ЛЮТЕРАНЕ В КИЕВЕ

6 сентября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 6 сентября-13 сентября

Лютеранство как религиозное течение распространилось в Европе в XVIII веке после выступления деятеля Реформации Мартина Лютера против католической церкви...

Лютеранство как религиозное течение распространилось в Европе в XVIII веке после выступления деятеля Реформации Мартина Лютера против католической церкви. 31 октября 1517 г. он опубликовал в городе Аугсбурге (Германия) свои 95 тезисов. Эту религию исповедовали в основном немецкие ремесленники, купцы, мелкая буржуазия. Распространилась она и на вошедшие в XVIII веке в состав Российской империи прибалтийские губернии - Курляндию и Лифляндию.

После успешных русско-турецких войн в 60 - 70-х годах XVIII века Екатерина II - в прошлом немецкая принцесса Софья Ангальт-Цебринская, сама исповедовавшая лютеранство до принятия православия, начала активно проводить политику заселения свободных земель немецкими колонистами. В основном это были ремесленники, крестьяне, мелкие бюргеры, которые страдали от бесконечных войн в немецких княжествах. Они селились на Волге, Кавказе и в Украине.

В Киевской губернии немецкие колонисты появились в 1766 г., т.е. 230 лет назад, но еще до этого в Киеве жили выходцы из Германии. Так, первую частную аптеку на Подоле открыл в 1728 г. немецкий провизор Иоганн Гейтор (Эйстер), который построил на Подоле каменную партикулярную аптеку. Она находилась на улице Притисско-Никольской. После пожара на Подоле 9 - 11 июля 1811 г. здание было перестроено архитектором А.Меленским.

В 1751 г. владельцем этой аптеки стал его зять Георг-Франц Бунге, один из основателей немецкой общины на Подоле. В 60-х годах он пригласил для своих 8 сыновей и 4 дочерей доктора философии и магистра свободных наук - уроженца Саксонии Христофора Лебрехта Граля. В 1765 г. на Подоле уже образовалась община из 20 человек. В 1767 г. Граль становится пастором, он заводит метрическую книгу и начинает проводить богослужение в доме Бунге. Первое богослужение состоялось 5 августа 1767 г. Так оформилась лютеранская община в Киеве.

Первым из членов общины в Киеве был окрещен сын полковника Оттона Ливена - Карл Христофор, в будущем министр народного просвещения Российской империи.

Община растет в основном за счет приезжающих из Данцига (Гданьск) и Эльбинга. Некоторые из них, более состоятельные, селились на Печерске.

В 1770 г. в Киеве вспыхивает «моровое поветрие» - так в то время называли чуму. Она унесла в могилу до 6000 киевлян. Для борьбы с эпидемией из Петербурга прибыл коллежский советник доктор Иоганн Лерхе. Он оставил интересные записки о жизни Киева этого периода, где есть сведения о лютеранской общине: «Частная аптека Бунге устроена хорошо, и как она единственная в Киеве, то приносит славный доход. Для евангелического прихода нанят дом, в котором устроена церковь и определен при ней пастор Граль, родом саксонец и изрядный проповедник».

Община начала сбор средств на постройку лютеранской кирхи среди единоверцев по всей Украине и других местах империи. К 1794 г. собрали капитал в 285 руб., и присланные пожертвования позволили построить деревянную кирху в 1794 - 95 гг. на Подоле.

Старостой стал один из сыновей Бунге, так как Георг Бунге умер 19 августа 1792 г. По описанию Н.Закревского, уроженца Подола, кирха находилась вблизи Воскресенской церкви (ул. Спасская). Это было «малое деревянное строение без органа» во имя Св. Екатерины. Попечителем кирхи был киевский военный губернатор Фенш. А после его отъезда в 1801 г. комендант Киевской крепости генерал-майор Александр Иосифович Мале. Граля, умершего в 1799 г., сменил пастор Вильгельм Буэршмидт. В 1808 г. скончался учитель Иоанн Борецкий, который завещал общине свой дом и имущество на Подоле для приобретения органа.

Во время страшного пожара Подола 9 - 11 июля 1811 г. кирха сгорела. Прихожане общины, жившие на Печерске, и те, которые после пожара переселились туда, добились, чтобы кирху временно открыли в доме генерал-майора Д.Бегичева на Ивановской улице. Позже на месте этого дома архитектором В.Беретти был построен Институт благородных девиц.

Вместо умершего в 1811 г. Бауэршмидта в марте 1812 г. в Киев приехал новый пастор Юст Фридрих Эйсман, окончивший Иенский университет. Он сразу же начал хлопотать о строительстве новой кирхи. После долгих споров среди членов общины решено было построить ее на Печерске, где уже жило много лютеран.

Так, с 1818 г. на Кловской улице жила семья Бунге во главе с сыном Георга Бунге - Христианом, известным в Киеве врачом по детским болезням. В этом доме родился публицист и государственный деятель Николай Христианович Бунге и жил до 1880 г. После этого дом перешел к племяннику Николаю Андреевичу Бунге.

Лютеране стали заселять участок земли у Граджной горы, где по ходатайству коменданта Массе и гражданского губернатора Киева Десанти магистрат бесплатно дал общине участок в 5500 саженей «за Кловом». Юст Эйсман для новой кирхи выбрал место на возвышенности, лежавшей в стороне от дороги, соединявшей Печерск и Подол, - городской пустырь в Липках.

25 июня 1812 г. была произведена закладка строений деревянной кирхи на каменном фундаменте и такого же дома для пастора. В связи с тем, что в это время началась Отечественная война 1812 г. против Наполеона и собирать пожертвования стало невозможно, церковные старосты Эммануил Бергер, Генрих Цитен и Юст Карле внесли 10000 руб. под залог собственных домов. 1 декабря 1812 г. новая кирха Св. Екатерины и дом пастора были освящены. Постройка обошлась в 12 тыс. руб. После окончания войны пастор Эйсман организовал сбор средств единоверцев в России и в Украине. К 1819 г. долги были возвращены и за 6000 руб. приобретен орган. Н.Закревский в «Описании Киева» писал: «Внутри кирха была оштукатурена и побелена, входные двери были с южной стороны и возле них слева стоял орган. На восточной стене висело изображение апостола Павла, а на противоположной -портрет Мартина Лютера».

В 30-х годах XIX в. произошли события, повлиявшие на жизнь лютеранской общины. 23 - 25 июня 1829 г. Киев посетил царь Николай I. Россия в это время вела очередную войну с Турцией, и он опасался возможного нападения турок на Киев. Поэтому было принято решение строить на Печерске новую крепость. План военного инженера Оппермана был утвержден в 1830 г., а в 1831 г. началось строительство. Тысячи жителей Печерска были переселены на Шулявку и к реке Лыбедь, где появился район Киева - «Новое строение». Часть более состоятельных жителей Печерска не захотела уезжать из центрального района города и стала приобретать еще не застроенные участки земли в районе, где не предполагалось строительство крепостных укреплений.

В 1833 г. генерал-губернатор князь Василий Васильевич Левашов распорядился вырубить роскошную липовую рощу, высаженную крепостными и монахами Лавры с северной стороны Кловского дворца, построенного в 1752 - 56 гг. по проекту Иоганна Готфрида Шеделя. Как писал историк Киева Н.Закревский, «столетние липы повалились под ударами топора.., чтобы уступить место десятку незавидных деревянных домов». В 1833 г. по распоряжению В.Левашова община должна была уступить часть своей земли, примыкающую к будущей Левашовской улице, под застройку частным лицам.

Большое значение для Киева и, в частности, для лютеранской общины сыграло решение Николая I основать в Киеве университет. Оно было продиктовано стремлением царя русифицировать бывшие владения Польши на Правобережной Украине. После антирусского восстания в 1830 - 31 гг. были закрыты Кременецкий лицей на Волыни, Виленская медико-хирургическая академия и другие учебные заведения. 15 июля 1834 г. в Киеве был открыт Университет Св. Владимира. Преподавали в нем профессора из Харьковского и Дерптского университетов, Вильно и Кременца. Среди них были лютеране, пополнившие число членов общины.

Эрнест Карлович Гофман заведовал в Киевском университете кафедрой минералогии и геогназии.

В 1839 г. профессором кафедры ботаники стал Рудольф Эрнестович Траутфеттер, создавший в Киеве ботанический сад. Траутфеттер был пятым ректором университета.

31 год проработал в университете доктор философии профессор Иван Яковлевич Нейкирх.

Профессор зоологии и физиологии Эдуард Эрнестович Мирам заведовал холерными больницами в Печерской и Плоской частях Киева.

Технологию, сельское хозяйство и лесоводство преподавал в университете Эдуард Вильгельмович Мерц.

20 лет (1842-1862) работал в Киеве зоолог-исследователь Карл Федорович Кесслер.

Эрнст Августович Кнорр читал физику в университете и в Институте благородных девиц.

25 лет кафедру физиологической анатомии университета возглавлял инициатор создания анатомического театра Александр Петрович Вальтер.

Большой вклад в развитие медицины и в борьбу с эпидемиями холеры внесли Юлий Иванович Мацон, Христиан Яковлевич фон Гюббенет, Любвиг-Карл Моравский.

Вновь прибывшие в Киев профессора университета, учителя, офицеры, строившие Киевскую крепость, чиновники-лютеране становятся активными членами общины, что позволило энергичному пастору Эйсману активизировать сбор средств на постройку каменной кирхи и школы. В 1846 г. умирает Эйсман. Его сменил Иоганн Готфрид Абель из Лифляндии. Он учился в Дерпте и с 1828 г. был дивизионным пастором в Новгороде, а потом в Олонецке. Абель продолжает собирать средства на новую кирху.

Церковный староста генерал-лейтенант Отто Фрейман, его жена и жена ректора университета Траутфеттера организовали лотерею для сбора нужных средств, обратились к лютеранам России с просьбой о помощи. За короткое время было собрано 5200 руб. серебром.

В начале 50-х годов в Киев приехал архитектор-лютеранин Иван Васильевич Штром. Он был автором проектов Киевского Владимирского кадетского корпуса, Присутственных мест и второго городского театра. Воспользовавшись этим, члены общины через полковника фон Вольского попросили И.Штрома сделать проект новой кирхи. Эскизы внутреннего помещения представил член общины архитектор Киевского учебного округа Павел Иванович Шлейфер (1814 - 1879), строивший здание Второй гимназии на Университетском бульваре.

В 1855 г. проект был бесплатно представлен фон Вольскому, который 19 июля 1855 г. заложил к востоку и слева от деревянной кирхи первый камень. Наблюдали за стройкой Шлейфер и Ганди, а также офицеры-лютеране, строившие новую Печерскую крепость. Они же собирали деньги на «благое дело». Кирха сооружалась в формах готики или псевдоготики.В

1857 г. кирха была построена.

В конце июля из Санкт-Петербурга прибыл вице-президент лютеранской консистории доктор Флитнер, который назначил освящение кирхи на 4 августа 1857 г. В этот день община собралась у дома пастора с пением гимна «Бог милостив». Еще в 1854 г. в немецкой колонии возникло «Общество пения» (с 1905 г. - «Киевское немецкое общество»), которое имело свой хор и оркестр, состоящий из любителей.

Ключ с блюдом полковник фон Вольский подал Флитнеру, который в новой кирхе освятил алтарь и кафедру и сказал проповедь.

Вскоре киевский купец 1-й гильдии Кельн пожертвовал для кирхи орган за 3000 руб., община купила для кирхи у художника Бера за 500 руб. серебром образ «Явление Спасителя апостолу Фоме». Был в кирхе и образ Святой Екатерины.

Вот как писали историки о лютеранской кирхе: «Готического стиля кирха отличается изяществом, особенной светлостью и тем важным удобством, что в ней слова проповедника могут разноситься в самые ее отдаленные уголки очень звучно и отчетливо» (Н.В.Закревский. Описание Киева, Т.1, стр. 309, 1868 г.).

С 1859 г. пастором стал воспитанник Дерптского университета Александр Свенсон. В 60-х годах в лютеранской общине насчитывалось 192 мужчины и 136 женщин.

Улицу, на которой была расположена кирха, стали называть Лютеранской.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 16 февраля-22 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно