Международный день дурака: откуда «есмь многогрешный»?

30 марта, 2012, 13:25 Распечатать

Обычай обманывать 1 апреля существует во многих странах мира. И хотя этот день не внесен ни в один календарь знаменательных дат, его вполне можно считать международным.

Обычай обманывать 1 апреля существует во многих странах мира. И хотя этот день не внесен ни в один календарь знаменательных дат, его вполне можно считать международным. Даже христианская церковь (1 апреля обычно приходится на время Великого поста), несмотря на бесшабашность этого праздника, относится к нему снисходительно или, по крайней мере, терпимо. Более того, во времена «застоя» советские власти смотрели на первоапрельские дурачества своих граждан сквозь пальцы. Когда в 1970-е годы в Одессе было запрещено официально отмечать «Юморину», кагэбисты не предпринимали никаких мер к энтузиастам, самовольно устраивавшим на улицах первоапрельский карнавал, а вузовская администрация не наказывала студентов, которые, вместо академических аудиторий, отдавали предпочтение «Юморине». 

Начало первоапрельских традиций, подобно многим другим, теряется в седой древности. На Востоке и в Европе этот день был частью языческого празднества. Ныне же первое апреля служит поводом к неистощимым забавам и шуткам, зачастую достаточно ехидным.

Происхождением своим этот нетривиальный праздник обязан Востоку. Некоторые исследователи связывают первоапрельский обычай с индийским праздником Голака. Почитатели бога Шивы в эти дни устраивали различные игры, сопровождавшиеся всевозможными, не всегда совершенно невинными, обманами.

У древних римлян 1 апреля посвящалось божеству Смеха и было народным празднеством. Смеялись, шутили, изобретали разные обманы и выдумки, переодевались и наряжались с целью обмануть кого-либо. В Польше и Литве этот праздник известен под названием Primaprilis, прозрачно намекающим на его римское происхождение.

Другая версия связывает этот праздник с Воскресением Христовым. Древние иудеи, опасаясь воскрешения Спасителя, распустили молву, что этого никогда не случится, разве только тело Его похитят ученики. Когда же божественное воскрешение произошло, Христовы последователи везде провозглашали: «Христос воскрес!» Отказывающиеся верить отвечали: «Неправда!» А так как Воскресенье Христово случилось 1 апреля, то первое число этого месяца сделалось впоследствии предметом насмешек над неверующими. В ХІХ столетии во Франции, а также в некоторых городах Германии, говорили: «посылать от Пилата к Ироду». То есть, когда дело во всем чистое и правдивое, приходилось отправлять его вновь на суд, чтобы снять с себя напраслину.

Также существует версия возникновения Дня смеха, связанная с переходом на Григорианский календарь, введенный Папой Римским Григорием ХІІІ в 1582 году. Новый год в средние века отмечался не 1 января, а в конце марта. Поэтому новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1 апреля. После календарной реформы многие несведущие в этом граждане продолжали отмечать Новый год по-старому, чем вызывали насмешки у «продвинутых» современников. Якобы именно так появились первые жертвы первоапрельских потех.

Со временем праздник 1 апреля утратил свою религиозную основу и стал шуточным… В Европе непостоянную апрельскую погоду привыкли традиционно примерять к непостоянству женщин. У некоторых народов обманутый в этот день не совсем вежливо называется дураком. У англичан, шотландцев, датчан, шведов, норвежцев и немцев 1 апреля так и слывет днем всех дураков (по-английски all fools day).

Если англичане отмечают этот праздник лишь до полудня, то их северные соседи шотландцы «отрываются» в День дурака целых двое суток. Первый день проходит у них, как у всех народов, — стандартные шутки и розыгрыши. А вот второй день, называемый Tail Day (День хвоста), всецело посвящается человеческой «пятой точке». В этот день находчивые жители Шотландии дарят друг другу картинки с надписями «Дай мне пинка», при этом не забывая подложить на стул собеседника кнопку или игрушку, издающую весьма специфический звук.

Франция. «Апрельская рыба»Во Франции апрельская шутка называется «Апрельской рыбой» (Рoisson d’Avril). Это название известно с 1509 года. Первое письменное упоминание о первоапрельских шутках датируется 1686 годом, когда английский писатель Джон Обри упомянул в своих произведениях Fools Holiday (Праздник дураков).

У немцев издревле существует обычай в этот день посылать кого-либо из знакомых или родных (как правило, малолетних) с тем, чтобы попросить принести что-либо такое, чего нельзя получить или выдать. Это у них называется in den April schicken (отослать в апреле), а жертв такой глупости немцы именуют Aprilnarr (апрельский дурак). Чехи и словаки тоже употребляют выражение poslati koho z Aprilem.

В Украину обычай обманывать первого апреля пришел, очевидно, с эмигрантами из Европы в начале Нового времени. В Российской империи апрельский обман впервые упоминается в «Деяниях Петра» (М., 1837 г.) Книга повествует о том, как в 1700 году в Москве некий содержатель немецких комедиантов всенародно объявил, что во время представления он влезет в обыкновенную бутылку. Простодушные горожане повалили толпами смотреть на заморскую диковинку. Ждали долго, с нетерпением, и отпускали разные шуточки в адрес хитроумного фигляра. Когда же любопытство зевак достигло высшей точки напряжения, открылся занавес, и на освещенной огнями сцене зрители увидели бутылку с надписью: «Апреля первое число». На представлении, якобы, присутствовал царь, который, хотя и был недоволен шуткой, «не обнаруживая гнева, сказал с усмешкой: «Вот вольность актеров». С легкой руки этого немца, первоапрельские забавы распространились на необъятных просторах империи.

В первоапрельском номере «Северной пчелы» за 1826 год в юмористической форме, в виде диалога двух приятелей, повествовалось как некий Лихоимцев, «служа по судебной части и не получая никогда более полторы тысячи рублей жалования (в год. — В.О.), успел нажить дом, набитый всяким добром, деревню в энской губернии, украсить свою полновесную супругу шляпами и бриллиантами», а теперь намерен раздать свои нечестно заработанные богатства несчастным и жить «по точному смыслу законов, не смотря ни на бедного, ни на богатого». А известный стихоплет Кукурекин «наконец уверился, что его стихи суть не что иное, как пугало в вертограде Поэзии, покаялся и вознамерился бросить пустяки и заняться делом». Чего же удивляться этому, если Бестолковкин, который с юности и до седых волос «бил баклуши на бульварах и в гостиных, не радел о жене и детях, в сорок пять лет играл любовников в домашних театрах и, пренебрегая доброю славою, старался единственно сохранить репутацию хорошего танцора»; и этот самый Бестолковкин «решился быть добрым отцом семейства, перестать мотать и модничать, и взяться за что-нибудь полезное». Но кульминацией очерка стал рассказ о том, как многие дамы и знатные особы согласились разговаривать между собой «не иначе, как по-русски, а французский язык употреблять только в сношениях с иностранцами. Это невероятно, однако ж правда. Более того, они решились не иначе отдавать своих детей на службу, как по окончании полного курса наук и после образования их нравственности». Также дамы отказались от «турецких шалей, французских блонд и всех чужеземных тряпок». А чтобы слепая вера читателя в печатное слово не привела к очередному скандалу, автор «Ф.Б.» (редактор газеты, небезызвестный Фаддей Булгарин) рассудительно озаглавил статью «Первое апреля». Замечу, что очерк вышел задолго до написания знаменитых гоголевских «Мертвых душ» и «Ревизора».

Киев всегда слыл городом остряков, и неудивительно, что в «матери городов русских» праздник первого апреля часто выходил за рамки бытовых приколов. Первоапрельские шутки киевских газет цитировали и тиражировали многие, даже столичные издания. В 1892 году сатирический журнал «Стрекоза» поместил у себя ряд правдоподобных курьезов из газеты «Киевское слово». Первого апреля вполне серьезно сообщалось, что «Минский листок» обещает своим подписчикам опубликовать неизданный роман Виктора Гюго, а житомирская газета «Волынь» напечатала несуществующее, якобы новое, стихотворение Николая Некрасова «Убогая и нарядная», что теософ Черняеев написал в стихах рекламу американских подтяжек «Эластик-Миракле». Но вершиной обмана почтенных киевлян стало сообщение о разрушении колокольни Андреевской церкви. И хотя эта церковь колокольни никогда не имела, сотни доверчивых мещан пришли 2 апреля поглазеть на «чудовищную катастрофу». Можно было бы считать, что розыгрыш вполне удался, невнимательный обыватель посрамлен. Но случился конфуз — на первоапрельскую «утку» попался и киевский городской голова, который в сопровождении многочисленной свиты прибыл к Андреевской церкви для выяснения обстоятельств и оценки масштабов разрушения. Разразился крупный скандал, который, невзирая на старания чиновников спустить его на тормозах, стал достоянием печати, и не только киевской.

На первое апреля не произносят торжественных речей, не дарят ценных подарков и не устраивают занудных застолий. В этот день царит смех, шутка, розыгрыш и доброта. Поэтому не обижайтесь, если вас оставили в дураках, ибо еще в ХIX столетии немецкий публицист Карл Людвиг Берн сказал, что «каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью», ведь «юмор — не дар ума, это дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям». Но не забывайте: «Если человек вас обманул, он мошенник, но если он обманул вас дважды — вы дурак!» А с уважаемым французским писателем Проспером Мериме не поспоришь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно