Наследник иудейской мудрости

13 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 13 мая-20 мая

В семье потомственных франкфуртских раввинов, где царил дух ортодоксального иудаизма, 23 марта 1900 года родился мальчик, которому было суждено стать одним из корифеев психоанализа...

В семье потомственных франкфуртских раввинов, где царил дух ортодоксального иудаизма, 23 марта 1900 года родился мальчик, которому было суждено стать одним из корифеев психоанализа. Эрих Фромм с юмором вспоминал, что один его прадед, ревностный иудей, днями изучал Талмуд в своей лавке, которая едва давала средства к существованию, но когда в магазин заходил случайный покупатель, он вежливо направлял его в соседний, а сам вновь углублялся в Писание. Изучал психологию, философию, социологию в университетах Гейдельберга, Мюнхена, Франкфурта, где слушал лекции Макса Вебера, Генриха Риккерта, Карла Ясперса… В 22 года получил степень доктора философии; в 1930 году окончил Институт психоанализа в Берлине и стал практикующим аналитиком.

Психоанализ обычно сводят к обывательской болтовне об эдиповом комплексе, сексе… Главное совсем в другом: Зигмунд Фрейд опроверг иллюзию о том, что людьми руководит только сознание; он доказал, что ими движет огромный массив бессознательного; он ошибочно считал психическую энергию (либидо) исключительно сексуальной, а её подавление считал причиной невроза… Именно Фромм очистил психоанализ от избытка «сексуализма». Он справедливо считал, что либидо имеет характер общей жизненной энергии, невроз возникает у ребёнка при встрече с враждебным миром, а у взрослого социум вызывает чувства изоляции и бессилия, что углубляет невротическую тревожность.

Следуя идеям Иоганна Якоба Бахофена, Фромм считал, что социальная динамика определяется столкновением заложенных в психике принципов матриархата и патриархата. Патриархат — рацио, наука и техника, государство, закон, подавление; все это ведёт к авторитаризму, например, тоталитариям ХХ века. Матриархат — равенство, прощение и сострадание. Вопреки Фрейду, фиксацию на матери (эдипов комплекс) Фромм объясняет несексуальными мотивами — желанием вернуться под защиту, отгородиться от враждебного мира; но это тормозит развитие, ведёт к регрессу и инфантильности, например, в разрекламированном «обществе потребления».

Фромм дал интересные трактовки Святого Писания. Людей порабощают ложные идолы — деньги, слава, власть. Раскол сознания медицина называет «шизофренией» — люди не могут постичь единого Бога, который правит многообразием Мира. Еврейское слово «шалом», т.е. «мир», можно перевести как «полнота, целостность». Чтобы постичь всеединство и обрести Мир, нужно «спасение» — преодоление отчуждения и раскола сознания, познание Бога и Закона Его.

Идею коммунизма Фромм считал светской религией. Как и библейские пророки, Маркс считал, что люди должны освободиться от социальной рутины для познания и преобразования мира. По Марксу, сформированные социумом «страсти» противоречат истинной сути людей. Фромм говорил о «патологии нормальности» — принятая в обществе «норма» есть патология с точки зрения высшей сути человека.

Общество удерживают не только власть и эгоизм, но и система эмоций. Обострение противоречий ломает эмоциональные связи. Высвободившаяся психоэнергия взрывает общество. По Марксу, под влиянием идей гуманизма это ведёт к прогрессу. По Фромму же, революции ведут к катастрофам, ибо «прекрасные идеи» влияют лишь на поверхностное сознание, а людьми часто движут глубокие бессознательные деструктивные порывы.

Работая во Франкфуртском институте социальных исследований, Фромм пытался объяснить социологам элементарные вещи: полученное путём опроса «общественное мнение» сравнительно маловажно и им легко манипулировать; индивид думает примерно то же, что и другие; обществом движут не столько поверхностные мысли, сколько более глубокие эмоции; огромный недостаток «выборной демократии» в том, что выборы (тот же опрос!) определяют лишь поверхностное мнение. В 1930 г. парламентские выборы показали, что лишь 18% немцев голосовали за партию Гитлера. Фромм же пришёл к выводу, что у 75% немцев — соглашательский характер и они не будут противостоять фашизму. Ему не поверили… В 1933 г. институт «эмигрировал» в США — в его составе было много евреев. В 1941 г. в США Фромм издал знаменитую книгу «Бегство от свободы», в которой проследил путь Запада от Реформации до фашизма и общества потребления.

С 1949 г. он был профессором в университете Мехико. Выступал против ядерного оружия и войны во Вьетнаме, предложил идею «гуманистического социализма», вступил в социал-демократическую федерацию США, но покинул её, поняв, что это обычная «контора». В 1962 г. Фромм посетил СССР и заявил, что наш «социализм» — это крайняя степень государственного капитализма.

В 1960-х гг. угроза мировой термоядерной войны привела к мысли о том, что кроме поверхностных политико-экономических, есть глубинные корни агрессии людей — животные инстинкты, заложенные в филогенезе. Эти «идеи» стали модными благодаря книгам «Так называемое зло» Конрада Лоренца и «Голая обезьяна» Десмонда Морриса — биологов, абсолютно некомпетентных в психологии. Такие глупости говорят и сейчас, не понимая, что человек — отнюдь не обезьяна.

В 1973 г. выходит еще одна нашумевшая книга Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Фромм различает «инстинкты» и «страсти»: инстинкты имеют животную основу, страсти коренятся в характере и имеют психо-социальную основу. Человеку свойственны два вида агрессии. Первый — общий для людей и животных. Это оборонительный «доброкачественный» вид, который заложен в филогенезе, служит выживанию вида и рода, но затухает при исчезновении угрозы. Другой вид — «злокачественная» жестокость и деструктивность — есть только у человека и отсутствует у животных, не обусловлен филогенетической программой, не служит биологическому приспособлению; это лишь удовлетворение иррациональных страстей. Человек — это убийца, который без разумных причин мучит и убивает соплеменников и находит в этом удовольствие! Звери на такое не способны, у них на это… «ума не хватит»! Агрессивность человека объясняется не звериным инстинктом, а тем, что отличает его от зверя. Инстинкты дают однозначную, рациональную программу. Цель оборонительной агрессии зверя — не разрушение, а сохранение жизни. Если же она достигнута, агрессия исчезает.

У людей инстинкты слабы. Их заменяет разум, но он даёт неоднозначную программу. Оборонительная агрессия у людей намного сильнее: человек предвидит угрозу, преувеличивает её, может уверовать в мифическую угрозу, планировать встречную, часто бессмысленную агрессию. Человек может жить только в психическом равновесии, и идеи, которые ставят под сомнение ориентацию, мотивацию, объект поклонения, воспринимает как угрозу.

Но разум сильно осложняет жизнь. Человек не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознаёт своё отчуждение от враждебного мира, бессилие, неведение, неизбежность смерти. Грехопадение — превращение твари в человека через осознание себя. Человек не может вернуться под защиту утробы, в животное состояние гармонии с природой. Нарушение физических связей с миром ведёт к экзистенциальным потребностям в психических связях. Их можно удовлетворить творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде, а можно — нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Объединяясь вокруг лидера, люди становятся боязливыми полурабами. Товары и всяческие развлечения делают человека жадным и неудовлетворенным. По Фромму, свобода — благо лишь при созидательной реализации. Но страх перед ней ведет к авторитарному мазохизму тоталитарных обществ или приспособленчеству «развитых демократий». Потребность в воздействии на мир требует познания и преобразования мира, но зачастую приводит к подавлению других и разрушению окружающего мира. Здесь корни той «злокачественной» агрессии, которая отсутствует у животных и есть только у людей, не подчинена разумной цели и служит удовлетворению иррациональных страстей.

Психика — уникальное явление в Космосе. Фромм и Станислав Лем приводят ошеломляющие данные: число связей между нейронами коры головного мозга у человека достигает 102783000, а число атомов во Вселенной оценивается в такую несопоставимо малую цифру — 1066! Человек же просто обязан охватить своим мозгом Вселенную!

Если люди не переплавят энергию разрушения и потребительства в энергию созидания, они уничтожат себя и окружающий мир. Человек вышел из состояния твари и вернуться обратно не может. Созданный по образу и подобию Бога, он имеет все шансы уничтожить и себя, и окружающий мир. Великие пессимисты Аркадий и Борис Стругацкие утверждали, что «трудно быть Богом», но Фромм надеялся, что you will be as God, т.е. «ты будешь Богом», если за ум возьмёшься. Верится с трудом…

В 1980 году, 25 лет назад, наследник мудрости библейских пророков Эрих Фромм покинул этот мир… На склоне лет он писал, что Книги Пророков стоят больше, чем ежедневная трескотня «средств массовой информации».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно