Наше поражение во Второй мировой войне

3 июня, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 3 июня-10 июня

Дорогие соотечественники, братья и сестры, оранжевые и сочувствующие, не преследует ли вас ощущение поражения во Второй мировой войне?..

Дорогие соотечественники, братья и сестры, оранжевые и сочувствующие, не преследует ли вас ощущение поражения во Второй мировой войне? Не в ее исторических временно-событийных рамках, а в гигантском русско-имперском самопиарном процессе, составлявшем суть празднования 60-й годовщины ее окончания? Меня преследует навязчивая мысль, что все должно было быть иначе, ведь было хуже, чем всегда. Поскольку всегда — читай, в далеком дореволюционном прошлом, в доцитрусовый период кучморежима — празднование мучительных и неоднозначных исторических дат было по-пропагандистски однозначным: советский народ сломал хребет нацизма и принес освобождение народам Европы. Все события, вопросы, человеческие судьбы, ошибки, которые не укладывались в эту схему, вычеркивались из исторической и жизненной хроник, а упоминание о них наказывалось тем или иным образом. Страх правды и справедливости господствовал всеохватно.

С ноября 2004 года страх, казалось, был вытеснен из доминант украинского общества. По крайней мере, для какой-то довольно важной его части. Знаменем (поскольку слово «гарант» дискредитировано кучмизмом) этого восстановленного чувства достоинства и бесстрашия украинского народа стал Президент Украины. Поэтому ожидалось, верилось: 60-я годовщина завершения Второй мировой войны будет подходящей возможностью, чтобы загладить хотя бы часть исторических и человеческих обид, причиненных Украине и ее народу, и, что самое важное, моментом отваги инаугурованного под памятником Независимости — быть в конце концов независимым.

Представлялось, будем говорить и о пакте Риббентропа—Молотова как о начале репрессий против населения Западной Украины, и о том, что воины УПА перестанут быть пасынками государства, за которое они воевали и благодаря которым в значительной мере мы его теперь имеем; и что, наконец, официальным центром празднований будет 8 мая, поскольку именно в этот день завершилась война.

Наивно ожидалось, что акцент в ознаменовании будет вокруг трех слов: Память, Ответственность, Примирение. И тогда совсем необязательно было бы господину Президенту ехать в Москву, чтобы еще раз посмотреть имперское шоу на Красной площади. Память, Ответственность и Примирение можно постигнуть среди своих и для своих. Кстати, не все прибалтийские лидеры оказались любителями трибун под мавзолеем, даже одиозный «беларуский бацька», и тот не поехал к «бацьки масковскава».

«Не так сталося, як гадалося». Президент наш сердечно взывал к ветеранам, чтобы они подали друг другу руки. А кому их было подавать, если там была лишь только одна, давно привилегированная, окруженная социальными льготами часть ветеранов? Они могли подать руку разве что вам, господин Президент, за то, что их страхи совпали с вашими, и вы снова не разделили социальные блага между ветеранами и не отдали должное ветеранам УПА. Украинская народная мудрость, к которой вы так часто апеллируете, гласит, что сытый голодного не понимает. Вы призываете подать руку примирения людям, находящимся в разных «весовых категориях». Уравняйте их, признайте заслуги тех, кто того стоит, а тогда призывайте к примирению!

Уважаемая госпожа Тимошенко великодушно признала заслуги всех, кто воевал в той войне, но сразу отметила, что биографию каждого, кто был в УПА, следует досконально изучить, и лишь тогда он будет признан «воюющей стороной» со всеми вытекающими последствиями. А кто, уважаемая госпожа премьер-министр, проверял биографии и действия тех ветеранов, которые сегодня являются элитной социальной группой? Кто отсепарировал энкаведистов, военных преступников, без закона и следствия по указанию сталинской тоталитарной машины, массово уничтожавших жителей Украины? Соглашаюсь, и с одной, и с другой сторонами были люди, переступавшие закон, но почему сегодня закон призывают применить к одним, предоставляя все большие льготы другим?

Уважаемые господа ветераны Великой Отечественной войны, вы вполне убежденно говорите в телевизионные камеры, что ставить вопрос о признании УПА воюющей стороной «несвоевременно». Странно слышать такую циничную фразу из уст немолодых людей. Несвоевременно приходит лишь смерть, а справедливость всегда своевременна. Кроме тех случаев, когда смерть делает этот акт запоздалым. Кто-кто, а уж вы, убеленные сединами, должны были бы это понимать.

Уважаемые господа журналисты, перед глазами стоят телевизионные кадры времен оранжевой революции: старый воин УПА из Ивано-Франковска приехал на Майдан в первые дни революции со своей женой, своими сынами и невестками, поставил палатку и жил там, как когда-то, наверное, в отряде. Тогда, «дорогі мої», у вас не возникало желание проверять его прошлое, зато вы тиражировали нужный — без сомнения нужный! — на то время сюжет во всех выпусках новостей. Теперь же новости заполонили репортажи с военных парадов в чужой стране и глубокомысленные раздумья нами избранной демократической власти на тему «этому ветерану дам, а этому не дам».

А что в основе? А в основе все тот же страх. Возможно, я преувеличиваю, но представляется, что Украиной сегодня правит именно он, страх. Страх перед выборами-2006, страх перед потерей единомышленников по сцене на Майдане, страх перед отдельной от России позицией, страх перед Украиной — такой, которая она является на самом деле, а не с курганами и революционными лозунгами.

Однако, несмотря на все в Украине начинают действовать силы, которые непременно наполнят смыслом понятия Памяти, Ответственности, Примирения. Пока еще то, что они делают, не слишком интересует СМИ или трусливо подается в новостях на «1+1» как акция простого крестьянского сострадания. 8 мая 2005 года в пограничном селе Потелич Жовковского района на Львовщине произошло событие, явно выбивавшееся из партитуры постсоветского хора, дирижированного из Москвы. Епископ немецкого города Трир Райнхард Маркс, председатель комиссии «Справедливость и мир» епископской конференции Германии, совместно с высшим духовенством римско-католической, греко-католической церквей, а также при участии представителей УПЦ КП, УПЦ МП и УАПЦ провели общий экуменический молебен на военном кладбище, где похоронены солдаты вермахта, а также на военных захоронениях советских и украинских воинов. В маленьком украинском селе собралась община, душевным усилием выстроившая и предложившая большой Украине метафорический корабль, своеобразный Ноев ковчег примирения и согласия, на котором спасутся те, кто понимает войну как исполинскую машину зла — будучи запущенной, она набирает обороты и перемалывает своими жерновами всех, кого достанет. И среди тех, кого она захватит, все меньше отдельных и сознательных Личностей, а все больше бездумного, слепого фарша в страшной мясорубке.

Наверное, осознание такой правды о войне, а не политические резоны, торги или страхи дня сегодняшнего и должны были бы стать лейтмотивом празднования в Украине 60-й годовщины со дня окончания Второй мировой. На официальном уровне, к величайшему сожалению, так не произошло. На уровне интеллектуальных элит и сознательной общины подан знак, выполнены первые чертежи корабля гуманизации истории. Важно, чтобы новая власть сумела прочитать эти чертежи, иначе мы обречены на все новые и новые поражения в виртуальной войне за право быть достойным народом достойного государства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно