«Літописець українського простору»

18 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 18 февраля-25 февраля

Наверное, есть все основания считать, что одним из наиболее масштабных украинских прозаиков ХХ в. был Улас Самчук, чье столетие со дня рождения приходится на 20 февраля...

Улас Самчук
Улас Самчук

Наверное, есть все основания считать, что одним из наиболее масштабных украинских прозаиков ХХ в. был Улас Самчук, чье столетие со дня рождения приходится на 20 февраля. К сожалению, сейчас это имя малоизвестно.

За годы независимости мы получили возможность познакомиться с творчеством писателя: романами «Волинь» («Дніпро», 1993; сейчас готовится переиздание в Национальном университете «Острозька академія» вместе с издательством «Сполом»), «Марія» («Радянський письменник», 1991), «Чого не гоїть огонь» («Український письменник», 1994); публиковались и некоторые другие произведения.

Однако это лишь часть наследия писателя. Практически неизвестен значительный массив творчества У.Самчука, прежде всего эпическая трилогия «Ост», над которой он работал в последние годы своей жизни.

Юбилей, к сожалению, не обещает стать событием, способствующим серьезной популяризации творчества писателя. Празднование будет иметь не общеукраинский, а местный характер.

Писатель родился в Дермане (сейчас село Здолбуновского района на Ривненщине). Когда Уласу было восемь лет, родители переехали за несколько десятков километров в Тылявку (сейчас это село Шумского района на Тернопольщине), поскольку могли там относительно дешево купить землю.

Рядом с Тылявкой находился Кременец, старинный культурный центр южной Волыни, где на каждом шагу чувствуется дыхание истории. У.Самчук писал: «І мені приємно ствердити, що Крем’янець був гідним місцем для мого юначого визрівання, так само як Дермань був щедрою колискою дитячих вражень. Ці місця сильно позначені печаттю духа давньої творчої культури і творять той клімат, в якому найкраще може розвинутись неспокійний інтелект, який чогось шукає і до чогось прагне».

В 1926 г. в варшавском журнале «Наша бесіда» Самчук опубликовал рассказ «На старих стежках». Во время учебы в кременецкой гимназии произошел случай, сделавший будущего писателя принципиальным противником большевизма. Юноша попытался перейти польско-советскую границу, наивно надеясь, что его чуть ли не с распростертыми объятиями примут в советской Украине и что он сможет учиться в Киевском университете. Ведь юноша слышал, что там учеба бесплатная, тогда как его отцу приходилось платить (и немало) за обучение сына в гимназии.

Однако его задержали пограничники и передали полякам. Частично эти события описаны в романе «Волинь»: «…ми зрозуміли з першого слова, що тут ніякий не комунізм. Ми ж були переконані, що там... Ти знаєш... Україна і т.д., і т.д... В союзі вільних і рівних... Наговоримось нарешті своєю мовою... А вони, сволочі: какая там мова! Гаварі на панятном».

У.Самчук не воспринимал не только большевизм, но и польскую власть, установленную на его родной Волыни в период между войнами. Поэтому он дезертировал из польской армии, перешел границу и оказался в Германии. После этого в родительский дом в Тылявке начали наведываться жандармы, устраивали обыски: были найдены его дневники, тетради с записями. Рукописи могли бы пролить свет на становление писателя, на интересные моменты его биографии. Может быть, рукописи хранятся в польских архивах…

У.Самчук некоторое время учился в Бреславском (Вроцлавском) университете. Завершил свою учебу в 1929—1931 гг. в Украинском вольном университете в Праге. Тогда же он начинает активно сотрудничать с националистическими изданиями: «Дзвонами» (Львов), «Самостійною думкою» (Черновцы), «Розбудовою нації» (Берлин)... Но особую роль в его творчестве играл «Літературно-науковий вістник», издаваемый во Львове Дмитрием Донцовым.

В 30-е годы У.Самчук написал свои самые сильные художественно-литературные произведения. В романе «Марія», увидевшем свет в 1934 г. во львовском издательстве Ивана Тыктора, писатель рассказал о трагедии украинского крестьянства, вершиной которой стал голодомор 1932—1933 гг. «Волинь» — панорама жизни волынского села в начале ХХ века. В политически остром романе «Кулак» автор бескомпромиссно становится на защиту украинского крестьянства.

Когда в 1938—1939 гг. разыгралась трагедия Закарпатской Украины, писатель оказался в этом крае и стал участником бурных событий, на какое-то время даже попав в тюрьму. В романе «Гори говорять» он рассказывает о трагической борьбе карпатских украинцев с венгерскими фашистами.

В первые дни войны У.Самчук вместе с поэтессой Еленой Телигой отправился в Украину. Он достаточно трезво оценивал политику немецких оккупантов. Немецкая власть не успела укорениться. Определенным властным вакуумом решили воспользоваться украинские националисты и сознательные украинцы. На западноукраинских землях создавались украинские институты, активно заработала «Просвіта»; проходили разнообразные мероприятия, имевшие национально-культурную направленность. Это продолжалось примерно до лета 1942 г.

В русле этой тенденции и стоит осмысливать деятельность У.Самчука на оккупированных украинских землях. Писатель поехал на Волынь. Поселился в Ривном, где занялся активной издательской деятельностью. Наладил выпуск газеты «Волинь», выходившей с 1941-го по 1943 год. Конечно же, это было издание, контролируемое оккупационной властью. Можно в этом увидеть коллаборационизм У.Самчука, попытку пойти с немцами на компромисс. Другой вопрос, для чего он это делал. Писатель считал, что в те сложные времена украинский народ не должен быть бессловесным и должен творить собственное информационное поле. «Волинь» стала общеукраинской газетой, в которой печатались статьи и стихи Евгения Маланюка, Олега Ольжича и Елены Телиги. У.Самчук публиковал многочисленные собственные произведения. Особого внимания заслуживают его циклы очерков «Крізь бурю й сніг» и «У світі приблизних вартостей», где он рассказывает о своих поездках в Киев. В этих очерках довольно объективно изображена тогдашняя Украина. Даже сегодня они читаются с большим интересом.

У.Самчук организовал в Ривном и издание детского журнала «Орленя». В 1941 г. тиражом в 15 тысяч экземпляров напечатал свой роман «Марія». С экземплярами этого произведения выезжал в Центральную и Восточную Украину, где, выступая перед читателями, вел речь о голодоморе.

Такая активность У.Самчука вызывала настороженность со стороны оккупационных властей. В марте 1942 г. его арестовали. Хотя писателя вскоре освободили, но уже не давали возможности заниматься активной проукраинской деятельностью.

После войны У.Самчук оказался среди интернированных украинцев на территории Западной Германии. А в 1947 г. переехал в Канаду и поселился в Торонто. Несмотря на оторванность от родины, он не прекращал культурную и общественную деятельность. Был инициатором создания литературной организации украинских писателей в эмиграции — МУР (Мистецького українського руху).

В послевоенный период У.Самчук отошел от «националистической ортодоксии» в стиле Д.Донцова; начались дискуссии, получившие огласку в эмигрантской прессе. Если Д.Донцов был бескомпромиссно догматичен и часто не хотел учитывать реалии, руководствуясь определенным идеалом, то У.Самчук догматиком не был. Пребывание в Украине во время Второй мировой войны, в том числе в восточных регионах, дало ему возможность более трезво посмотреть на украинскую нацию, уровень национального сознания соотечественников.

Литературное наследие писателя того периода — это книги автобиографического характера: «На білому коні» и «На коні вороному», роман «Юність Василя Шеремити» (1947).

Особого внимания достойна послевоенная публицистика В.Самчука: очерки, зарисовки с далекой родины и впечатления от Нового Света: «Планета ДіПі» (о судьбе украинцев из лагерей перемещенных лиц в Германии в 1945—1948 гг.), «П’ять по дванадцятій», «Слідами піонерів» (об украинской эмиграции в Америку), «Живі струни», «Сонце з Заходу», «В країні занепаду й руїни». Тогда же он пишет ряд высокохудожественных произведений. Среди них — романы «Чого не гоїть огонь» (1959), «На твердій землі», где в частности рассказывает об украинских переселенцах в Канаде.

Но лебединой песней писателя стала трилогия «Ост», над которой он работал в течение послевоенных десятилетий. Здесь изображена широкая панорама украинской жизни, начиная со свержения царизма и до Второй мировой войны. В первой части трилогии («Морозів хутір») рассказывается о событиях национальной революции 1917—1921 гг. Вторая часть — «Темнота» — посвящена судьбе Украины и ее детей в Советском Союзе. Третья — «Втеча від себе» — рассказывает о девушках и юношах, вывезенных в Германию, о трагедии насильственной репатриации. Писатель пытался отойти от идеологических схем, незаангажированно представить реалии украинской жизни. По крайней мере огромный жизненный опыт давал ему возможность это сделать. Однако такой подход вызвал неприятие среди части националистически настроенной украинской эмиграции. Появились критические рецензии О.Грицая и Л.Луцива, в которых писателя обвиняли в том, что в его романе мало сознательных украинцев, не выведены образы борцов за национальную идею и т.п. Рецензенты не хотели учитывать, что, к сожалению, таких борцов было очень мало. Основная же масса украинцев не имела, да и не имеет четко выраженного национального сознания. Собственно, писатель, придерживаясь жизненной правды, пытался показать эту массу. Еще в 20 лет он хотел «бути літописцем українського простору в добі, яку сам бачу, чую, переживаю».

Улас Самчук умер в 1987 г. и похоронен на кладбище св. Владимира в Торонто, не дожив нескольких лет до провозглашения независимости Украины, за которую боролся почти всю жизнь. Хотелось бы, чтобы прах Уласа Самчука покоился на родной волынской земле.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно