НАСТОЯЩИЕ МУЖИКИ САЖАЮТ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

4 июля, 2003, 00:00 Распечатать

На экзотическую для украинских широт пальму Южный берег Крыма в последние два-три года утратил монополию...

На экзотическую для украинских широт пальму Южный берег Крыма в последние два-три года утратил монополию. Умелыми селекционерами тропического растения оказались «донецкие ребята», наделавшие и без того немало шума в экономической и политической жизни страны.

Как и во всех других своих делах, к высадке пальм в Украине и за ее пределами они подошли прагматично. Не изобретая велосипед, решили, что для отечественного непредсказуемого чернозема вполне подойдет железное дерево под названием «Пальма Мерцалова», ставшее официальным символом Донецкой области с 1999 года, укоренившись на ее гербе.

Именно с того времени южное металлическое растение начало свой путь в мир. С легкой руки благотворительного фонда содействия развитию и популяризации Донбасса «Золотой Скиф» сначала маленькие копии выкованной 100 лет назад талантливым юзовским кузнецом пальмы стали неотъемлемым атрибутом самых высоких столичных и региональных кабинетов. Затем в ряде украинских городов и за рубежом были «высажены» более чем трехметровые копии.

До тех пор пока президент фонда «Золотой Скиф» Виктор Янукович был всего лишь главой пусть и огромной, но области, экспорт железных деревьев воспринимался если не с иронией, то доброжелательно, как дружественный дар равного равным (внутри Украины). С назначением главы Донетчины премьер-министром процесс «пальмизации» страны стал приобретать зловещий оттенок. По крайней мере в СМИ.

Слова о «символической экспансии» в этом ряду были едва ли не самыми безобидными. В некоторых газетах и электронных средствах массовой информации с «высадкой» Пальмы Мерцалова под приезд премьера во Львов связали даже отставку губернатора Янкива, и железное донецкое дерево нарекли едва ли не главным орудием Януковича в предстоящей борьбе за украинский президентский престол.

Раскрыть секрет Пальмы Мерцалова согласился один из ее главных «селекционеров» — исполнительный директор фонда «Золотой Скиф» Константин Воробьев.

— Так стала ли Пальма Мерцалова одним из символов предстоящей политической борьбы?

— Судя по некоторым публикациям, Пальму Мерцалова называют одним из символических брэндов Виктора Януковича в предстоящих президентских выборах. Но во-первых, Янукович еще нигде не заявил, что будет баллотироваться на пост президента страны. Во-вторых, фонд «Золотой Скиф» и сама Пальма Мерцалова не создавались «под Януковича». Фонд родился в 1996 году, то есть задолго до губернаторства Виктора Федоровича. Идея с пальмой возникла чуть позже, когда историки буквально выудили из справочников тот факт, что ровно сто лет назад юзовский кузнец выковал из куска железнодорожного рельса настоящее произведение искусства. Пальма Мерцалова стала центральным экспонатом Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получила Гран-при.

Увы, вскоре после этого наступила эпоха других символов, а вернее, идеологических штампов. Став частью молодого Украинского государства, Донецкая область начала искать свои символы. Пальма Мерцалова подошла, по мнению большинства, как нельзя кстати. Она символизирует талант, трудолюбие и возможности украинского народа, мощного индустриального региона страны. На гербе области под изображением пальмы начертаны слова Дмитрия Менделеева: «Возможность, доказанная делом». Такую характеристику дал великий ученый развивающемуся юго-востоку Украины. После долгих лет забвения его высказывание не утратило актуальности. Пальма Мерцалова стала действенным атрибутом в привлечении инвестиций, символом единения в восстановлении экономики, гражданского согласия в регионе. Это становится понятным, если сравнить, например, ситуацию 1997 года и нынешнюю. А много ли в Украине сейчас символов, способных нести положительный имидж страны в цивилизованном мире? Очень мало.

Именно с этих позиций мы подходили, когда приняли Национальную программу «Пальма Мерцалова». Уверен, что положительную роль она уже сыграла и далеко не исчерпала себя. Еще до того как Янукович стал премьер-министром, наш фонд инициировал установить копии Пальмы Мерцалова в десятках столиц и культурных центров мира. Тогда нас поддержали многие депутаты Верховной Рады, члены правительства, дипломатических представительств и миссий. Мы и сейчас с ними тесно сотрудничаем. И делается это без какого-либо вмешательства нынешнего премьер-министра. Просто очень многие политики, деятели культуры, предприниматели осознали положительную роль одного из новых брэндов независимой Украины. В прошлом году на семидесятилетии области председатель Донецкого облсовета Борис Колесников вручил копию Пальмы Мерцалова главе администрации Президента страны Виктору Медведчуку. Тот, в свою очередь, распорядился установить ее в столичном Национальном выставочном комплексе Украины. Понимают нас и в регионах. Сейчас власти Днепропетровска и Львова рассматривают вопрос об установке копий Пальмы Мерцалова в Страсбурге и Ватикане. У этих городов существуют и свои замечательные символы, но Пальму Мерцалова они готовы пропагандировать за рубежом в целях укрепления положительного имиджа всей страны. Сегодня наш фонд ведет дипломатическую переписку с более чем 130 странами мира.

— Получается, что без новых брэндов Украине не выжить.

— Можно по старинке обрабатывать землю сохой и тянуть от урожая до урожая. Но Украина — это не только территориальное определение. Мы — ее граждане — обязаны все делать ради процветания своей Родины. Но мы являемся неотъемлемой частью мировой цивилизации и обязаны отвечать ее параметрам, чтобы не казаться смешными. К счастью, нашей стране есть чем гордиться. Но нам необходимо научиться «подавать» себя. Пальма Мерцалова в этом деле не панацея. Давайте предложим другие символы. Мы почему-то постоянно стесняемся преподносить себя. В конце концов предвыборная кампания — это та же реклама, где претенденты предлагают свои услуги обществу, одновременно давая определенные гарантии. Ведь все что ни делает человек для государства можно отнести к его саморекламе. Так складывается и по Януковичу. Все зависит от степени интересов «комментаторов».

— Как было в этом году в Ганновере, во время визита премьер-министра в Германию, после чего и посыпались обвинения со стороны СМИ в адрес Януковича в излишней «пальмизации»?

— Уже тот информационный факт, что Янукович открыл на Всемирной выставке Пальму Мерцалова, привлек к визиту украинского премьера повышенное внимание общественности, деловых кругов Запада. Во многом наше железное дерево создало пусть и не ключевую, но своеобразную рекламу визиту. Положительную же роль от достигнутых договоренностей с Германией не отрицала даже оппозиция. Так на чьи же интересы сработала Пальма Мерцалова? Однозначно — всей нашей страны. Уверен, если бы Янукович повез в Германию, например, «сало в шоколаде» или «глобус Украины», то и здесь нашлись бы те, кто обвинил премьера «в использовании данных брэндов в личных интересах». Просто многим не дает покоя его возросшая популярность да еще накануне президентских выборов.

— Кстати, в электронных СМИ была распространена информация о том, что у премьер-министра сложились не совсем благоприятные отношения с его «подопечным» регионом, а сам фонд как бы оказался здесь камнем преткновения. Правда ли это?

— Я знаком с подобными суждениями. Все они от начала до конца являются если не частью черной PR-кампании, то уж плодом разгоряченного воображения — это точно. Президентом «Золотого Скифа» является Виктор Янукович. На очередном собрании учредителей фонда его вице-президентом избран председатель Донецкой облгосадминистрации Анатолий Близнюк. А это значит, что никаких разногласий по поводу деятельности нашей структуры или вокруг ее программных действий не существовало и не существует. Более того, собрание утвердило план совместной работы Донецкой ОГА и фонда «Золотой Скиф», который является составной частью Национальной программы «Пальма Мерцалова». Ключевым ее этапом станет проведение в рамках провозглашенного президентами двух стран Года России в Украине V Международного фестиваля «Золотой Скиф». Совместным планом в том числе предусмотрено установить памятник нашему земляку Иосифу Кобзону и открыть в Донецке площадь Петра I. Что касается первой идеи, то она принадлежит землячеству донбассовцев в Москве и возникла после того, как Иосиф Давыдович проявил мужество при освобождении заложников Норд-Оста, в том числе и наших соотечественников. О личности российского царя и его роли для Украины споров предостаточно, но нельзя забывать и тот факт, что после его знаменитого указа об угле началось промышленное освоение нашего «дикого поля». Мы надеемся, что состоится торжественная передача оригинала Пальмы Мерцалова российской делегацией нашей стране (до настоящего времени произведение юзовского кузнеца является экспонатом музея Горного университета Санкт-Петербурга. — Ред.). Важным моментом юбилейного фестиваля будет, согласно президентскому указу, презентация первого в стране Государственного музея истории промышленности Украины. В нем будут собраны уникальные образцы техники отечественного производства.

— Но все же, деятельность фонда «Золотой Скиф» больше носит региональный характер. Это следует из его учредительных документов. А вы пропагандируете общенациональную программу «Пальма Мерцалова» и утверждаете о подключении к ней всеукраинских структур. Как-то не логично.

— Сегодня уже создается на всеукраинском уровне фонд «Пальма Мерцалова». Его учредителями выступят ведущие отечественные предприятия, бизнес-структуры, влиятельные украинские политики и деловые люди. Уверен, что нашей стране необходимо как можно больше положительных брэндов. Буду только рад, если завтра символом Украины в мире станет, например, ракета.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно