Мифы о России. Между двух революций

10 августа, 2007, 13:00 Распечатать Выпуск №29, 10 августа-17 августа

Сегодня, заканчивая цикл «Мифы о России» (впрочем, с появлением новых легенд мы можем к нему вернутя хотел бы сделать небольшой подарок украинским читателям — побороться с расхожим представлением о том, что русские и украинцы по-прежнему способны договориться поверх барьеров, «через головы правительств». Мол, политика нас делит, а сами-то мы до сих пор лучшие друзья.

Сегодня, заканчивая цикл «Мифы о России» (впрочем, с появлением новых легенд мы можем к нему вернуться), я хотел бы сделать небольшой подарок украинским читателям — побороться с расхожим представлением о том, что русские и украинцы по-прежнему способны договориться поверх барьеров, «через головы правительств». Мол, политика нас делит, а сами-то мы до сих пор лучшие друзья.

Это не так.

Я сказал достаточно резкостей о современном состоянии России и, кажется, имею право кое-что добавить о нынешней Украине, у которой полно собственных мифов. Вкратце мой диагноз выглядит так: в России идут процессы отвратительные, но интересные, в высшей степени полезные для формирования нового поколения. В Украине идут процессы веселые, забавные, очень предсказуемые и чрезвычайно вредные для нации. Россияне переживают глубокую депрессию, украинцы же, сколько могу судить по своим киевским встречам, никак не преодолеют эйфорию. Даже цирк современной украинской политической жизни многим (не всем, слава Богу) дает основания для самоуважения: вот, у нас публичная политика. Мы решаем свою судьбу. Мы молодцы.

И в этом смысле нам долго теперь не понять друг друга. Пока в Украине шла революция оранжевая — то есть, по сути, хорошо закамуфлированный передел власти с участием ничего не подозревающей восторженной массовки, — в России шла и идет антропологическая. Нам теперь уже не договориться даже о простейших вещах, насколько можно судить по форумным комментариям к предыдущим публикациям. Конечно, адекватные люди редко пишут на форумы, но на то и неадекватные, чтобы судить по ним о тенденциях. У сетевого безумца что на уме, то и на языке. Украина, к сожалению, до сих пор пребывает в восторге от себя самой — а если кое-кто и сомневается в собственном совершенстве, всегда наготове сравнение от противного. Все-таки мы лучше, чем Россия!

Не лучше. Сегодняшнюю Россию в самом деле очень легко пинать, и есть за что. Но политическую жизнь в украинском варианте, взрыв эйфории и самодовольства, массовые митинги, выборы и перевыборы она уже проходила. То, что она вернулась на круги своя, — очень грустно. Но это и заставило некоторую — пока не очень большую, но стремительно увеличивающуюся — часть населения разувериться во всех гипнозах, либеральных или консервативных, и заняться поиском иных оснований для объединений или разъединений. Пока некоторый — не самый большой — процент дураков предается радостному реваншизму или погружается в сладкую сырьевую дрему, интеллектуальная Россия готовится к привычной зимовке, к серьезным размышлениям, к здравым и критичным оценкам. Это и есть антропологический переворот, главный результат последнего двадцатилетия российской истории: как в экономике все расслоились на очень богатых и очень бедных, при тонком и жалком среднем классе, так и в культуре, и в политике все расслоились на очень глупых и очень умных, и количество умных неуклонно увеличивается, как всегда бывало при застоях. Россия пережила опыт чрезвычайно серьезного разочарования в самой себе, а это всегда плодотворно. Она не может больше быть сверхдержавой, но для сырьевого придатка тоже великовата. И пока власти наверху лихорадочно производят механические, бессодержательные лозунги вроде «суверенной демократии», пытаясь слепить из этих туманностей хоть отдаленное подобие концепции, — на большой глубине, в настоящей России идет долгое, трудное, скрытое интеллектуальное брожение. Из этого нового застоя появятся великие тексты — а главное, выкуются настоящие люди с настоящими поступками. Люди, которых не собьют с панталыку ни государственные демагоги, ни антигосударственные клоуны. В сегодняшнем нашем Отечестве в самом деле очень тошно — но в нем хорошо видно, кто чего стоит.

В Украине сегодня все не так — и на Западе, и на Востоке. Там у человека почти нет возможности побыть наедине с собой — слишком много отвлекающих факторов и слишком крепки неосновательные надежды на то, что вот уж теперь-то государственный механизм отрегулирован, а народ наконец дорос до свободы. Народ во многом остался неизменным, ибо расти хорошо в застой — бури не способствуют задумчивости. Современная украинская литература, журналистика, театр, кинематограф поражают интеллектуальной скудостью, вторичностью, равнением то на плохие восточноевропейские, то на ужасные русские образцы. На Восточную Европу равняется артхаус, на Россию — масскульт. Достойным символом украинской культуры и ментальности остается, увы, Сердючка. С новыми Коцюбинскими или Зеровыми, Довженко и Солнцевыми — весьма трудно. Разговоры о российском рабстве свидетельствуют прежде всего о рабстве собственном, глубоком и неизжитом; мстительное желание пнуть былого «старшего брата» в его ничтожестве никуда не делось и не внушает уважения к младшему. У нас-то есть иммунитет от этого рабства, мы его за собой знаем и научились с ним жить — мне приходилось писать о спасительном «русском зазоре», отделяющем нашего человека от родного государства. Он умеет жить собственной жизнью, независимой от погоды на дворе: навык, может быть, и не очень нравственный, но для искусства и философии весьма благотворный. Не думаю, что в современной Украине много по-настоящему независимых людей. Боюсь, что из одного рабства все радостно прыгнули в другое — конечно, и в любимом моем Харькове, и в столь же любимом Киеве многие отлично понимают это. Но массового отрезвления отнюдь не произошло. Поэтому ездить в Украину и даже жить там некоторое время — приятно. А вот представлять себе украинские перспективы — не особенно. Главное же — даже между мной и ближайшими украинскими друзьями воздвигнулся барьер. К русским относятся снисходительно, с легчайшим, еле уловимым высокомерием — нам, впрочем, не впервой наблюдать такое отношение, хотя оно и затрудняет традиционные ночные разговоры за рюмкой. Мы не можем больше договориться в силу одной простой причины: Россия, вступившая в чрезвычайно противный период своей истории, вынужденная стыдиться своих начальников и регулярно ссорящаяся с соседями, далеко не сводится к этому отталкивающему образу. Она глубже, сложнее, разнообразнее сегодняшней Украины. В чем-то она, страшно сказать, свободнее. Выражается это, в частности, в том, что у нас хватает сил разоблачать мифы о себе. Насколько готова сегодняшняя Украина к развенчанию своей новой мифологии — не знаю. Похоже, она сейчас как раз в периоде активного мифотворчества.

Нужно время, чтобы и Украину настигло отрезвление. И тогда, может быть, мы сможем вновь почувствовать себя едиными или хотя бы близкими.

А пока хмурый довольного не разумеет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • Качура Павел Качура Павел 8 січня, 12:09 Боже,какое изящное невежество.Ни одного точного посыла,ни малейшей истины.Это можно назвать наркотиком для россиянина. Да.ви тупы и невежественны,да вас грабят и унижают,но зато какой вы великий народ.Украина бурлит,но мы нет,мы размышляем,мы в сладкой дрёме.Но с "антропологическим переворотом" всё таки Быков хватил лишку.Куда парня занесло. Вот любое стремление выглядеть умным всегда приводит к изречению какой-нибудь невероятной глупости. Антропология-наука о возникновении человека,как вида.Этот процесс длился тысячи лет.Но если в России,как считает Быков,до сих пор обитали гоминиды,то ему виднее,возможно он и прав. При застоях увеличивается количество умных. Что ни мысль-то перл. Уж если бы хотел блеснуть умом и быть ближе к истине написал бы о процессе антропосоциогенеза или об апополитейном обществе России. Вот Павлов писал верно,что россияне самый тупой народ. Он видит общее,а видеть детали,причины он ума не имеет и не считает нужным. Сердючка-порождение не украинской культуры и украинского менталитета. В Украину этот персонаж приезжает только изредка,99,9% он работает на российский шоу-бизнес. Десятки клонов этого персонажа "работают" от Владивостока и до Калининграда.Что ни утверждение-то ложь.И не важно какая-умышленная или по тупости. Говорят,что умные умеют высмеивать свои недостатки. Это правда.Но посмотрите как проходят концерты Задорнова. Россия не смеётся над своим невежеством,тупостью и пороками,она балдеет от них,она восторгается ими и,как говорит молодёжь,ловит кайф от своего ничтожества.Но задорновы,быковы всё подсыпают этом народу,находящемуся под действием таких наркотиков,как сознания величия и исключительности русского народа,всё новые и новые дозы. "Правда,я ничтожный плебей,замученный долгами и военными поборами,но зато я римлянин и участвую в задании покорять другие народы и предписывать им законы" Так писал Фрейд. Так он мог написать и о России. "Угнетённые идентифицируют себя с повелевающим и эксплуатирующим их классом" писал тот же Фрейд. Русский народ сознательно,целенаправленно привели в такое состояние,когда его можно обворовывать до нитки,оставляя ему только на водку и чувствовать себя,при этом,великим народом. "Святая Русь-страна деревянная,нищая. И ...опасная страна тщеславных нищих в высших слоях своих,а в огромном большинстве живёт в избушках на курьих ножках."-писал Достоевский Вы бы г.Быков не размышляли,а читали Достоевского,Чехова,Толстого,Салтыкова-Щедрина,Всё что можно сказать умного о России они уже сказали.Они любили Россию не меркантильной любовью,как задорновы и ему подобные,а любовью настоящей,по свойству души русского патриота. Они размышляли,а вы словоблудите. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно