МАРЕСЬЕВ ПОВТОРИЛ ПОДВИГ МОРЛЕТА ПРОКОФЬЕВА-СЕВЕРСКОГО

19 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 19 ноября-26 ноября

Имя лейтенанта флота Александра Николаевича Прокофьева-Северского, с протезом вместо ампутирова...

Имя лейтенанта флота Александра Николаевича Прокофьева-Северского, с протезом вместо ампутированной ниже колена правой ноги, сбивавшего кайзеровские аэропланы еще в годы первой мировой войны, мало кому известно, хотя личность-то была незаурядная и заслужила намного больше места в истории. Он не только уничтожал самолеты противника, но являлся по праву лучшим воздушным истребителем морской авиации российского флота, так как в списке российских асов первой мировой войны первое место на флоте принадлежит лейтенанту Прокофьеву-Северскому, имевшему на счету 13 сбитых самолетов.

Родился Александр Прокофьев-Северский в июне 1894 г. в Петербурге. Образование получил в Морском кадетском корпусе и после производства в декабре 1914 г. в чин мичмана был направлен на Балтийский флот в 1-й флотской экипаж. Сразу же после назначения мичман Прокофьев-Северский изъявил желание обучаться летному делу и был откомандирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота в Севастополе, а затем доучивался летать на Балтике. 15 июля 1915 г. молодой офицер получил звание морского летчика, а через четыре дня после этого при посадке самолета, на котором он возвращался из боевого вылета, взорвалась имевшаяся на борту бомба. Механик аэроплана был убит, а летчик оказался с тяжелым ранением в госпитале. Ногу врачам спасти не удалось, и через полгода Александр Николаевич, выписавшись из госпиталя, приступил к обязанностям флотского представителя-наблюдателя на постройке гидросамолетов для авиации Балтфлота на заводе Первого всероссийского товарищества воздухоплавания. Там на заводе он начал заниматься своими первыми техническими усовершенствованиями летательных аппаратов.

Но непреодолимое желание летать привело его к грубому нарушению. При демонстрационных полетах Александр самовольно поднялся на «летающей лодке» в воздух и выполнил ряд фигур высшего пилотажа перед высокопоставленной комиссией. В результате офицера арестовали. Лишь высочайшее благоволение императора Николая II вернуло Прокофьева-Северского к летной службе. Мичман был назначен летчиком во 2-ю станцию авиации Балтийского флота и уже в августе 1916 г., за мужество, проявленное в воздушных боях и при бомбардировках объектов неприятеля, получил награду - почетное Георгиевское оружие.

Через месяц последовало еще одно награждение, на этот раз орденом Св. Анны 3-й степени «За самоотвержение, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени». Немногие летчики так результативно и эффективно начинали свою боевую деятельность.

При этом, как пишет журнал «Морской сборник» (Российская Федерация), Прокофьев-Северский еще занимался испытательской и конструкторской работой, участвовал в испытаниях «летающей лодки» - истребителя М-11 Д.Григоровича.* Зимой 1916-1917 гг., он конструировал лыжные шасси для гидросамолетов.

К лету 1917 г. объективно возросла роль истребителей, и Прокофьев-Северский стал одним из инициаторов создания морской истребительной авиации. Он был назначен командиром отряда истребителей, произведен в лейтенанты. За мужество и храбрость во время знаменитого Моонзундского морского сражения лейтенанта Прокофьева-Северского наградили орденом Св. Георгия 4-й степени и представили к чину старшего лейтенанта.

В романе Пикуля «Моонзунд» можно найти несколько страниц, посвященных мужественному флотскому офицеру: «Прокофьев-Северский тянул машину изо всех сил. Сегодня он на перелете от Аренсбурга свалил одного немца, а сейчас его над Серро обстрелял дирижабль, которого лейтенант не заметил среди низких облаков. В моторе - огонь, и вообще непонятно, как он сядет... Впереди - шоссе, удобное для посадки. Но тут поплавки, словно крючки, зацепились за провода электролинии, и гидроплан (хвостом вперед) упал в лес, круша и сминая молодые побеги елочек... Жив! - это первое. Второе дело - выбраться из обломков. Задрав штанину, он подтянул протез. Хромая, обошел самолет, выдернул из кабины авиапулемет... На дороге он встретил человек сорок немцев. Прокофьев-Северский лег за камнями и короткими очередями согнал немцев с дороги... Всю дорогу отважный летчик отбивался пулеметом от немцев, и о нем можно смело сказать, что он прошел через весь Эгель с боями...»

К ноябрю 1917 г. командующий истребительной авиацией Балтийского моря технический консультант при Адмиралтействе А.Прокофьев-Северский провел 57 воздушных боев и сбил 13 немецких самолетов. Казалось, дальнейшая карьера Александру Николаевичу обеспечена, но последующие события заставили его навсегда покинуть страну. В итоге знаменитый ас в 1918 г. оказался в США. Там он окончил университет, получил диплом инженера, женился. Ему присвоили звание майора ВВС США. Он стал одним из известнейших - пожалуй, вторым после Игоря Сикорского* - авиаконструктором, почетным доктором наук, членом 17 научных и общественных организаций, автором многих книг, изобретений и публикаций.

В Америке в августе 1974 г. в возрасте 80 лет он скончался.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно