировать студентов, что весомый багаж знаний при желании и способностях позволит влиться в туристический бизнес и двигаться вперед.

Сегодня студенту не хватает производственной практики непосредственно на месте будущей работы — в туристической фирме, гостиничном хозяйстве или транспортной компании. Желательно пересмотреть сроки практики, ведь в некоторых вузах она проходит в не очень удобное для туристических фирм время — после Нового года, когда поток клиентов уменьшается, либо перед началом летнего сезона.

Крайне важно знание английского языка. Язык — это большой плюс.

Василий СОКУР, генеральный директор ОАО «Интурс Киев»:

— Наше акционерное общество — правопреемник Киевского объединения «Интурист». Лицензировано как туроператор, 96% объема деятельности — прием иностранных туристов. Ежедневно из центра города отъезжают наши автобусы с экскурсантами. В штате 55 сотрудников, более половины из них — молодые специалисты. 23—27-летние, в том числе и выпускники КНУ, возглавляют отделы.

Я иногда читаю лекции студентам и как человек с опытом рассказываю им, каким сегодня должен быть специалист по туризму. Знать языки, при такой жесткой конкуренции — как минимум один. Через три года — уже два: английский и немецкий или французский. Знать историю, искусство, архитектуру, архитектурные памятники, археологию, религию, политологию, социологию. И владеть компьютерной техникой. Если у нас сегодня будут готовить таких специалистов — через три-пять лет станем конкурентоспособными в мире. А пока отстаем, я об этом могу говорить, побывав в Стокгольме, Гетеборге, Милане, Берлине...

Мы постоянно приглашаем к себе на работу, у нас есть вакансии. Хотим создать большой экскурсионный отдел. Каждый месяц я общаюсь с выпускниками. Есть способные дети. Однако есть и такие, которые начинают работать с интересом, но уже на третий день их и след простыл. Даже денег не хотят. Если есть студенты-энтузиасты, направляйте, пожалуйста, к нам: тут можно и подработать, и опыта набраться.

Ладислав ФОРВАЛЬД,
исполнительный директор туристического агентства «Олимп Тревел»
:

— Вопрос кадровой подготовки для туристической сферы, как сказали бы участники предвыборной гонки, многовекторный. Я бы отделил подготовку — то, чем занимаются, в первую очередь, учебные заведения, от переподготовки. Вузы дают много, но теоретический уровень — базовый. К нам приходят специалисты с хорошими знаниями, но не подготовленные к практической работе. И потому нужно работать над тем, чтобы создать системную организацию обязательной переподготовки.

Можно вспомнить хотя бы концепцию 1999 года, основывавшуюся на опыте «Интуриста», в которой очень много интересных, рациональных, обязательных положений. Например, такое: «Обязательное повышение работниками предприятий, независимо от форм собственности, своей квалификации не менее одного раза в три-пять лет. При нарушении этих требований ставить вопрос о лишении предприятий лицензии на осуществление туристической деятельности». Я хочу спросить вас: выполняется ли это положение?

Как практик самую большую проблему вижу в подготовке квалифицированных гидов-переводчиков. Сегодня у нас на маршруты выходят люди, которым за 60. Что будет завтра?

Считаю, что Киевский университет туризма, экономики и права и Институт туризма профсоюзов Украины должны быть в числе тех вузов, которым предоставляется право заниматься переподготовкой таких кадров.

И еще предложение: создать Совет ветеранов — работников отрасли. Они могли бы передать свой опыт, научить молодых людей.

— Кого бы вы предпочли взять на роботу гидом-переводчиком — выпускника классического туристического вуза или любого другого, но со знанием языка, а дальше учили бы его сложному искусству проведения экскурсий?

Ладислав ФОРВАЛЬД:

— Это очень сложный вопрос. Хочу отметить, что не все наши решения по кадровым вопросам были идеальными. Нужен персональный подход. А гид-переводчик — это талант от Бога.

В этом году, приехав на Лондонскую туристическую выставку, мы решили посвятить один день экскурсии. Она была настолько хороша именно благодаря гиду-переводчику, что мы специально поинтересовались, как Ллойд — так его звали — готовился к своей работе. Так вот, он окончил университет — это обязательно, потом еще год стажировался в Оксфордском университете. По специальности он историк. Затем два года учился на курсах подготовки экскурсоводов. Теперь раз в пять лет должен подтверждать право на «блю бейдж» — бейдж экскурсовода, а ежегодно на протяжении двух месяцев — стажироваться.

Наука об искусстве проводить экскурсии очень сложная. Ею можно овладеть только путем приобретения собственного опыта, путем проб и ошибок...

— Многих будущих абитуриентов туристических вузов привлекает перспектива работать в ВТО, ездить, смотреть мир. А ориентируете ли вы студентов своих вузов на работу в своей стране? Ведь валюту в казну приносит именно въездной туризм, а гривневые вливания — наши туристические путешествия по нашей же стране, достопримечательности которой мы знаем не очень хорошо…

Евгения ПАНКОВА,
заведующая кафедрой международного туризма Киевского национального университета культуры и искусств
:

— Конечно, ориентируем, конечно, стараемся показать нашим студентам и Киев, и всю Украину. На первом курсе двухнедельная практика — знакомство с культурой Киева: выставки, музеи, театры. У второкурсников краеведческая практика — стараемся показать им туристические центры Украины. У нас читается курс краеведения, есть учебник по этой дисциплине.

Стремимся дать студентам как можно больше. Существуют экспериментальные языковые группы, готовим переводчиков по специальности.

Путь у будущего туристического работника один — через практику. На третьем курсе она у нас начинается — к студентам присматриваются, они присматриваются, на четвертом курсе практику продолжают, и мы стараемся, чтобы студенты уже не меняли туристическую фирму. Часто бывает, что четверокурсникам предлагают сотрудничество. Сегодня наши воспитанники работают в 64 туристических фирмах.

В этом году с конца апреля по начало сентября наши четверокурсники весь сезон работали гидами на Кипре — при условии знания языка и наличия водительских прав. Талантливых детей туризм находит...

— Выпускник туристического вуза может работать администратором, может продавать услуги — быть маркетологом, может производить турпродукт, готовить и проводить экскурсии, может руководить секцией спортивного туризма. Все перечисленные точки приложения усилий предполагают разное образование — соответственно юридическое, экономическое, историческое, географическое или культурологическое, физкультурное. Так кем же все-таки должен быть выпускник туристического вуза? Можно ли говорить о некоторой универсальности?

Сергей ПОПОВИЧ,
кандидат исторических наук, первый проректор Института туризма Федерации профсоюзов Украины
:

— Наш выпускник должен, во-первых, быть администратором, уметь руководить коллективом туристической фирмы. Во-вторых, знать процесс создания турпродукта и обеспечивать его. В-третьих, знать иностранный язык, компьютерное дело, маркетинг, менеджмент, бухгалтерию, экономику, историю культуры и все прочее, предусмотренное нашими учебными планами. Плюс, конечно же, целый блок специальных туристических дисциплин. В нашем институте в рамках менеджмента организаций все направления и виды туризма — и въездной, и выездной, и внутренний, и международный, и экскурсионное дело, и спортивный туризм — обеспечены специальными туристическими дисциплинами.

Не согласен с Борисом Павловичем по поводу бунта, никакого бунта в менеджменте не было, инициаторы направления «туризм» не отказались от менеджмента организаций. Это просто хорошая инициатива — открыть целое учебное направление.

Кстати, об экскурсионном деле. Отечественная экскурсионно-методическая школа была лучшей в Советском Союзе, а советская экскурсионно-методическая школа — без преувеличения, лучшей в мире. А первые стандарты экскурсий были созданы именно в нашем институте.

На сегодня у нас все пятикурсники уже практически трудоустроены. Более того, есть иная проблема: к концу года поступает по три-четыре предложения на одного выпускника. Это срабатывает имидж, авторитет нашего вуза в отрасли. Поэтому наши выпускники выбирают и перебирают.

Постоянно стараемся повысить качество обучения, практическую составляющую учебного процесса. Даже посвящение в студенты первокурсников уже пятый год подряд проводим на Говерле. А во время обучения студенты посещают 98 населенных пунктов...

Да, мы стараемся ориентировать их и на внутренний туризм. И показываем не только объекты, но и весь процесс создания турпродукта. Однако — и сегодня это проблема не только туристических учебных заведений — у нас далеко не идеальные студенты. Наверное, сейчас просто кризис молодого поколения.

Олег КОЛЯДА,
декан факультета туристического менеджмента Института туризма Федерации профсоюзов Украины
:

— Внутренний туризм и его спортивное направление — это наше направление, которое мы стараемся поддерживать. И не только через имеющиеся секции, а именно через практику. Поэтому на втором курсе у нас предусмотрен курс спортивно-оздоровительного туризма, проводятся начальная туристическая подготовка и обязательная практика, во время которой студенты пробуют и сплавы, и велосипедный, и пешеходный туризм и т. п. Ведь специализированных фирм, которые принимают только иностранцев, немного. Те же, кто занимается внутренним туризмом, работают по очень разным направлениям. Поэтому мы ввели в своем институте систему получения дополнительных квалификаций. Кроме того, что в дипломе будет написано «менеджмент туристической индустрии», студент может получить квалификацию инструктора-методиста по пешеходному, водному, лыжному или какому-либо другому виду туризма, квалификацию экскурсовода. Пробуем готовить гидов-переводчиков. Есть школа сомелье.

В этом году у нас около пятидесяти выпускников, и лишь трое-четверо, не больше, получат квалификацию экскурсовода. Это означает, что студенты дополнительно окончили курсы, защитили свой экскурсионный материал. Кстати, уже законодательно закреплено повышение квалификации гидов-переводчиков и экскурсоводов раз в три года — мы получили соответствующее письмо Гостурадминистрации.

Галина ЦЕХМИСТРОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма, гостинично-ресторанного бизнеса Киевского университета туризма, экономики и права
:

— Нам, научным работникам и преподавателям, следует чаще встречаться с руководителями туристических фирм, ведь от этого зависит качество подготовки специалистов. Наш вуз как университет еще молод, но мы проявили инициативу в открытии нового направления — «туризм» и трех специальностей — «туризм», «гостиничное хозяйство» и «организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах» на уровне техникума. И уже 30 учебных заведений III—IV уровней аккредитации имеют лицензии на подготовку этих специалистов. Все это прошло через наш профессиональный совет, теперь мы анализируем, как в этих вузах осуществляется процесс подготовки специалистов.

Согласна с коллегами в том, что туристическая профессия особенная. Не каждый человек может работать в туризме, и потому практика имеет здесь решающее значение.

Перед тем как идти на практику, наши студенты отрабатывают первичные навыки в специально созданных у нас учебно-производственных подразделениях: туристической фирме «КУТЕП-тур», гостинице «Гостинність», где номера — как в настоящих четырех-пятизвездочных отелях. Во-вторых, наши студенты изучают три иностранных языка — два обязательных и третий на выбор. Для изучения обязательных иностранных языков мы заложили в учебные планы 2600 часов. На один уровень с профессиональной подготовкой ставим и компьютерную грамотность.

На нашем недавно созданном факультете достаточно солидный блок технологических дисциплин. Все предметы — экономика, менеджмент, маркетинг — нацелены на работу туристической фирмы, овладение навыками будущего технолога, создателя туристического продукта. Практику начинаем в июне после экзаменов.

В этом году на вступительных экзаменах попробовали провести отбор по иностранному языку. И набрали очень хороших серьезных молодых людей.

Светлана МЕЛЬНИЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой гостинично-ресторанного и туристического бизнеса Киевского национального
торгово-экономического университета
:

— У нас существует целый комплекс: учебная подготовка, практическая подготовка, аспирантура, докторантура, институт повышения квалификации. Уже с первого курса на протяжении недели даем возможность ознакомиться с действующими интересными ведущими туристическими предприятиями, начиная с Киева, — как вступление к специальности.

У большинства школьников, которые приходят к нам, начальные знания по информатике есть. Для студентов же, скажем, из сельской местности, где компьютерной техники нет, работают послевступительные летние подготовительные курсы, чтобы они могли наверстать упущенное и учиться уже на уровне с выпускниками городских школ.

После третьего курса проходит организационная практика. Подготовка осуществляется по двум специализациям — «менеджмент туристической индустрии» направления «менеджмент» и «менеджмент гостинично-ресторанного бизнеса». В рамках первой специализации у наших студентов есть возможность выбрать либо туристическую фирму, либо гостиницу. Если после практики на третьем курсе студент захочет переквалифицироваться, такая возможность у него есть на четвертом-пятом курсах.

Параллельно для студентов, которые не смогли пройти практику на одном из объектов, создан центр учебно-тренинговых фирм. В нем девять отделов — кадров, организационный, маркетинга, финансово-экономический, операционный, бухгалтерия, гостиница, туристическая фирма, ресторан. На протяжении трех месяцев студенты по полдня работают в этом центре. Каждый из них во время практики по возможности проходит все указанные отделы.

В нашем университете диплом бакалавра и магистра туристической специализации могут получить те, у кого образование не по профилю. Также совместно с французскими коллегами мы создали Франко-украинский институт управления — все наши студенты, начиная с первого-второго курсов, имеют возможность параллельно учиться в нем, досконально овладеть французским языком и получить диплом европейского образца. Студенты этого института проходят практику за границей. В целом же наши студенты изучают два иностранных языка — основной и по желанию.

Как и дети в семье, у нас есть разные студенты, но за половину из них нам точно не придется краснеть. В последнее время спрос на выпускников и студентов нашего вуза вырос. С третьего курса, когда начинается практика, студенты идут работать и совмещают учебу с практикой. На пятом курсе уже свободное посещение лекций, все работают. И мы предоставляем им такую возможность, поскольку на производстве требуется опыт работы, а где его взять, сидя в аудитории?

Борис ЯЦЕНКО:

— Каждый вуз старается как можно больше увеличить время практики. В Киевском национальном университете по шесть недель практики на втором-четвертом курсах. Министерство образования же не разрешает нам выделять на нее больше трех недель. Так что выкручиваемся как можем. И еще. В учебном плане жестко расписано, сколько процентов времени нужно уделить нормативным дисциплинам, сколько профессиональным, сколько дисциплинам на выбор учебного заведения. Если все это выполнить, получится, что на крайне необходимые дисциплины, особенно на иностранный язык, времени не остается. На него, согласно учебному плану менеджмента, предусмотрено около 300 часов. Но ведь смысл выделения туризма как отдельного направления в том и заключался, что на языки — два! — должно выделяться не менее 2000 часов…

Игорь ВИННИЧЕНКО,
кандидат географических наук, доцент кафедры страноведения и туризма КНУ
:

— Своих второкурсников регулярно вожу к Василию Ивановичу Сокуру, фирма которого имеет возможность платить своим работникам столько, сколько они заработают. И он объясняет будущим менеджерам туризма, что деньги с неба не падают, а зарабатываются, и все приходит с опытом и со временем. Базовые же знания юноши и девушки получают в учебном заведении. Это раньше молодой специалист приходил на производство и три года мог бить баклуши, а государство обязано было ему платить. Нынче же молодому человеку, получившему диплом о высшем туристическом образовании, нужно и думать, как эффективно применить полученные знания, и «крутиться». Об этом мы своим спудеям неустанно напоминаем. Недаром на Востоке говорят: «Глуп тот отец, который каждый день приносит домой по рыбине, умный тот, кто научил своих детей ловить рыбу»...

— Чтобы поднять отечественную туристическую отрасль, будущих специалистов должны учить асы. Как вы готовите педагогические кадры?

Борис ЯЦЕНКО:

— Высшие учебные заведения III—IV уровней аккредитации обязаны проводить научные исследования. Пока о таковых можно говорить в некоторых классических вузах и в университете туризма, экономики и права — у них свои издания, научный центр. Проводит исследовательскую работу Институт туризма профсоюзов Украины — у них масштабный объем публикаций, серьезные научные наработки. Из университетов наиболее активны Львов и Симферополь, у них больше финансовых возможностей, ближе объект исследования. Хотя и Киевский университет не отстает — защищаем диссертации, в том числе и докторские, издаем монографии, сейчас у нас 19 аспирантов. Однако необходимо активизировать научные исследования во всех вузах, которые готовят туристические кадры. В частности, отстает Восточная Украина, поскольку каждый вуз, соответственно, работает на свой регион.

Сергей ПОПОВИЧ:

— Это очень большая проблема. Хотя кадры для туризма готовят 75 вузов, скажу откровенно — 75 классных преподавателей в Украине нет.

Я лично закончил истфак университета, после этого приобретал туристическую квалификацию — старшего методиста, экскурсовода, руководителя туристской группы, инструктора-методиста. Потом диссертация и так далее. Проблему кадров решаем так: стараемся приметить толкового выпускника и заманить к нам на диссертацию. Мы дружим с Киевским торгово-экономическим университетом: читаем друг у друга лекции, проводим общие конференции, «круглые столы», конгрессы, симпозиумы, поездки, встречи, стажировку.

Отсутствует стройная система подготовки и переподготовки кадров, существовавшая при Союзе. И наше пожелание к Государственной туристической администрации — создать ее. Займитесь этой проблемой, а предложения мы подготовим…

Наталия ОНЫСЬКО,
ведущий менеджер фирмы «Киев СИТА Тревел», аспирантка кафедры страноведения и туризма КНУ
:

— Часто меня спрашивают: зачем нужно было пять лет учиться в университете, а тем более поступать в аспирантуру, чтобы просто работать в турфирме? Отвечу скептикам. Университетское образование должно сформировать определенный научный базис и дать универсальный ключ для поиска путей решения проблем. Научить различать главное и второстепенное, предвидеть результат и т. п. Я согласна с преподавателями — все зависит от конкретного человека. Если хочешь развиваться, начинаешь с турфирмы. Менеджер — не просто технолог, человек, заполняющий ваучеры или подписывающий договора. По-английски to manage означает «управлять». Выпускник университета может управлять и умеет принимать решения. Когда я пять лет назад окончила нашу кафедру, мне казалось, что нам читали много ненужных дисциплин. Но сейчас вижу, что была не права. Например, мне вскоре понадобились занятия по метеорологии — я авторитетно могу объяснить туристу, почему в избранной им для посещения стране тот или иной климат. А туристы тянутся к работнику, который не отмахивается от их вопросов. И деловой этикет, и история, и музееведение, и экскурсоведение, и математика мне понадобились. Знания — не бремя и за плечами его действительно не носят.

Не согласна, что практических занятий мало. У нас был целый ряд практических ситуативных занятий, мы решали проблемные задачи, например, анализировали инвестиционный климат в регионе. Тема моей диссертации —«Территориальная организация горнолыжного туризма в Украине (на примере Украинских Карпат)». Научные исследования планирую практически внедрить на региональном уровне.

Светлана МЕЛЬНИЧЕНКО:

— Иногда наши выпускники поступают в аспирантуру и работают над диссертационными исследованиями именно для того, чтобы проявить себя, чтобы их голос услышали, чтобы к ним прислушивались на производстве. И чтобы потом внедрить свои исследования на практике.

— КУТЭП стал инициатором появления в Классификаторе профессий названия работы «туризмовед», в вузе продолжается процесс формирования науки туризмологии и научных школ философии, педагогики, социологии и экономики туризма...

Галина ЦЕХМИСТРОВА:

— Все присутствующие согласятся, что туризм — это своего рода педагогика. Рекреационная функция туризма — восстанавливать не только физические, интеллектуальные, но и моральные качества человека. И поэтому мы считаем, что при формировании новой науки туризмологии туризм будет выполнять и педагогическую функцию. Сейчас у нас есть и учебник «Педагогика туризма», мы преподаем ее студентам.

В этом году для учебных заведений, готовящих туристические кадры, наш университет по лицензии Министерства образования и науки Украины начал переподготовку по специализации «Профессиональное обучение. Туризм», где преподаватели вузов других профилей могут получить квалификацию «педагог-туризмовед». Работает аспирантура — по четырем направлениям. Решается вопрос о создании специального совета, будет присваиваться ученая степень по туризму.

— Чтобы гордиться выпускником, нужно работать с абитуриентом?

Галина ЦЕХМИСТРОВА:

— Профориентационная работа в КУТЭП начинается в сентябре и ведется весь год. Во-первых, почти в тридцати школах Киева созданы лицейные классы туристического направления. Дистанционно работаем с областями. Каждую последнюю пятницу месяца у нас день открытых дверей — и всегда собирается полный зал молодежи и родителей. Поддерживаем связь с 30 колледжами и техникумами, готовящими младших специалистов. Пишем им персональные письма, чтобы шли к нам на сокращенный срок обучения…

Сергей ПОПОВИЧ:

— Чтобы воспитать хороших абитуриентов, с прошлого года в лицей туризма мы готовим учеников с первого класса. Стараемся воспитывать в детях любовь к туризму, а ее необходимо привить, поскольку в туризме нужно очень тяжело работать…

— Скажите откровенно, вы конкуренты или союзники?

Сергей ПОПОВИЧ:

— Хорошо помню времена, когда существовали только Киевский и Симферопольский университеты и наш Институт туризма. Мы тогда жили припеваючи. А потом готовить кадры для туризма стало модно, конъюнктурно. Скажу откровенно: часть учебных заведений просто превратила туристическое образование в бизнес, в добывание денег. Мы страшно волновались, когда количество вузов нашего профиля увеличилось до 75. А потом успокоились. Хорошо, что у нас так много конкурентов. Мы не спим, мы постоянно думаем, как повысить конкурентоспособность нашего образовательного продукта. И обмениваемся опытом, покупаем друг у друга учебники, а наши студенты переходят из одного вуза в другой. Мы конкуренты — все конкуренты, но при этом коллеги и друзья.

К размышлению: По приблизительным подсчетам, образовательные учреждения туристического направления ежегодно выпускают около двух тысяч дипломированных специалистов. Выполняя требования Закона Украины «О туризме», перелицензирование уже прошли чуть более 2600 туристических фирм, около 1100 из которых стали туроператорами. А ведь есть еще и гостиничные предприятия... Следовательно, шансы на трудоустройство не такие уж и призрачные.

За организационную помощь и поддержку в проведении «круглого стола» редакция выражает благодарность кафедре краеведения и туризма географического факультета Киевского национального университета

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме