МЫТЬСЯ ИЛИ НЕ МЫТЬСЯ?

23 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 23 февраля-1 марта

Америка - страна, где существует прямо-таки культ мытья. Среди моих знакомых американцев нет ни одного, кто не принимал бы душа хотя бы раз в день, а летом - минимум дважды...

Америка - страна, где существует прямо-таки культ мытья. Среди моих знакомых американцев нет ни одного, кто не принимал бы душа хотя бы раз в день, а летом - минимум дважды. А человека, от которого пахнет немытым телом, просто-напросто не возьмут на работу, каким бы распрекрасным специалистом он не был, да и вообще будут его сторониться при встрече. Недаром статистика гласит, что американцы потребляют мыла на душу населения больше всех в мире.

На протяжении всей истории человечество по-разному относилось к проблеме мытья - это, как правило, зависело от эпохи, в которую люди жили: вот, скажем, древние римляне всегда мылись с превеликим удовольствием. Так, например, в 20-е годы нашего века итальянцы подняли со дна озера Неми два судна древнеримских вельмож. Не говоря о роскоши и пышности, укажу лишь, что там имелись медные нагревательные приборы, обеспечивавшие каюты горячей и холодной водой и имевшие весьма современный вид, в особенности бронзовые трубы и краны. Через тысячу лет Колумб и Магеллан могли разве что мечтать об этом. А потомок тех же римлян, итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах ...вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте.

Средневековые города Франции, Германии, Англии и других стран застраивались стихийно, улочки в них были узкими и кривыми, жители этих городов не имели ни малейшего представления о канализации и водопроводе. Из-за ужасной антисанитарии и перенаселенности нередко вспыхивали эпидемии. И наоборот, еще за 4500 лет до наших дней города т.н. Хараппской цивилизации, существовавшей в долине Инда, были спланированы столь же тщательно, как новейшие из современных городов: с канализацией, водопроводом и централизованным сбором мусора. А кроме общегородских бань, в домах состоятельных людей были отдельные ванные комнаты (в Европе и в той же Америке это считалось роскошью еще в конце прошлого столетия).

Зато аристократы времен Ренессанса и барокко перебирались из замка в замок, дабы слуги могли очистить от грязи тот, который они покинули, и затем хорошенько его проветрить. В то время прекрасные дамы и благородные кавалеры мылись чрезвычайно редко и почти никогда не меняли нижнее белье. Несколько сотен придворных обслуживали 4 прачки и один водонос. Приносимой водой запивали еду, поглощаемую в несметных количествах, а мылись уже тем, что оставалось - если оставалось вообще. Воздух был насыщен запахами немытых тел и пропотевшей одежды, а также лука и чеснока, которыми обильно приправляли еду, чтобы забить запах прогорклого жира и несвежего мяса.

Во времена средневековья купание было очень популярным. Во многих странах каждая деревня, не говоря уже о городах и дворянских поместьях, имела паровые бани. В банях не только мылись - они также служили местом важных встреч; кое-где даже существовали особые правила, регламентирующие подобные встречи. Когда какой-либо рыцарь прибывал в гости к своему другу, ему тут же готовили ванну, а служанки помогали снять одежду и услужливо терли ему спину. Купаться было принято раз в неделю, но мыть младенцев врачи рекомендовали дважды в день, а богачи-благотворители оставляли в своих завещаниях бедноте средства не только на еду, а и на посещение бань.

В некоторых городах посещение бань было обязательным. Несоблюдение этого правила влекло за собой наказание - отсутствие можно было оправдать только болезнью. Каменщикам предписывалось купаться не реже раза в две недели. Котельщики каждую субботу выплачивали ученикам надбавку на купание. Переплетчики были грязнее всех, поэтому цеховой устав повелевал им раз в неделю отправляться в бани. Когда в банях все было подготовлено, а вода нагрета, служащие бегали по городу, колотя в медные тазы.

Купаться не позволяли себе лишь те, кто путем умерщвления плоти надеялся попасть в Царство Божие. В Вене было тогда (не считая частных) 29 общественных бань, в Нюрнберге - 8, в Кракове - 11. В Париже общественные бани были в каждом квартале (при этом следует учесть, что в крупнейших европейских городах было не более чем по 100 тысяч жителей; в Лондоне в ту пору было 50 тысяч). В 1292 году в Париже работали 26 общественных бань, причем даже зимой, хотя топливо стоило недешево.

В бани не допускались проститутки, бродяги, прокаженные и те, кто пользовался плохой репутацией. При дворах купались обычно в спальнях, куда слуги доставляли деревянные корыта с горячей водой. Летом омовение совершалось в садах, где можно было одновременно и купаться, и вести светскую жизнь. Для лиц же низкого звания оборудовали специальные помещения поблизости от кухни.

Туалеты в средневековых замках и богатых городских домах устраивались в эркерах с отверстием в полу, благодаря чему испражнения попадали в реку или в специальный ров, откуда их потом вывозили. В замке Суси, построенном на севере Франции в начале XII века, имелась центральная цитадель, снабженная отхожими местами на каждом из трех ярусов.

Сточные воды отводились в каменные каналы с вентиляционными отдушинами и люками, через которые можно было удалять нечистоты, или сливались в специальные подземелья, которые поздние исследователи принимали за секретные проходы и подвалы.

В соответствии с концепцией «благородной» архитектуры для аристократии XV века, а в последующие века - при возведении зданий «стыдные» помещения попросту игнорировались. О чем стыдились упоминать, того и не строили. Поэтому средневековый Суси наверняка обладал намного лучшими санитарными устройствами, нежели великолепный Версаль.

Затем в Европе появилась, а затем широко распространилась завезенная неведомо откуда (кое-кто утверждает, что из Нового Света) новая болезнь, несколько остудившая страсть к совместным купаниям в общественных банях. Начало ее распространению положила военная экспедиция (1494 - 1495) французского короля Карла VIII, претендовавшего на владение Неаполитанским королевством. На память об этой военной авантюре итальянцы заполучили болезнь, которую прозвали «французской», а возвратившиеся из этой экспедиции французы - «неаполитанской».

Опасаясь сифилиса, называвшегося еще «франкой» или «любовной болезнью», люди посещали общественные бани все реже, тем более, что врачи рекомендовали этого не делать. И тогда по всей Европе бани начали закрываться, а позднее их попросту ликвидировали. А чаевые, которые в средние века называли в Германии «банными» (Badegeld), перестав соответствовать реальной обстановке, сменили название на существующее и поныне - Ttinkgeld.

Постепенно люди настолько отвыкли купаться, что медики XIX века, придумавшие лечение путем обливания водой, произвели настоящий фурор. Красноречива в этом плане цитата из выпущенного в конце XIX века суммарным тиражом в миллион экземпляров учебника медицины доктора Ф.Е.Бильца «Новое природное лечение»:

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна: купание в точном соответствии с указанными в этой книге правилами не может повредить здоровому человеку. При купании необходимо, разумеется, соблюдать особую осторожность, ибо великий себе можно ненароком причинить вред, так что следует принять во внимание все возможные обстоятельства. Привык ли кто к купанию или нет, толст он или худощав, закален или чувствителен, стар или молод - должно тщательно измерить теплоту воды, а мокнуть в ней не дольше пяти, максимум - десяти минут. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно