«Кришталевий лелека» и сорок «разбойников»

16 мая, 2008, 12:29 Распечатать Выпуск №18, 16 мая-23 мая

Со словом «съезд» никогда не дружила. Наверное, потому, что воображение сразу выдавало на-гора ста...

Со словом «съезд» никогда не дружила. Наверное, потому, что воображение сразу выдавало на-гора стандартную ассоциацию с пафосными совковыми мистериями, которые, будто исполинские пылесосы, высасывали энергию и время миллионов людей. Не прибавили оптимизма и несколько подобных форумов новейшей эпохи, на которых пришлось побывать: фактически одни и те же лица, ритуалы, предлинные речи и атмосфера тотальной скуки. Поэтому приглашение Туристической ассоциации Украины (ТАУ) принять участие в работе их третьего съезда восприняла, мягко говоря, без особого энтузиазма.

К счастью, все случилось совсем не так, как думалось. Во-первых, мероприятие происходило на теплоходе «Принцеса Дніпра», что априори предусматривало отсутствие как минимум «железобетонности». Во-вторых, письмо-приглашение на съезд содержало, как по мне, весьма знаковую информацию: «С наработками Ассоциации и проблемами, которые она решала на протяжении последних лет, можно ознакомиться на нашем сайте». То есть отпала еще одна «страшилка» — вероятность сидеть и в течение нескольких часов слушать снотворные доклады о покоренных высотах и титанических свершениях. Мало того, несмотря на то что съезд ТАУ совпал с десятилетним юбилеем организации, ее руководство решило посвятить все время самому актуальному — наиболее болезненным проблемам отрасли.

Их, к величайшему сожалению, подчеркнул президент ТАУ, заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук Борис ВЫХРИСТЕНКО, в сфере отечественного туризма отнюдь не уменьшилось. Речь шла, в частности, о Законе Украины «О туризме» в его нынешнем виде, который давным-давно требует изменений. Ведь принятый с нарушениями Конституции и Регламента Верховной Рады, он не только не решает проблемы, но и уничтожает наработанное десятилетиями, поскольку направлен против отечественного производителя туристического продукта.

Бесплодными оказались усилия ассоциации, направленные на улучшение ситуации. Именно по ее инициативе солидное академическое научное учреждение сделало постатейную научную экспертизу этого закона, которая доказала едва ли не стопроцентную его ошибочность и вредность. Состоялись общественные слушания, получившие широкую огласку. Даже депутатские обращения и вето президента не помогли реанимировать прежний значительно более патриотичный туристический закон, от которого сегодня осталось только название.

Почему ведомство, опекающее туризм, пренебрегает главной своей задачей: создавать надлежащие правовые и экономические основы развития туризма, поддерживать отечественного производителя турпродукта? Почему не выполняется Государственная программа развития туризма до 2010 года? И таких «почему?» — десятки... Вместе с тем складывается устойчивое впечатление: у центральных органов власти просто аллергия на общественные организации, считают руководители ТАУ.

По твердому убеждению делегатов съезда, все сложности — из-за отсутствия системной государственной политики развития туризма. До сих пор не приняты предложенные и разработанные ТАУ в полнейшем соответствии с мировой практикой изменения в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» относительно налогообложения по нулевой ставке услуг по въездному туризму. Требует постоянного внимания и проблема отношения туристических предприятий, работающих на выезд, с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Украине.

Вряд ли наша страна когда-нибудь превратится в туристического тигра, если в ней не будет реального государственного стимулирования развития въездного и внутреннего туризма, экскурсионной деятельности. Между тем это — многолетняя практика туристически развитых стран мира. От внедрения такого зарубежного опыта мы только выиграли бы, неоднократно доказывали активисты ТАУ чиновникам разных уровней. Однако воз и ныне там. Пожалуй, нашим высокопоставленным чиновникам еще расти и расти до цивилизованного восприятия общественных организаций, учиться прислушиваться к их мнению, видеть в них равноправного партнера.

Эпопея с подготовкой проекта Налогового кодекса хорошо известна многим субъектам предпринимательской деятельности. Десятки раз вносили предложения к нему и члены ассоциации. Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован новый законопроект народных депутатов Н.Катеринчука и К.Ляпиной. Основательное изучение показало: в нем некорректно выписаны позиции относительно налогообложения туристических услуг.

Стремясь привлечь внимание государственных мужей к угрожающим явлениям в отрасли, ТАУ завершает мониторинг основных проблем, причиной которых стали нынешнее законодательство и практика применения соответствующих регуляторных актов в туристической сфере. Придирчиво исследованы шесть важнейших регионов: Киев, Одесса, АР Крым, Львов, Запорожье, Ивано-Франковск. Здесь, в частности, проведены круглые столы на тему «Регуляторные препятствия в сфере туризма в Украине». На сегодняшний день удалось обнаружить уже около 40 факторов, сдерживающих развитие турбизнеса или даже мешающих ему.

До сих пор в Украине не решена такая важная проблема, как сертификация гостиничных услуг. А ведь ее насущность значительно возрастает из-за проведения в Украине Евро-2012. У нас искривлена философия сертификации: у нас главное — безопасность, а во всем мире — качество услуг. В соответствии со ст.18 Закона «О туризме», перечень тур­услуг, подлежащих обязательной сертификации, и порядок ее проведения определяет Кабмин Украины. Однако до сих пор ничего не сделано.

Нет свободного доступа тур­операторов и турагентов к реестру сертифицированных услуг средств размещения. Работать приходится, по сути, на ощупь, следовательно — нарушаются права потребителей на качественное обслуживание, поскольку не обеспечивается требование законодательства. Все это вредит деловой репутации прежде всего туроператора и турагента, а чиновник, как всегда, «белый и пушистый».

Члены ТАУ справедливо недовольны и выставочной деятельностью нашей страны. Несмотря на все усилия, ассоциации так и не удалось добиться проведения этих мероприятий на тендерной основе, а также внедрения открытого, прозрачного и законного механизма использования государственных средств на рекламу. На съезде приводились вопиющие факты использования бюджетных средств, мягко говоря, вопреки их целевому назначению. Относительно этого в 2006—2007 годах возбуждено шесть уголовных дел. Велось следствие. Но подозреваемые отделались легким испугом, поскольку их освободили от уголовной ответственности по амнистии.

Или возьмем туристическую статистику. Здесь уже происходят самые настоящие чудеса. Согласно чиновничьим рапортам, Украина как будто превратилась в страну въездного и внутреннего туризма. Признайтесь, вы где-то видели на родных просторах толпы иностранных туристов?!

Давайте проведем параллель: Россию в прошлом году посетили 23 млн. иностранцев. Из них только 2,2 млн. туристы. А Украину за тот же период посетило свыше 23 млн. иностранцев. И практически все они — туристы, если верить бравурным отчетам! Установлено: в гостиницах проживало 1,3 млн. из них. А куда же девались остальные? Где миллиарды валютных поступлений в госказну?.. Если в 2007-м произошел такой бешеный всплеск въезда в Украину иностранцев, то почему же часть услуг, предоставленных им туристическими предприятиями, сократилась в девять раз?.. Почему тогда эти предприятия обслуживают сегодня менее двух (!) процентов гостей, въехавших в наше государство?.. Вывод: ведомственная статистика Госкомграницы не имеет ничего общего с реальностью. А государственный орган по туризму не может или не хочет объективно оценить ситуацию.

По данным обнародованного экспертами Всемирного экономического форума в Давосе рейтинга конкурентоспособности 130 стран мира в области туризма, Украина заняла 77-е место (между Оманом и Сербией). Отмечено, что неплохо у нас с общей туристической привлекательностью и совсем беда — с транспортной и туристической инфраструктурой, а также с политикой власти в сфере индустрии гостеприимнства. Беспокоит и озвученная экспертами сумма поступлений в Украину от въездного туризма. Соотнося количество въехавших иностранцев с цифрой поступлений от их пребывания, получаем смешной (точнее, печальный) показатель: примерно около 126 у.е. получено государством в прошлом году от каждого иностранца, независимо от срока его пребывания в Украине...

Как показала практика, туризм в нашем государстве — отрасль самодостаточная. Она не требует мелочной опеки, а тем паче непрофессионального вмешательства. Для ее эффективной деятельности нужно не так уж и много. Однако титанических усилий даже десятков мощных общественных организаций слишком мало для решения проблем индустрии гостеприимства, нужна главная движущая сила — политическая воля. А она, как показывает практика, почему-то перманентно сосредоточивается на очень узком круге отраслей. Лишь на тех, от которых изрядно попахивает нефтью, газом или, по крайней мере, металлом.

Завершающим аккордом съезда стала торжественная церемония награждения победителей Всеукраинской профессиональной туристической программы «Кришталевий лелека».

На этот раз ее победителями стали:

Город-курорт Ялта, который признан жемчужиной отечественного туризма.

Частное предприятие «Туристическая компания «Бітско» (г. Киев), получившее «Лелеку» за активное развитие въездного туризма.

Тернопольское частное предприятие «ОКСАМИТ-КЛ» (за активное развитие внутреннего туризма).

Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Краєвид» (г. Киев), признанное лучшим экскурсионным бюро.

Украинско-канадское совместное предприятие «МІСТ-ТУР» (г. Львов), завоевавшее звание наиболее активного и успешного популяризатора украинского туристического продукта за рубежом.

Донецкий институт туристического бизнеса, получивший награду за выдающиеся достижения в подготовке туристических кадров.

Закрытое акционерное общество «ПЛАСКЕ» (г. Одесса), удостоенное титула «Лучшая многопрофильная компания».

Институт туризма Федерации профсоюзов Украины (г. Киев) за разработку и организацию наилучших туристско-экскурсионных маршрутов и популяризацию туристических возможностей Украины.

Общество информационных технологий БІТ (г. Киев), завоевавшее пальму первенства среди IT-компаний — надежных партнеров туризма.

Редакция международного общественно-политического еженедельника «Зеркало недели» (г. Киев), удостоенная звания пропагандиста туризма номер один в средствах массовой информации.

Издательский центр «Світ успіху» (г. Киев) за лучший туристический путеводитель последних лет.

Специальной наградой «За пропаганду регионального туризма в средствах массовой информации» отмечена редакция журнала «Новини турбізнесу».

Кроме того, специальную награду «За пропаганду сельского зеленого туризма в средствах массовой информации» получил Союз содействия сельскому зеленому туризму в Украине (г. Киев).

Титул «Национальный гостиничный оператор (сеть гостиниц под ключ)» отныне будет иметь компания IPM Сonsult.

Лучшим отечественным инвестиционным проектом признана четырехзвездочная гостиница Amadeus Club (г. Каменец-Подольский).

Лучшей гостиницей — общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Надежда» (г. Ивано-Франковск).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно