ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЛЕВШОЙ

22 февраля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 22 февраля-1 марта

Опыт переучивания левшей еще совсем недавно был широко распространен в отечественной системе обр...

Опыт переучивания левшей еще совсем недавно был широко распространен в отечественной системе образования: по Украине из 10—12% леворуких детей дошкольного возраста к 14—15 годам таковых оставался всего лишь один процент. И только в 80-е годы прошлого столетия украинские ученые заинтересовались вопросом, к чему же приводит фактор насильственного переучивания (декстра-стресс) леворуких детей. Оказалось, что последствия могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка. Наиболее частые из них — навязчивые страхи, энурез, заикание, тики, неврозы, эпилепсия, эмоциональные расстройства, раздражительность, вялость и заторможенность, считает профессор А.Чуприков. Учеными было замечено, что насилие над леворуким действительно ухудшает его здоровье и даже замедляет рост ребенка.

В 1985 году в Луганске состоялась первая всесоюзная междисциплинарная конференция «Охрана здоровья леворуких детей», где был утвержден принцип бережного отношения к леворуким детям и их право на леворукое письмо.

Леворукость — не каприз, не чудачество отдельного человека и не порок развития, а несколько иная организация работы полушарий головного мозга, когда доминирует правое (у правшей — левое) полушарие. Сегодня об этом знают, наверное, все. Как и о том, что левши довольно часто ощущают себя неуютно в мире праворуких.

В общем-то левшей не так уж много — всего 5—12%. Однако в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества таких людей. В общеобразовательных школах Украины их число за последнее десятилетие увеличилось в 3—4 раза. Профессор Черноситов из России связывает это с ухудшением здоровья матерей и плохой экологией.

Особую актуальность проблемы психического здоровья леворуких детей и подростков приобретают из-за недостаточной осведомленности врачей-педиатров и школьных педагогов об особенностях их развития. Эти вопросы и обсуждались на научно-практической конференции «Леворукость и охрана психического здоровья детей и подростков», проводившейся 19 февраля для школьных психологов, педагогов, воспитателей, детских психиатров и социальных работников в КМАПО им.П.Шупика.

Оказывается, леворукость встречается у мужчин в 1,3—1,5 раза чаще, чем у женщин, и возникает по разным причинам. Например, передается по наследству (генетически закрепленная леворукость). Может появиться в результате различных патологий беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое может частично взять на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей.

Левши и правши отличаются друг от друга не только физически, но и психологически. Ведь за умение считать, говорить и логически мыслить отвечает левое полушарие. Правая же половина мозга формирует образное мышление, музыкальность, чувство пространства и времени. Леворукие нередко отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве и спорте. Исследования показали, что даже в криминальной среде левши занимают особую нишу: среди правонарушений, совершенных леворукими, чаще всего значатся аферизм, мошенничество, карточное шулерство и редко — связанные с проявлением агрессии.

Однако, по данным американских ученых, леворукость — это еще и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом, и болезнь эта у них протекает значительно тяжелее, хуже поддается лечению. Другие исследования показывают, что среди левшей чаще встречаются такие заболевания, как астма, аутизм, диабет, мигрени. Они хуже переносят стресс, аварийность среди левшей, по статистике, также выше, а продолжительность жизни леворуких в среднем меньше на 6—7 лет, чем у праворуких. Хотя исследования в Луганске продемонстрировали, что количество больных шизофренией среди левшей меньше, чем среди правшей.

Как же определить леворукость ребенка? Во всем мире леворукость определяется с помощью специальных опросников, состоящих из 10—12 вопросов (например: какой рукой вы едите? Какой рукой пользуетесь ножницами? И т.д.). В возрасте до 8 лет эти вопросы лучше задавать в игровой форме (не какой рукой, а как ты это делаешь) и в индивидуальном порядке. Леворукость проявляется, как правило, с 1,5—3 лет. У совсем маленьких детей предпочтение той или иной руки еще не сформировано. Позвольте ребенку самому определиться в выборе — пусть берет ложку или карандаш в ту руку, в какую хочет. Вполне возможно в дальнейшем он станет обоеруким (амбидекстром).

Декстра-стресс и переучивание по-прежнему актуальны. Особенно в дошкольных учреждениях (где воспитатели часто просто не знают, как вести себя с подобными детьми) и в семьях. Иногда борьба с леворукостью начинается чуть ли не с пеленок. Многие родители переучивают детей, искренне желая им помочь приспособиться к внешнему миру. Нередко мотивация переучивания примитивна: «Так надо!» Методы «перевоспитания» бывают просто варварскими — угрозы, запугивание.

10 советов родителям леворукого ребенка

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4—4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.

8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма.

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8—10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. И от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша. С какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно