Кому угрожает «производственный инфаркт»?

Поделиться
Летом выражение «сгорел на работе» становится особенно актуальным. Многие сотрудники уходят в отпуск, а оставшимся приходится работать в полном смысле слова «за себя и за того парня»...

Летом выражение «сгорел на работе» становится особенно актуальным. Многие сотрудники уходят в отпуск, а оставшимся приходится работать в полном смысле слова «за себя и за того парня». К перегрузкам добавляются стресс, жара — и вот уже подскочило давление, разболелась голова, начались проблемы с пищеварением. По статистике, именно летом учащаются «производственные инфаркты», когда пострадавших доставляют в больницу прямо с работы. Как же выдержать напряженный ритм и при этом сохранить здоровье? Специалисты советуют начинать… с рабочего стола.

Уберите все лишнее!

Рабочее место может очень многое рассказать о человеке. Достаточно в разгаре дня заглянуть в кабинет современного офисного работника или бизнесмена средней руки, и его профессиональные качества, характер, наклонности, даже гастрономические привычки — перед вами, как на ладони.

Порой даже трудно представить, как много разных вещей может находиться на столе одновременно! Кипы бумаг, папки с документами, неоконченные отчеты, письма, газеты. Рядом обычно еще и чашка с недопитым кофе, набитая доверху пепельница, калькулятор, мобильный телефон... Неудивительно, что значительную часть времени служащие тратят на то, чтобы просто отыскать в этой куче необходимую папку или документы. Тем не менее, «творческий беспорядок» мало кого смущает. А некоторые им даже гордятся: ничего, пусть все видят, как я занят!

— Заваленный стол — отнюдь не признак высокой квалификации. Скорее уж, наоборот, свидетельство хаоса в мыслях, — считает психолог Нина Рожкова. — И хозяин такого стола нередко выглядит измученным, издерганным, пьет валерьянку и жалуется на усталость. Да, нагрузки современных служащих действительно возрастают. Наихудший путь — пытаться делать несколько дел сразу. Далеко не все обладают способностями Юлия Цезаря. Большинство людей способны выполнять лишь одну задачу в определенный промежуток времени. Хватаясь за все сразу, они рискуют не закончить ни одной. Распределите все дела на срочные, важные и второстепенные. И занимайтесь ими в порядке очередности. А чтобы не отвлекаться, освободите свой письменный стол от всех вещей, кроме тех, которые имеют отношение к решаемой сейчас проблеме. Специалисты выяснили: один лишь вид стола, заваленного бумагами, вызывает смятение, напряжение и беспокойство. Постоянное напоминание о миллионе невыполненных дел может вызвать повышение кровяного давления, нарушение деятельности сердца и язву желудка.

Второе простое правило: наиболее сложные и трудоемкие проблемы лучше решать в первой половине дня. Именно в это время мозг лучше всего усваивает и перерабатывает информацию, а организм наиболее адаптирован к нагрузкам и стрессам. А работу, требующую меньших усилий, можно отложить до вечера.

Квадратный или круглый?

На создание психологического климата в офисе влияет и форма стола. Например, квадратный способствует созданию отношений соперничества между равными по положению людьми. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы. А вот друзей или тех, кого вы желаете видеть среди них, лучше пригласить за круглый стол — он создает ощущение неофициальности, способствует установлению приятельских отношений. Прямоугольный стол встречается в наших офисах чаще всего и наиболее нейтрален. Он подойдет практически для любых случаев.

Кроме того, нужно еще и усадить собеседника так, чтобы создать ощущение наибольшего психологического комфорта. К примеру, угловое положение характерно для людей, занятых дружеской беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет обоим простор для жестикуляции и возможность наблюдать за эмоциями собеседника.

Позиция делового взаимодействия — когда участники беседы располагаются по одну сторону стола. Это одна из самых удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

А вот положение собеседников друг против друга обычно создает атмосферу конкуренции. Люди занимают такое положение в том случае, если находятся в отношении соперничества или когда один из них делает выговор другому.

Если постоянно чувствуете себя неуютно в офисе, стоит задуматься: а правильно ли я сижу? С точки зрения психологов, «закрытая» спина и возможность свободного обзора комнаты — необходимые характеристики правильного расположения рабочего места. Человек должен видеть, кто входит в комнату или подходит к его столу. Если же ему приходится сидеть спиной к двери или коллегам, он неизменно чувствует дискомфорт, который рано или поздно отразится и на работе.

Не менее важен и «оконный фактор». Неслучайно именно место у окна считается самым удобным, будь то студенческая аудитория, кафе, троллейбус или престижный офис. Оно дает возможность мгновенно отвлечься, изменить психологический настрой. Рекомендуется смотреть за окно некоторое время, если чувствуете усталость, напряжение глазных мышц или же ситуация близка к стрессовой. Это позволит расслабиться. Крайне нежелательно размещать рабочие места дальше четырех метров от окна, иначе будут нарушены не только нормы освещения, но и психологический комфорт.

— Очень часто на рабочих столах можно видеть фотографии членов семьи, — продолжает Нина Рожкова. — Это хороший психологический прием, помогающий человеку чувствовать себя защищенным. Например, после неприятного разговора с деловым партнером или выволочки от начальства один лишь взгляд на дорогих сердцу людей позволяет успокоиться и восстановить душевное равновесие. Но нельзя перебарщивать, расставляя на столе кучу фотографий в рамочках или оклеивая ими стены. Во-первых, подобные вещи могут быть неприятны сотрудникам, у которых нет семьи. Во-вторых, деловым партнерам тоже не всегда нравится, когда их встречает слишком по-домашнему настроенный человек. Да и руководители могут решить, что вы зациклены на семейных проблемах. Ограничьтесь одной домашней фотографией и расположите ее так, чтобы она видна была лишь вам.

Подружитесь со стрессами

Жаркая погода — серьезное испытание для гипертоников, сердечников, страдающих сосудистыми заболеваниями. Если же к ней добавляется еще и рабочий стресс, возникает двойной риск. Как же не разочаровать начальство и в то же время сохранить здоровье?

— Избегать стрессов бессмысленно, поскольку они являются неизменными спутниками как любого производственного процесса, так и повседневной жизни. Лучше постарайтесь к ним приспособиться. Кстати, чаще всего «производственные инфаркты» провоцируют не возросшие нагрузки и капризы погоды, а неправильное поведение самих служащих, — считает врач-терапевт Лидия Боровская. — Например, в середине дня, в разгар жары, многие офисные работники «подстегивают» себя с помощью кофе, крепкого чая, никотина. Эти средства действительно способны повысить работоспособность, но лишь на короткое время. Кроме того, у всех стимуляторов есть парадоксальная реакция: если принимаешь больше четырех чашек крепкого кофе или чая в день, то вместо активизации появляются утомление и сонливость. Поэтому человеку, чтобы взбодриться, требуется с каждым днем выпивать все больше кофе, выкуривать больше сигарет. Злоупотребление стимуляторами в сочетании с жарой и стрессами вполне может привести к развитию ишемической болезни сердца, стенокардии и даже инфаркту. Поэтому рекомендуется выпивать не более двух чашек крепкого чая или кофе в день, причем желательно до обеда. От курения же летом лучше вообще отказаться либо сократить потребление сигарет до минимума. Снять вялость и сонливость помогут свежий воздух и движение. В перерыве прогуляйтесь в ближайшем парке, выполните несложные физические упражнения, в крайнем случае — просто пройдитесь по коридорам. Еще одна «офисная болезнь» — неправильное и нерегулярное питание. Ради решения неотложных дел многие служащие либо вообще пропускают очередную трапезу, либо довольствуются бутербродами вместо горячей пищи. И в результате наживают гастриты и другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Даже если дел невпроворот, старайтесь не менять привычного ритма, питайтесь в одно и то же время.

Не менее важен и правильный питьевой режим. В жаркую погоду организм теряет много жидкости, а вместе с ней и необходимые минералы. Это особенно опасно для гипертоников — им следует выпивать не менее двух литров в сутки. Но имейте в виду: сладкая вода скорее распаляет желание пить, чем утоляет его. Натуральные соки тоже не помогут, поскольку они густые, к тому же сахар — лишние калории. По мнению специалистов, утолять жажду в летний зной лучше всего солоноватой минеральной водой без газа.

Выходите почаще на улицу, особенно после дождя — так организм быстрее приспособится к погоде и вы будете меньше замечать ее капризы. А самое главное, ни жару, ни рабочий стресс не стоит воспринимать как трагедию. Перепады погоды тренируют организм, повышают его устойчивость к нагрузкам. А дополнительные обязанности на работе могут дать вам возможность проявить свои профессиональные качества и продвинуться по службе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме