Назарет галицкой интеллигенции

25 июня, 2010, 14:15 Распечатать

То, что самый большой город в Украине — Киев, знает каждый. А самый маленький из 458 наших городов? Немногим известно название Угнев, затерявшееся на карте Львовщины в западной ее части...

То, что самый большой город в Украине — Киев, знает каждый. А самый маленький из 458 наших городов? Немногим известно название Угнев, затерявшееся на карте Львовщины в западной ее части. И вовсе не удивительно, ведь по количеству населения этот старинный городок, которому ныне исполняется 650 лет, в 2600 раз уступает столице.

Город трех культур

Город Угнев, что на границе с Польшей (Сокальский район Львовской области), основан в 1360 году. Однако директор единственной в городке средней школы Роман Сподарик, историк по специальности, считает, что город намного древнее.

— Имеются сведения, что он основан в 1030 году. Угнев, как и Ярослав (1031 г. основания), относился к так называемым червенcким городам еще до Киевской Руси.

Расцвет города в древности связывают с торговлей. Король Польши, в состав которой в то время входил Угнев, в 1462 году пожаловал городу Магдебургское право и разрешил дважды в год проводить большие ярмарки. Сюда съезжались купцы с Германии, Франции, Польши, России. Местные жители продавали им мед, воск, рыбу, знаменитые угневские сапоги, а покупали заморские пряности, прочие необходимые товары. Угнев еще в прошлом веке славился своими сапогами, за которыми в город несколько раз лично приезжал Иван Франко. Сапоги были уникальные — очень теплые, пошитые из кожи на одну ногу, как валенки. За ними ехали со всей Галичины. Статья Ивана Франко об этом и других ремеслах в городе «Домашний промысел угневцев» вышла печатью в газете «Свобода» в 1900 году.

Каждый день люди из окрестных сел спешили к построенной примерно в 1886—1890 гг., еще до недавних пор действующей, большой водяной мельнице, которая почти полностью сохранилась.

Успенский костел
Успенский костел
В течение многих веков в Угневе мирно сосуществовали представители трех культур — украинской, еврейской, польской. Об этом свидетельствуют памятники архитектуры: монументальный Успенский костел, неповторимая по архитектуре и внутреннему убранству церковь Рождества Богородицы, здания большой и вспомогательной синагог.

Костел — древнейший памятник архитектуры эпохи раннего барокко — в 1951 году закрыли. Прихожане унесли с собой все святыни, в том числе и алтарь, остались только голые стены. После урагана обрушился один из куполов. Сейчас реставрацией памятника архитектуры национального значения занимается Белзский государственный историко-культурный заповедник.

Столь же древней нужно считать очень большую, как для такого городка, синагогу. А на месте малой синагоги ныне магазин...

Единственная действующая в Угневе церковь Рождества Богородицы сооружена в 1780 году на месте более ранней деревянной. До Второй мировой войны она, благодаря неповторимой внутренней росписи, считалась одной из жемчужин сакральной архитектуры Галичины. Автор росписи художник Демьян Горняткевич со временем уехал в Канаду. Несмотря на солидный возраст, церковь почему-то не отнесена к памятникам архитектуры, а посему государственные средства ей на реставрацию не положены.

Большая синагога
Большая синагога
По словам священника Богдана Паращака, крыша храма была повреждена еще во время войны. Высокое здание церкви служило ориентиром для враждующих войск. Сегодня крыша напоминает решето, стропила прогнили, а главный крест наклонился. Рискуя погибнуть под обвалом, здесь поочередно правят службу православный и греко-католический священники. Недоразумений между ними нет.

— Церковь Рождества Богородицы сооружена на особом месте. Здесь по-прежнему сохраняется особая аура святого храма, необыкновенная энергетика присуща и ее окрестностям, — рассказывает отец Богдан. — Вот рядом гора Бартишка, на которую на автомобиле заехать можно, а спуститься — никак: по неизвестным причинам во время спуска двигатель глохнет.

Я долго искал место, откуда можно было бы сфотографировать церковь. Наконец-то это удалось. Но в кадр все-таки попала копна сена, которым хозяин расположенного рядом дома кормит зимой скот. Вроде бы и город, а вроде бы и село.

Неподалеку от церкви — старинное городское кладбище. Как свидетельствуют надписи на крестах, древнейшие погребения датированы серединой XVII в. За кладбищем по мере сил и финансовых возможностей ухаживает горсовет. Как рассказал зам городского головы Игорь Мороз, до недавних пор могилы скрывались в зарослях дикого кустарника. С большим трудом их, в конце концов, выкорчевали. Теперь обозначенные временем и войнами старинные кресты напоминают кадры из какого-то фантастического фильма. Почти никого из потомков похороненных здесь людей в городе не осталось.

— Поляки, чьи пращуры здесь похоронены, считают, что восстанавливать первоначальный вид кладбища должны украинские власти, — говорит Игорь Мороз. — Но средств на реставрацию ни город, ни государство, конечно, не имеют.

Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы
Если польские погребения хоть как-то сохранились, то от еврейского кладбища не осталось и следа. В 1954 году его сравняли с землей, а на освобожденном таким варварским способом месте соорудили автобазу. Археологи здесь никогда не работали, а Угневу крайне нужны их исследования. Тогда городской музей древностей можно было бы существенно расширить. Здесь и сейчас собрано немало ценных экспонатов, в частности аутентичная одежда мещан Угнева, которой от 100 до 150 лет. Эти уникальные вещи просто поразили французских туристов, посетивших музей. Не меньше внимание знатоков привлекают хорошо сохранившиеся предметы быта мещан, оригинальные фотографии, документы. О жизненном укладе XVIII—XX ст. ярко свидетельствуют образа, различные по стилю вышивки. Некоторые из них переносились с изделия на изделие еще со времен до монголо-татарского нашествия.

А перед Второй мировой войной Угнев имел типичную планировку средневекового города — с ратушей, красивыми строящимися домами. К сожалению, на месте старинной рыночной площади теперь стоит общежитие профессионально-технического училища. Не уцелело и здание городской ратуши. Его, как и самые красивые дома, разобрали в советские времена. Ныне здесь городской парк.

Но физическое уничтожение памятников старинной архитектуры, репрессии против представителей трех культур не разрушили дух и высокие традиции древнего города. Угнев всегда называли Назаретом галицкой интеллигенции. Сюда часто приезжал погостить к отцу и сестре композитор Кос-Анатольский, здесь жили творческие и образованные люди. Из этого города до 1946 года вышло 53 священника. Именно в Угневе родился Северян Бараник, замученный энкаведистами в Дрогобычской тюрьме. Он во время приезда во Львов папы Иоанна Павла II был канонизирован.

Угнев и сейчас богат талантами — народными поэтами, композиторами, художниками. Отсюда вышло и немало ученых. Каждый год в вузы поступает 95 процентов выпускников местной школы. Домой с дипломами они, к сожалению, уже не возвращаются.

В объявлении, размещенном на единственном в Угневе магазине, налоговый инспектор предупреждает местных владельцев «средств производства»: стоимость возделывания огородов более восьми гривен за сотку не поднимать. Иначе к нарушителям будут применены меры воздействия.

Безденежье в самом маленьком в Украине городке бросается в глаза на каждом шагу: разбитые дороги, давно не ремонтированные дома, неработающие колонки... Самая большая беда — отсутствие работы. Найти ее здесь практически невозможно. Вся надежда на собственное хозяйство. Из присущих городу учреждений и заведений тут имеется городская управа, которую кое-кто по привычке называет горсоветом, средняя школа, больница, профессионально-техническое училище, почта. Кажется, все. Они обеспечивают работой не более 200 человек. Остальным приходится искать применение своим силам, знаниям и способностям во Львове, Сокале, других городах. На сегодня в Угневе — около тысячи жителей. А еще 20 лет назад их было вдвое больше.

Здание городского совета среди прочих отличается разве что наличием сине-желтого флага. В одной комнате ютится едва ли не все городское начальство. Поскольку председатель горсовета в это время находился по делам в Киеве, показать город согласилась секретарь городского совета Мария Горошко. «Много времени это у вас не отнимет», — пошутила она.

Мы идем по дороге, которая в последний раз видела асфальт еще в советские времена. Каждый третий дом нуждается в капитальном ремонте, некоторые вообще пустуют. В один из них рискнул войти. Горы мусора, остатки старой мебели, одежды. В какое-то мгновение показалось, что на голову вот-вот рухнет истлевшая кровля. Жутко.

Несмотря на наличие свободных земельных участков, желающих строиться немного. За последние два года лишь несколько семей смогли изыскать средства на новостройку. Купили старый дом, развалили, на его месте поставили новое здание.

Жизнь в городке недешевая. Труднее всего зимой. Отопление печное, поэтому приходится покупать уголь или дрова. Тонна угля стоит 400—450 грн., прицеп дров — 700—800 грн. На зиму нужно три тонны угля либо три прицепа дров. Газ жители приобретают в баллонах — по 130 грн. А еще нужно кормить, одевать и учить детей... Минимальная заработная плата — 800 грн.

Мария Горошко показывает один из домов, построенных молодоженами. Не успели они поселиться, как у их жилища на электрическом столбе свили гнездо аисты. Может, именно они изменят демографическую ситуацию в Угневе?

Пока что она безрадостная. С начала нынешнего года умерло четверо угневцев, а родился только один ребенок. Девочка увидела свет в марте, назвали ее Мартой. Хочется верить: когда Марта вырастет, в самом маленьком в Украине городе все будет хорошо.

Удачи тебе, Угнев!

И все-таки будущее Угнева, его перспективы жители связывают не с прошлым, а с открытием перехода между Украиной и Польшей. До границы от Угнева каких-то полтора километра. При этом с польской стороны оборудована вся инфраструктура, а вот Украина не спешит. То ли средств не хватает, то ли власть имущие из Киева стесняются местной нищеты. Из-за отсутствия перехода между соседями практически нет каких-либо контактов. Раз в год, в день Святого Антония, который празднуют в конце июня, поляки большой группой — до 500 человек — пешим шествием посещают могилы предков, осматривают город и в тот же день возвращаются домой. Угневцы из-за отсутствия загранпаспортов в Польше не бывают.

Подавляющее большинство нынешних жителей Угнева — переселенцы из-под Карпат. Так случилось, что во время выравнивания границ с Польшей отсюда было выдворено все польское население, а во время войны расстреляны почти все евреи. Украинцев в ходе операции «Висла» из Угнева выселили. Домой вернулись всего лишь три семьи. Сегодня в Угневе осталось лишь несколько семей — исконных жителей. Однако дети переселенцев считают себя угневцами и гордятся древней историей родного города.

Именно на молодежь здесь возлагают особые надежды. В городе нет собственной пекарни, кафе, не говоря уж о сувенирной лавке для туристов. Но первые сдвиги все же есть. Недавно молодые предприниматели наладили выпуск мебели. С древесиной проблем нет — вокруг повсюду леса. Как говорится, сам Бог велел.

В прошлом веке Угневский край славился своими рыбными и охотничьими промыслами. А ныне речка Солокия взята в узкое русло. До мелиоративных работ она широко разливалась по местным территориям. Рыбы и дичи было столько, что на охоту приезжали даже из Киева. Сейчас в соседних лесах обустроили охотничье хозяйство, но местных жителей туда не пускают.

Уже прощаясь, стал свидетелем хорошей новости. К заму городского головы буквально влетел мужик и с порога радостно сообщил, что его кобыла только что ожеребилась. Как оказалось, он отвечает в городе за вывоз мусора и очень ценит свою работу. Что же касается лошадей — то они сегодня выручают местных коммунальщиков. Так и хотелось сказать: удачи тебе, Угнев, хотя бы с такими вестями. Люди должны быть счастливыми и зажиточными в таком замечательном крае.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно