«НЕ ИЗВОЛИТЕ ЛИ ПРИСЕСТЬ...»

12 января, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 12 января-19 января

С. ОЛЕГОВ Когда куратор крупнейшего в мире музея туалетов приглашает вас присесть, трудно удержаться от смешка...

С. ОЛЕГОВ

Когда куратор крупнейшего в мире музея туалетов приглашает вас присесть, трудно удержаться от смешка. Ведь музей этот на окраине индийской столицы не имеет никакого отношения к дамским одеяниям и шляпкам. Под туалетами здесь подразумеваются все те сугубо прозаические устройства, которые человечество изобрело для отправления естественных надобностей и стыдливо спрятало за двери с изображениями мужчин и женщин или условными буквенными обозначениями полов.

Вы можете продолжать смеяться, но в делийском музее Сулаб к эволюции туалетов, или, если угодно, уборных, подошли на полном серьезе. Унитаз как показатель исторического прогресса? Да, бесспорно. Достаточно сравнить скромный ночной горшок, датированный 2500 годом до н.э., с чудом технической мысли 1980 года - антисептическим туалетом-автоматом.

Плакат на стене музея нравоучительно напоминает: «Туалеты испокон века были местом, где плелись заговоры. Здесь, в глубокой задумчивости, капелланы размышляли, когда им суждено стать епископами. Здесь сводился дебет с кредитом. Здесь происходили тайные свидания. Здесь в клубах табачного дыма реформаторы строили дерзновенные проекты».

В музее собрана богатая коллекция литературы «по теме», включая стихи, воспевающие человеческие экскременты. Гордость музейного собрания - надписи на стенках кабинок прошлых веков - убеждают в неисправимости человечества, а вернее, его отдельных шкодливых представителей. Девятнадцатым веком датирована одна из них, дающая посетителю деликатный гигиенический совет: «Оближи пальцы, гнида, не вытирай о стену».

Может показаться странным, что такое экстравагантное заведение находится не в нью-йоркском Сохо или на гамбургском Риппербане, а в Индии, где не отягощенные интеллигентской рефлексией массы, как и во времена Будды, продолжают безмятежно бегать в ближайшие кустики или, за отсутствием оных, приседают над придорожной канавой. Но музей, оказывается, нерасторжимо связан с индийской современностью. Он соседствует с заводом, который перерабатывает человеческие экскременты в топливо, столь необходимое растущей национальной промышленности. Пытливая инженерная мысль ощутима в веренице туалетов «типа сортир», установленных у входа на завод и как бы приглашающих бескорыстно помочь развитию энергетики страны.

Владеющая музеем Международная социальная служба Сулаб (на хинди это означает «удобство») в 1970 году установила в Индии первый платный туалет. Сегодня таких удобств в стране 650 тысяч и, как подсчитала вездесущая статистика, ими пользуются 10 млн. человек.

Основатель службы Биндешвар Патхак посвятил жизнь тому, чтобы вернуть человеческое достоинство 600 тысячам индийцев, вынужденных зарабатывать на жизнь неароматным трудом золотаря. Более чем 40 тысячам бывших ассенизаторов он помог получить новую профессию. Выступая в мае в Гонконге на международном симпозиуме по общественным туалетам, Патхак заявил: «Я думаю, проблема туалетов более важна, чем такие социальные вопросы, как бедность и грамотность, потому что плохая гигиена представляет собой страшную угрозу здоровью нации».

Музей открылся в марте 1994 года, когда Патхак, вдохновленный увиденным в Австрии небольшим собранием туалетов, обратился в десятки зарубежных посольств с просьбой помочь получить образцы санитарно-гигиенической мысли.

Однако вернемся в музейную экспозицию. Перед нами в устланной красным ковром гостиной деревянный трон французского короля Людовика XII с высокой спинкой. Трон и, по совместительству, стульчак. Предание сохранило реплику королевского шута, укорявшего монарха: «Принимает пищу в одиночестве, а опорожняется в компании». Многие Людовики имели привычку вершить суд, писать письма и издавать приказы, сидя на стульчаке.

Два световых панно заполнены разнообразными сведениями о туалетах разных стран и народов. Их сопровождают фотографии и схемы ватерклозетов, биде и ночных горшков самых разных конфигураций и дизайна.

Унитаз, которым пользовалась королева Елизавета I, покрыт пушистым ковриком с кокетливыми оборочками. Королева Виктория предпочитала золото и бирюзу, а Генриху VIII ласкало душу и тело сочетание золота и черного бархата.

Индийцы могут гордиться тем, что за два с половиной тысячелетия до нашей эры изобрели канализацию. Шесть столетий спустя жители Месопотамии осчастливили человечество сливными бачками с речной водой. Марко Поло в 1271 году описал уборные, обнаруженные им в пустыне Гоби.

Искусство украшения туалетов достигло своего зенита в XVIII веке. Именно тогда неведомый умелец додумался рисовать лица и глаза на донышке ночных горшков. Тонкая шерсть мериносов служила богатеям туалетной бумагой, в то время как бедняки пользовались вырванными из книг страницами, лопухами и даже небольшими булыжниками. Вот уж поистине универсальное оружие пролетариата.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно